Цель: Активизировать умение использовать элементы народного костюма в соответствии с поставленными задачами.
Задачи:
- Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды.
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности.
- Прививать интерес к русской национальной культуре.
ПЛАН УРОКА:
- Беседа о месте традиционного русского костюма в современной моде.
- Постановка художественной задачи: выбор элементов народного костюма (конструкция, декор, цветовое сочетание) для использования в моделировании современной одежды.
- Разработать элементы украшения туники, используя знания о национальной русской одежде, полученные на прошлых уроках .
Ход урока
БЕСЕДА.
Учитель: Ребята! Вы, наверное, заметили, что современная мода проявляет повышенный интерес к народной одежде. И мы замечаем в городской толпе вдруг замелькают то латиноамериканские пончо, то вышитые в русском стиле платья.
Причин много, и первая из них - своеобразная реакция на ставшую уже привычной “европейскую” одежду. Конечно же, она демократична и удобна. Женщина в одном и том же костюме, с небольшими вариациями, может пойти и на работу, и в гости, и в театр. Но такая одежда делает людей похожими друг на друга.
Народный же костюм уникален - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.
Среди тысячи русских крестьянских нарядов, хранящихся в музеях, не найдешь и двух одинаковых: то состав иной, то вышивка, то ткань..... И все сделано своими руками!
Существует и другая причина, которая складывалась веками - неповторимый характер, взгляды, обычаи, вкусы того или иного народа. Это историческая и художественная ценность, к которой люди, как бы ни изменялась их жизнь, будут обращаться снова и снова.
Поэтому искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.
Учитель: Какие же элементы русского костюма могут быть уместными в современном костюме?
Ученики: Вышивка, орнамент, кружева, крой, аппликация.
Учитель: Правильно. На прошлых уроках мы с вами знакомились с элементами вышивки, что они обозначают?
Ученики: Обереги, дороги, дом, солнце, вода.
Учитель: Правильно. Вышивка была наиболее распространенным в народе способом украшения костюма. За долгие века простые русские крестьянки создали уникальнейшее искусство, отмеченное сказочным богатством узоров, трактовок, приемов.
А цвет? Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является какой цвет?
Ученики: Белый, красный и синий.
Учитель: Красный цвет в народе был самым любимым. Слова “красно солнышко”, “весна-красна”, “красна девица” и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежды из красной ткани (сарафаны, понёвы ), вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим.
Об этом мы говорили на прошлых уроках.
Постановка художественной задачи.
А сейчас мы будем разрабатывать на компьютере элементы украшения рубахи, используя знания о национальной русской одежде, полученные на прошлых уроках и познакомимся с моделями одежды, выполненными профессиональными модельерами.
Выполнение работы.
Подведение итогов. Обсуждение работ.