Оборудование: колокольчик, письмо в конверте, компьютер, проектор, листочки-контуры лиц, цветные карандаши.
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в школе .
Задачи:
- знакомить с историей 1 сентября;
- обогащать словарный запас учащихся;
- учить составлять новые слова на основе картинок – разгадывать простые ребусы;
- ориентироваться в “карте Галактики знаний”;
- развивать зрительно-поисковую функцию глаз;
- анализировать поведение мульт-героя, делиться своим мнением по поводу увиденного;
- обсуждать правила поведения со школьными принадлежностями – учебниками;
- воспитывать эстетический вкус.
I. Орг. момент:
Слайд 1.
Звенит звонок.
- Здравствуйте, дорогие первоклассники и их родители. Вот и наступил этот долгожданный день. Вы стали учениками. Сегодня перед вами открывается большая дорога в страну знаний, шагая по ней вы станете умнее, взрослее, дружнее. Но, чтобы всего этого добиться нужно очень стараться. Когда закончите школу поступите в институты, университеты, академии, консерватории.
Давайте познакомимся, я – ваш учитель, Ирина Николаевна Бегашева. Буду учить вас математике, чтению, русскому языку и многому другому, целых четыре года.
Каждый день я буду говорить вам: “Здравствуйте, ребята!” И вы в ответ будете здороваться со мной. В классе принято на приветствие учителя отвечать наклоном головы, стоя при этом у своей парты. Давайте попробуем!
Здравствуйте, ребята! Молодцы! Тихо садитесь.
II. Постановка задачи урока.
- Сегодня вы впервые переступили порог школы, обычно это бывает 1 сентября. А что вы знаете об этом дне? (выслушивает ответы)
- С древних времен, день 1 сентября считался началом Нового года. Но Петр I – российский император, издал указ о праздновании Нового года на западный манер, 1 января (слайд 2).
А как же 1 сентября? Через много лет этот день стал Днем знаний, началом “новой жизни” для многих детей. Праздник первого звонка. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Это — праздник для первоклашек и первокурсников. И те и другие вступают в совершенно новую жизнь.
Потому этот день для них один из самых волнующих и запоминающихся. 1 сентября в истории России произошли значимые события, так или иначе связанные с обучением(слайд 3):
В 1714 году в Петербурге по распоряжению ПЕТРА I создана первая в России государственная библиотека. Сейчас это библиотека Российской Академии наук.
В 1919 году открылась первая в мире Государственная киношкола, ныне известная как Всероссийский государственный институт кинематографии им. А. С. Герасимова.
В 1953 году на Ленинских (Воробьевых) горах открылся новый комплекс зданий МГУ.
В 1964 году впервые на телеэкране появилась передача “Спокойной ночи, малыши!”, развлекающая и обучающая малышей, готовя их к школьной жизни.
- Ой, к нам прилетели инопланетяне (слайд № 4) и привезли космический конверт (в классе, в любом месте висит большой конверт с письмом).
Давайте посмотрим, что же в нем (если в классе есть ученики, которые хорошо читают, то можно им предложить прочитать послание).
“Дорогие ребята, приглашаю вас в первое космическое путешествие в бескрайнюю галактику Познаний. Вы побываете на 4 планетах. Надеюсь, что ваше путешествие будет интересным и полезным.
Королева Знаний”.
III. Содержание урока:
- Кто знает, что такое галактика? Галактика – это гигантская звездная система, здесь находятся разные звезды и планеты (слайд №5).
Отгадайте по первым буквам картинок, на чем мы полетим в путешествие (слайд №6) – учащиеся называют картинку и первую букву картинки.
- Вот наша ракета (слайд №7).
- На ней мы полетим в наше космическое путешествие.
- 1 – 2 – 3 – 4
Глазки все закрыли.
1 – 2 – 3 – 4 – 5
Начинаем представлять
Лес и горы и холмы,
Дуб высокий у реки,
Рощу, поле, ветерок,
И пшеничный колосок
1 – 2 – 3 – 4
Глазки все открыли (слайд №8 - на экране появляется карта с изображениями планет).
- Отправляемся на первую планету.
