Открытый урок-обобщение по теме «Великая Отечественная война». «Запомнит мир спасенный»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная цель: обобщить и систематизировать ранее полученные знания учащихся по теме “Великая Отечественная война”, познакомиться с новыми фактами и воссоздать картину жизни и борьбы страны в военное время.
  • Воспитательная цель: формирование чувства патриотизма и гордости за Родину
  • Развивающая цель: развитие аналитического мышления на уроках истории, формирование умения выявлять взаимосвязь и взаимообусловленность событий, делать самостоятельные выводы и оценивать события, отстаивать свою точку зрения. Формирование умения работать в группе.

Оборудование урока: презентация, документы: “Приказ №227” “Ни шагу назад”; записи песен Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим”, В. Высоцкого “От границы мы землю вертели назад”; листы для индивидуальной работы.

Предварительная подготовка класса и задание: класс делится на группы и готовит сообщения по следующим темам:

  • “Начало войны. Первые неудачи”
  • “Битва под Москвой”
  • “Успехи, не ставшие победой. Неудачи 1942”.
  • “Кузница победы”.
  • “В тылу врага: фронт за линей фронта”.
  • “Коренной перелом в великой Отечественной войне”.
  • “Боевые операции 1944 г.”
  • “Окончание войны”.

Эпиграф (слайд 1)

Помните!...
Покуда сердца стучатся –помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский

Эпиграф зачитывается и начинается прослушивания песни Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим” (1-й куплет).

Проблемный вопрос: А какова же была цена этой победы? Сразу определить ее трудно. Надо понять и разобраться в тех событиях, которые происходили.

Организационный момент:

Сегодня на уроке мы будем обобщать материал по Великой Отечественной войне, выделим причины, проанализируем основные этапы войны и результат основных битв Великой Отечественной войны, подведем итоги этих страшных событий и определим цену победы.

Вопрос к классу: В чем актуальность темы Великой Отечественной войны? (активизация неофашизма и национализма)

Слайд 2.

“Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой идет не ради славы,
Ради жизни на земле”.
А.Т. Твардовский

Вопрос к классу: Как вы думаете, можно словами Твардовского охарактеризовать такое грандиозное событие, дать ему такую формулировку?

Представители групп будут выступать с сообщениями по теме. Класс заполняет индивидуальные листы. После каждого сообщения задаются вопросы к выступающему.

Ф.И. выступающего, название выступления Тезисы Непонятные места Вопросы к выступающему Оценка Выводы
           

Представитель 1 группы: сообщение “Начало войны. Первые неудачи”

Слайд 3.

1. Какова степень готовности СССР к войне?

2. В чем выразились противоречия подготовки страны к войне?

3. Каковы причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны?

Работа класса по вопросам.

Представитель 2 группы: сообщение “Битва под Москвой”

Слайд 4.

Существует 2 точки зрения на причины неудачного для Красной армии начала войны:

1. Неудачи 1941 г. - результат преступлений и ошибок И.В. Сталина и его окружения.

2. В неудачах начала войны определяющую роль сыграли факторы, напрямую не зависящие от И.В. Сталина и его окружения.

Вопросы к классу: Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной?

Используя исторические знания, приведите 3 аргумента, подтверждающих избранную точку зрения.

В чем же значение победы в Московской битве?

  • Срыв блицкрига;
  • Первое крупное поражение гитлеровских войск;
  • Первая победа советских войск, способствовавшая укреплению боевого духа, психологического настроя народа.

Представитель 3 группы: сообщение “ Успехи, не ставшие победой. Неудачи 1942”.

Слайд 5.

"...И вновь я вижу все твои приметы,
бессмертный твой, кровавый, горький зной,
сорок второй, неистовое лето
и все живое, вставшее стеной
на бой со смертью..."
О. Берггольц

Работа по вопросам:

1. Когда обстановка сложилась более катастрофической: летом 1941 г. или 1942 г.?

2. Почему в 1942 г. повторились события начального этапа войны?

