Логопедическое занятие "Дифференциация гласных о–ё"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

  1. Учить различать твёрдые и мягкие согласные и правильно отражать на письме гласные О-Ё.
  2. Развивать фонематическое восприятие и анализ.
  3. Закреплять понятие звук, буква, слово, предложение.
  4. Обогащать словарь по теме “Домашние животные и их детёныши”.
  5. Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки к отгадкам, сигнальные карточки с буквами О-Ё, слоги на карточках, дидактическая игра “Собери зёрнышки в тарелки”, предметные картинки “домашние животные и их детёныши”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Сегодня на занятие к нам пришли гости. Они посмотрят, как вы занимаетесь. Посмотрите на них чтобы потом не отвлекаться.

II. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: “Заборчик” – “Трубочка”, “Колесо” – “Заборчик”

Упражнения для языка: “Лопаточка”, “Иголочка”, “Часики”, “Маляр”, “Грибок”, “Лошадка”

III. Объявление темы занятия.

– Отгадайте загадки:

Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Под кустами,
Под ёлками катится
Клубочек с иголками. (Ёжик)

Выставляются картинки с изображением животных.

– Назовите первые буквы в этих словах.

– Сегодня на занятии будем учится различать гласные О–Ё.

Оформление тетрадей.

– Откройте тетради запишите сегодняшнее число. И тему занятия О-Ё.

IV. Актуализация знаний.

– Отличаются ли первые буквы по звучанию и написанию?

– Что мы произносим? (звуки)

– Что пишем? (буквы)

– Какую гласную сложнее произносить О или Ё?

– Вспомните и расскажите, как образовалась гласная второго ряда Ё?

– Как звучат согласный перед гласной О. (твёрдо)

– Как звучат согласные перед гласной Ё. (мягко)

V. Дифференциация гласных О-Ё в слогах.

1. Игра с буквами.

– Я произнесу слоги, а вы поднимите сигнальные карточки. Услышите мягкую согласную поднимите букву Ё, твёрдую –О.

2.Чтение и запись слогов.

– Что написано на доске? (слоги)

– Прочитаем их вместе.

МЁ МО НО ТЁ ДЁ ВО СО БЁ

– Прочитайте слоги с мягкими согласными.

– Какая гласная стоит после согласных?

– Прочитайте слоги с твёрдыми согласными.

– Какая гласная стоит после согласных?

Вывод: после твердых согласных пишем гласную О, после мягких согласных пишем гласную Ё.

– Запишите слоги. Подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, Твердые согласные синим.

Проверка.

VI. Пальчиковая гимнастика

Насыпан горох в блюдце. Ученик большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть. Каждая горошины берется на ударный слог.

Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.

VII. Дифференциация гласных в словах.

Игра “Собери зёрнышки в тарелки”

На зёрнах написаны слова с пропущенными буквами О-Ё. Нужно разложить зёрнышки в разные тарелки. На тарелках написаны буквы О, Ё, О-Ё.

Слова: свёкла, серёжки, зерно, лисёнок, ребёнок, кочка.

Ученики распределяют слова под тарелочками и одновременно записывают слова в тетрадь в три столбика.

VIII. Дифференциация гласных О-Ё в предложениях.

Работа с картинками “Домашние животные”

– В одном дворе жили……..(выставляются картинки, ученики их называют)

– На какие две группы их можно разделить? Почему?

– У них были дети.

– Назовите, как у этих животных называются детеныши. Нагулялись детеныши и стали звать (искать) своих мам.

– Выйдем к доске и найдем каждому детёнышу маму со словами. “Я возьму корову.”

– Составим предложение У кого кто? (У коровы телёнок)

– Сколько слов в твоем предложении.

Каждый ученик составляет предложение.

– Назвать каждый свое предложение. Сколько слов в предложении?

– Как пишется первое слово в предложении?

– Запишем каждый свое предложение. Подчеркните твердый согласный перед О синим цветом, мягкий согласный перед Ё – зеленым.

Проверка своего предложения с карточкой. Выставление себе оценки.

IX. Итог занятия.

– Какую гласную пишем после мягкой согласной?

– Какую гласную пишем после твёрдой согласной?

Анализ работы учащихся.