Планета № 1. Планета порядка (слайд 9)
- Мы приземлились на планете Порядка. Ой, кто же здесь так все раскидал? У вас я, надеюсь все школьные принадлежности в порядке. Попробуем и на этой планете навести порядок. Найдите одинаковые пары предметов – букварь, дневник, линейка, тетрадь, ручка, карандаш, краски, пенал, ластик (учащиеся показывают парные картинки, со слайда исчезают картинки по щелчку). Молодцы! А куда же все предметы исчезли? (в портфель – он на слайде без пары).
- Молодцы! (по ссылке-звёздочке возвращаемся к карте)
- Отправляемся на следующую планету. Приготовили руки.
- Внимание:3,2,1, пуск.(ууууу)
- Мы приземлились на планету Загадок.
Планета №2: Планета загадок (слайд 10)
- Здесь живет Властелин загадок. Всем прибывшим на планету он задает разные загадки. А загадка не простая: посмотрите отрывок из мультфильма “Маша и Медведь”, и скажите, что неправильно и что правильно делает Маша в школе. (по ссылке – Властелин загадок учащиеся смотрят отрывок из мультфильма “Маша и Медведь” - серия 1 сентября) (после просмотра учащиеся отвечают на вопрос, по ссылке – звёздочка переход к слайду с изображением карты).
- Отправляемся на следующую планету. Приготовили руки.
- Внимание:3,2,1, пуск.(ууууу)
Планета № 3. Беседа: учебник - твой друг.
- Мы приземлились на третью планету галактики Знаний. На этой планете правит Книжная принцесса (слайд 11)
- Кто живет здесь? (Здесь живут книги-учебники.)
- Как надо обращаться со своими друзьями- учебниками? (С учебниками надо обращаться бережно: обернуть в обложку, в учебнике должна быть закладка, учебники нельзя кидать, рвать….) кто прочитает пожелание книжной принцессы?
Твой учебник – не альбом,
Рисовать не надо в нем,
Ты читай, решай задачи,
Но учебник не испачкай.
Нужен весь учебный год
За учебником уход.
Чтобы чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам!
- Принцесса прислала вам посылку. (Появляется космическая посылка, которую вносит сказочный персонаж - Буратино)
Буратино: Как вы думаете, что в посылке? (Учебники.) Правильно. Учебники - это наши верные друзья. Они о многом могут рассказать, многому научить. Я вот этого сразу не понял и продал свою “Азбуку” за три сольдо (грустно вздыхает). “Азбука” - это ваш первый учебник, он открывает вам ворота в страну Знаний и новых открытий. Можно я с вами останусь и буду учиться? ( отвечают учащиеся, выдаются учебники. По ссылке – звёздочка переходим на слайд с картой).
- Отправляемся на последнюю планету. Приготовили руки.
- Внимание: 3, 2, 1, пуск. (ууууу)
Планета №4. Планета Художеств. Творческое задание.(слайд 12)
- Мы приземлились на планету Художеств. Все жители этой планеты имеют краски, кисточки, карандаши и листки бумаги. Все свои чувства, мысли и слова они передают с помощью рисунков. Так как очень любят рисовать.
Давайте и мы с вами в галактике Понаний создадим еще одну планету – “1 класса”. У вас на столе есть белые листочки, кружочки или контуры лиц. Дорисуйте им глаза, нос, рот, раскрасьте волосы. И портрет класса будет этой планетой (учащиеся рисуют под музыку – учат в школе).
- Кто нарисовал – поднимите руку (рисунки учащихся крепятся на магнитную доску и показывается слайд 13).
IV. Подведение итогов.
- На этом наше первое космическое путешествие в галактику Знаний подошло к концу, пора возвращаться в класс.
- Приготовили руки.
- Внимание: 3, 2, 1, пуск. (ууууу)
- Наше путешествие удалось на славу.
- Что вам понравилось в нашем путешествии больше всего? ( Учащиеся делятся впечатлениями о первом уроке.)
- Вы узнали о правилах, которые надо выполнять в школе. Отгадали все загадки на школьную тему. Получили учебники, теперь это ваши друзья и мы надеемся, что вы будете бережно с ними обращаться, беречь их. Нарисовали великолепные рисунки - теперь в галактике Знаний есть еще одна планета – Первоклашка.