Работа с документом (документ у каждого ученика):

Познакомьтесь с документом “Приказ № 227”

ПРИКАЗ
Народного комиссара обороны Союза ССР
№ 227 от 28 июля 1942 г.

“Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором. Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток. Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.

Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского Союза - это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.

Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора кончить отступление.

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв......”

Паникеры и трусы должны истребляться на месте.

Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования.

Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины.

Таков призыв нашей Родины.

Выполнить этот приказ - значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага.

Народный комиссар обороны
И.СТАЛИН

Вопросы к документу:

– Считаете ли вы, что в тех условиях, перечисленные меры были необходимы, и действовать по другому было нельзя?

– Какую роль сыграл этот приказ?

Представитель 4 группы: сообщение “ Кузница победы”.

Слайд 6.

Вопрос к классу: Какой вывод можно сделать, сопоставив сырьевые ресурсы СССР и Германии?

Работа с таблицей.

наименование произведено
в СССР в Германии
с VII.1941 по V.1945 1941-1945
1.Чугун (млн. т) 31,5 98,1
2.Сталь (млн. т) 45,4 133,7
3.Уголь (млн.т) 441,5 2151,6
4.Нефть (млн.т) 91,5 62,0
5.Орудия (тыс.шт) 188,1 102,1
6.Минометы(тыс.шт) 347,9 68,0
7.Танки 95 099 53 800
8. Боевые самолеты 108 028 78 900

Представитель 5 группы: сообщение “В тылу врага: фронт за линей фронта”.

Слайд 7.

Вопрос к классу: Почему сейчас появляются люди, которые проповедуют неофашистские и националистические идеи?

Представитель 6 группы: сообщение “Коренной перелом в Великой Отечественной войне”.

Слайд 8

Перед сообщением звучит песня В.Высоцкого “От границы мы землю вертели назад”.

Вопрос к классу: Что вы почувствовали, слушая эту песню?

По своему размаху Сталинградская и курская битвы превосходили самые кровопролитные сражения первой мировой войны под Верденом и на Сомме.Битва под Верденом получила название “Верденская мясорубка”.

Вопрос к классу: Как бы вы назвали сражения 1943 г.?

Представитель 7 группы: сообщение “Боевые операции 1944 г.”

Слайды 9, 10

Познакомьтесь с данными о потерях Красной Армии в 1944-1945 гг.

Польша–600 тыс. чел. Австрия–26 тыс. чел.
Чехословакия–140 тыс. чел. Норвегия–2 тыс. чел.
Венгрия–140 тыс. чел. Финляндия–2 тыс. чел.
Румыния–69 тыс. чел. Германия–100 тыс. чел.
Югославия–8 тыс. чел.  

Вопросы к классу:

  1. Стоило ли нашим воинам, отдавать жизнь за освобождение этих стран?
  2. Какие факторы обеспечивали, по-вашему мнению, победу в проводимых операциях?

Представитель 8 группы: сообщение “Окончание войны”

Слайд 11

1944 г. показывал, что война близится к своему завершению. Шел победный 1945 год.

"И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна."
А.Ахматова

Вопросы к классу:

Как решались вопросы:

1. Послевоенного устройства мира;

2. Положения послевоенной Германии;

3. Взаимоотношений между союзниками.

Слайд 12

Учитель подводит итоги урока. И предлагает обсудить в группах и сформулировать итоги, причины и значение победы СССР в войне.

Задание 1: Обсудите в группе и сформулируйте итоги войны.

Основными источниками победы советского народа были:

  • Героизм, сплочение народных масс;
  • Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников;
  • Единство фронта и тыла;
  • Героическая борьба партизанских соединений и подполья;
  • Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;
  • Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др.

Значение и итоги победы советского народа в войне:

  • Сохранена свобода и независимость СССР.
  • Расширились границы СССР.
  • Разгромлен фашизм.
  • Народы Европы спасены от фашистского ига.
  • Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.

Задание 2. Обсудите в группе и сформулируйте причины победы.

