Предмет: Игровая экология.
Класс: 3 класс, занятие в рамках программы дополнительного образования “Игровая экология. Часть 3” Т.В. Шпотовой.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Цели занятия:
- Формирование у детей представления о природных зонах нашей планеты.
- Повышение интереса к изучению окружающего мира, развитие познавательной активности.
- Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи занятия:
- Продемонстрировать различные условия существования организмов.
- Познакомить детей с понятием “природные зоны”, характерными для них растениями и животными, и расположением зон на планете.
- Рассмотреть особенности природных зон России.
- Развивать любознательность, совершенствовать умственную деятельность: способность анализировать, делать выводы.
- Воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма.
Методы и приемы: Беседа, рассказ, демонстрация, игра, практическое задание.
Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, компьютерный класс, карточки для игры, глобус.
Ход урока
I. Организационный момент
Детям предлагается закрыть глаза, для большей концентрации внимания, и послушать по очереди записи природных звуков: крик обезьян (тропический лес), топот скачущих лошадей (степь), крик кукушки (смешанный лес), песчаную бурю(пустыня) (Слайд 2).
Для каждой записи дети определяют, что они услышали, какие звуки оказались им знакомы, в каком месте Земли их можно услышать. В результате обсуждения приходим к выводу, что каждый звуковой фрагмент соответствует разным местам на нашей планете. Педагог сообщает, что сегодня на занятии мы познакомимся с основными природными зонами нашей планеты. (Слайд 3).
II. Актуализация знаний
Для повторения основных понятий, которые будут использоваться на занятии, проводится игра “Совы – Вороны”:
Формируются две равные команды - Совы и Вороны. Обе команды выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии одного метра. Педагог произносит фразу, содержащую некое утверждение, и, если оно соответствует действительности, Совы (мудрые птицы и знают ответы на все вопросы) начинают махать “крыльями”. Если же утверждение не соответствует действительности, то Вороны (хитрые птицы) машут “крыльями”. Игроки, которые ошиблись переходят в команду соперников. (Слайд 4).
Примеры утверждений:
- Экосистема – это совокупность живых организмов и условий их существования, находящихся во взаимосвязи друг с другом (верно).
- Биосфера – это живая оболочка Земли, которая не взаимодействует с другими сферами (неверно).
- Биосфера не является экосистемой (неверно).
- Оптимальными для организма условиями называют такие условия, при которых организм чувствует себя хорошо (верно).
- Температура, влажность, освещенность – это абиотические факторы среды (верно).
Учащимся предлагается отгадать загадки о деревьях, которые им хорошо знакомы:
- Эти мелколиственные деревья очень любят свет и поэтому всегда первыми появляются на вырубках (береза, осина) (Слайд 5).
- Это дерево в молодости боится прямых солнечных лучей, поэтому вырастает под сенью лиственных лесов (ель) (Слайд 6).
- Это дерево очень любит влагу, поэтому мы часто видим его по берегам рек и озер (ива) (Слайд 7).
Подводя итоги, обращаем внимание на определенные условия обитания этих деревьев. Приходим к выводу, что сочетание абиотических факторов определяет видовой состав живых существ экосистемы. (Слайд 8)
III. Изучение нового материала
Педагог, демонстрируя модель земного шара – глобус, задает вопросы:
Одинаков ли растительный и животный мир на нашей планете? От чего зависит это разнообразие? Как меняются абиотические факторы (освещенность, температура, влажность) от экватора к полюсам и с чем это связано? (Слайд 9)
Выслушав и обсудив все предположения учащихся, делаем вывод, что разнообразие климата зависит прежде всего от неравномерности распределения солнечной энергии по поверхности Земли. Из-за наклона земной оси разные области земного шара получают неодинаковое количество солнечной энергии. Рассматривается схема распределения солнечной энергии по поверхности Земли. (Слайд 10).
Педагог просит детей показать наиболее отличающиеся друг от друга по количеству тепла места на земном шаре – полюса и экватор. (Слайд 11).
Объясняет, что в пределах одних и тех же широт имеются территории с разными условиями – более и менее влажные, более и менее освещенные, более и менее теплые. Вводит понятие природные зоны:
Природная зона - часть географического пояса с однородными климатическими условиями. Природные зоны определяются растительностью и животным миром, населяющими их территорию. Природные зоны формируются прежде всего под влиянием тепла и влаги, получаемых территорией. (Слайд 12).
Педагог показывает расположение природных зон на карте мира (Слайд 13). Объясняет, что каждая природная зона является своеобразной экосистемой. Проводит мини экскурсию – презентацию основных природных зон двигаясь от полюса к экватору. В ходе презентации учащиеся знакомятся с характерными для каждой зоны животными и растениями. (Слайды 14-29)
IV. Закрепление нового материала
Для лучшего усвоения понятия “природные зоны” и их очередности детям предлагается игра “От полюса до тропиков”.
Описание игры: Восемь участников игры вешают на грудь карточки с изображением природных зон. Остальные дети получают карточки с изображением животного или растения какой-либо природной зоны. “Зоны” должны выстроится в правильном порядке от полюса до экватора, а “животные” и “растения” найти правильно свой дом. Данную игру можно проводить несколько раз, меняя роли и карточки с растениями и животными.
Педагог акцентирует внимание детей на том, что для многих государств (например, Европы) деление на зоны условно, а в России, на огромной территории, раскинувшейся между двумя океанами эти зоны очень хорошо различимы. Демонстрируется фильм “Путешествие из Мурманска в Сочи”. (Слайд 31).
Для итогового контроля учащимся предлагается выполнить практическое задание на компьютере: расположить природные зоны в правильном порядке от полюса к экватору <Приложение 1>. Проанализировать выполнение задания. (Слайд 32).
V. Подведение итогов
Педагог предлагает детям вспомнить звуки природы, которые они слушали в начале урока и сопоставить их с природными зонами. Звуковые фрагменты расположить в порядке очередность природных зон и прослушать еще раз. (Слайд 33)
VI. Домашнее задание
Предложить детям описать природную зону, в которой они живут, по следующей схеме:
- Количество ярко выраженных сезонов в году;
- Продолжительность каждого из сезонов;
- Перечень наиболее характерных для данной зоны растений и животных.
Список учебной и дополнительной литературы:
- Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Аванта Плюс, 2001.
- Энциклопедия для детей. Георафия. – М.: Аванта Плюс, 1999.
- Шпотова Т.В., Методические рекомендации к программе “Игровая экология, часть 3”. – Москва, ИСАР, 1999г.
- http://school-collection.edu.ru
- http://www.youtube.com/watch?v=S0dxdnGuSDY
- http://www.youtube.com/watch?v=YBNINuRht74
- http://www.youtube.com/watch?v=n1Y6dThtN9E
- http://www.youtube.com/watch?v=2vTZACnUveI
- http://www.youtube.com/watch?v=7cn0eQ9EFU
- http://www.youtube.com/watch?v=DeOwD6_OOD8
- http://www.devoir-de-philosophie.com/dissertation-biotopes-repartition-des-grands-biomes-138200.html
- http://bookvaeshka.ru/polyarnaya-sova
- http://dendrology.ru/forest/item/f00/s01/e0001386/index.shtml