Цель урока:
- ознакомление учащихся с традициями и музыкальным достоянием русского народа.
Задачи урока:
- обогащение представлений учащихся об истории, быте, особенностях музыкального искусства русского народа;
- формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Методы и приемы:
- словесно-индуктивный (беседа);
- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
- наглядно-слуховой;
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
- создание эффекта удивления и ситуация успеха.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: ТСО, музыкальный материал русских народных песен, слайд-презентация, народные инструменты (ложки, шаркунок, рубель, бубен, трещотка, колокольчики), платки, тряпичные куклы.
Ход урока
1. Организационный момент
(Класс входит под русскую народную песню “Пошла млада за водой”)
Учитель:
– Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше узнать традиции русского народного творчества, мы совершим путешествие во времени по страницам музыкального прошлого России. Познакомимся с традициями, песнями, играми и потешками.
2. Вступительная часть
Учитель:
– Ребята, как одним словом можно назвать загадки, потешки, заклички, скоморошинки? (Фольклор – это устная традиция народного творчества).
Да, и песни были разные. Какие, сможете назвать? (трудовые, военные, шуточные, хороводные и т.д.)
Одним из факторов популярности народной песни была интонационная основа, которая походила на протяжную речь, на плач, на смех, связанных с человеческими эмоциями. А чтобы усилить эмоциональную сторону песню “разукрашивали” народными инструментами. Какие вы знаете народные инструменты? (ответы детей)
3. Основная часть
Учитель:
– Собирался стар и млад, и начиналось во всю гулянье да веселье. Тут и парнишки с гармошками, и девчата с платочками.
“Круг заводит хоровод
Развеселый, разудалый;
Как у наших у ворот”.
(Звучит русская народная песня в исполнении учителя “Как у наших у ворот”).
Учитель:
– С какой интонацией прозвучала песня? (веселой, шуточной, игровой)
Значит и характер будет такой. Давайте, мы ее исполним, каждый куплет споем с определенной интонацией и характером.
(Разучивание песни, текст на экране)
Учитель:
– Полюбилась эта песня жителям другой местности, и стали ее не только петь, но и обыгрывать. А как можно ее обыграть? (по ролям станцевать, сыграть на народных инструментах)
Давайте пофантазируем и представим себя в роли артистов или детей, поющих на лугу.
(Повторное исполнение песни)
Учитель:
– Итак, хоровод мы сыграли. А какие игры вы еще знаете? (ответы учащихся)
Я хочу сыграть с вами в старинную игру, которую вы знаете, но наши прадедушки и прабабушки играли в нее иначе. Называется она “Заря-заряница”, по нашему “Колечко”
Здесь нам потребуется несколько человек и один ведущий, но сначала нам нужно рассчитаться, чтобы выбрать водящего.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи — тебе водить!
(Игра “Заря-заряница” во время игры учитель поет песню).
Учитель:
– Наряду с песнями и играми в народной культуре существуют заклички, потешки, скоморошинки, прибаутки, тесно связанные с трудовой и религиозной деятельность человека, с помощью которых он стремился повлиять на силы природы, на судьбу.
Под вечер девушки собирались в одной из изб на посиделки. Чем они там занимались? (вышивали, пряли, вязали и т.д.) И при этом пелись песни. А для чего? (чтобы работа веселее шла).
Вот одну из таких песен я вам сейчас исполню.
(Звучит русская народная песня “Ниточка”, каждый куплет озвучивается разными народными инструментами)
Учитель:
– С какой интонацией прозвучала песня и какими инструментами ее украсила? (ответы детей)
– Постепенно приближалась ночь. На небе показались звезды. Идешь мимо домов и слышишь: то тут, то там звучит песня. А какая? (напевается мотив колыбельной песни)
Ребята, а вам мамы пели колыбельные песни? С какой интонацией нужно исполнять? (тихая, напевная, ласковая)
А чтобы совсем уж хорошо спалось, ребенок брал с собой игрушку. А игрушки были самодельные, сделанные из соломы или тряпочек. Я сегодня принесла вам таких кукол. Положите куколку в ладошки, представим, что это люлька, и споем ей тихую, нежную колыбельную.
(Исполняется “Колыбельная”).
Учитель:
– Сегодня на уроке мы познакомились с песнями, под которые можно трудиться, засыпать и играть. Есть песни величальные и плачи. Есть и такие песни, в которых показывается красота русской природы. В них народ выражает гордость за свою родину. Одной музыкальной фразой можно показать красоты русской природы.
(В исполнении учителя звучит попевка “Раздолье”)
А вы какие песни о природе знаете? Назовите их. (Ответы детей)
Скажите, а важно учитывать время и место, где можно исполнить ту или иную песню? (да) Почему? (ответы детей)
4. Итог урока
Учитель:
– Сколько еще интересного таится в культуре народного творчества! К сожалению, наше путешествие подошло к концу, и мы вернулись в XXI век в наш класс, где народное творчество, к сожалению, вытесняется современными технологиями и забывается. Это не правильно. Еще писатель М.Горький сказал:
“Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего”.