К причинам победы СССР над фашистской Германией можно отнести:

1) военную слабость Германии и ее союзников;
2) проведение всех основных операций против Германии в зимнее время;
3) героизм, сплочение народных масс;
4) окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев и командиров;
5) единство фронта и тыла;
6) успешная реорганизация Красной Армии накануне войны;
7) героическая борьба партизанских соединений и подполья;
8) сплочение людей всех национальностей;
9) организаторская деятельность компартии, поддерживаемая народом;
10) создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта;
11) патриотизм советских граждан;
12) огромные людские и природные ресурсы страны;
13) жесткоцентрализованная экономика страны.

Подведение итогов:

Слайд 13

Какой же ценой завоевана победа нашим народом?

Какие демографические, социальные, экономические и политические последствия имела эта война для нашего народа и в целом государства?

Демографические потери.

В послевоенные годы, данные о том, как отразились боевые действия на численности населения СССР, не озвучивались. И.В. Сталин лишь упомянул, что потери Союза составили более 7 миллионов человек. Затем, уже в начале 60-х, Н.С. Хрущевым была названа другая, более впечатляющая цифра – около 20 миллионов. И лишь в марте 1990 г. были обнародованы данные, собранные в ходе работы специальной комиссии, которая проводила анализ под эгидой Министерства обороны Советского Союза. По уточненной информации, во время войны погибло почти 27 миллионов граждан СССР (точное число – 26.6 миллиона). В это количество включили:

- убитых и умерших от ранений военнослужащих;

- умерших от болезней;

- казненных через расстрел (по результатам различных доносов);

- пропавших без вести и попавших в плен;

- представителей мирного населения, как на оккупированных территориях СССР, так в других областях страны, в которой из-за шедших в государстве боевых действий наблюдалась повышенная смертность от голода и заболеваний.

Несмотря на многочисленные исследования и подсчеты, точное количество погибших во время войны вряд ли когда-нибудь будет названо.

Экономические последствия.

На территории Советского Союза за время войны было разрушено множество городов и поселков (официальная цифра – 1710), а также более 70 000 деревень. Естественно, в этих населенных пунктах были полностью уничтожены промышленные предприятия и заводы, а также жилой фонд. Всего было разрушено более 31 000 предприятий, 13 000 мостов, 65 000 километров железнодорожных путей. По оценкам экспертов, прямой ущерб в рублевом эквиваленте составил около 678 миллиардов без учета вложений в ведение войны и потери, которые понес Союз из-за прекращения экономической деятельности в оккупированных районах государства. Всего же по оценкам экспертов Советский Союз потерял более 30% национального богатства, если говорить об ущербе государству в целом, и более двух третей – на оккупированных территориях.

Еще одним итогом войны в экономическом отношении стало перебазирование промышленности из оккупированных районов на Урал и на Север, а также развитие на Востоке страны новых промышленных зон. Социальные последствия.

Война не только резко уменьшила количество населения Советского Союза, но и значительно ухудшила уровень жизни оставшихся в живых, ведь во время военных действий на территории государства было уничтожено 40 000 лечебных учреждений, 43 000 библиотек и 84 000 различных учебных заведений. Это означало, что до их восстановления большая часть населения не получит ни квалифицированной медицинской помощи, ни образования.

Итоги для политической жизни СССР.

Армия Советского союза была самой многочисленной в Европе, и насчитывала более 11 миллионов человек. Были существенно расширены границы государства, ведь к СССР присоединили часть Пруссии (будущую Калининградскую область); литовскую Клайпеду; за счет финских территорий – часть современной Мурманской области; Южный Сахалин; Закарпатскую область Украины; Курильские острова. Также к РСФСР присоединилась Тува, которая стала автономной областью, а затем – автономной республикой.

Договоренности с военными союзниками помогли юридически закрепить права Советского Союза на те территории, которые вошли в его состав непосредственно перед началом войны, а именно Западную часть Украины и Белоруссии, некоторые территории Прибалтики, Бессарабию и Северную Буковину. СССР укрепитл свой авторитет среди населения и усилить тоталитарную систему.

В конце  урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева:

“Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, – почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили”.

Выставление отметок с учетом индивидуальных карт.