Место урока в теме: обобщающий урок по теме “Действия с десятичными дробями”.
Тип урока: обобщение и применение полученных знаний по теме.
Форма: игра (космическое путешествие)
Цель урока:
- Учебная: определение уровня овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками по данной теме; формирование навыков коллективной работы, навыков само- и взаимоконтроля, само-и взаимооценки.
- Развивающая: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, развитие логического мышления, математически грамотной речи обучающихся.
- Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта путешествия.
Конспект урока
Далёкие туманности клубя,
Всей красотою необыкновенной
Вселенная глядела на тебя,
И ты глядел в лицо Вселенной.
(С.ЩИПАЧЁВ)
Ребята,сегодня 12 апреля - день космонавтики. (слайд №1)
В этот день, ровно 50 лет назад, впервые в мире космический корабль "Восток" совершил полёт вокруг земного шара. Первым человеком, побывавшим в космосе, был гражданин нашей страны - Юрий Алексеевич Гагарин.
Тогда трудно было даже представить, что спустя годы человек сможет жить и работать в космосе, изучать планеты, открывать новые звёзды, галактики и даже путешествовать на космическом корабле в качестве туриста.
- Ребята, давайте представим, что мы с вами сегодня находимся не на уроке, а на суперсовременном корабле , и нам, экипажу 5б класса предстоит совершить космическое путешествие. (слайд №2)
Цель путешествия - вооружиться знаниями, которые вы приобрели изучая тему: “Действия с десятичными дробями” и познакомиться с красивейшими созвездиями и звёздами нашегонебосвода.
Заправильные грамотные ответы, за верные и быстрые решения, за сделанные дополнительные задания,вы получаете “золотую звёздочку”. Чем больше таких звёздочек вы соберёте за урок , тем выше итоговая отметка.
Начало урока.
ВНИМАНИЕ! Начинаем предстартовую подготовку. (слайд №3)
1. Поставьте необходимый знак действия и поясните, какое правило применяли
1) 7,8 – 3,4 = 4,4;
2) 0,65 + 0,3 = 0,95;
3) 9: 0,2 = 45;
4) 44,2 * 0,2 = 8,84.
Молодцы ! Правила действий с десятичными дробями мы повторили, переходим к следующему заданию. (слайд №4)
2. Перед вами таблица с примерами, которые вы должны решить устно
Цель – расшифровать слово (название созвездия) к которому мы исовершим наше путешествие. Первые 5 человек получат “золотую звёздочку”.
І Вариант | ответы | ІІ Вариант | |||
1 | 5,4 + 2,41 | 2,95 | 7,81 | 3,49 | 4,8 + 3,01 |
2 | 6 – 1,3 | 5,3 | 5,03 | 4,7 | 9 – 4,3 |
3 | 9,25 – 2,16 | 7,09 | 7,01 | 7,19 | 8,35 – 1,26 |
4 | 1,8 * 0,5 | 0,8 | 90 | 0,9 | 1,5 * 0,6 |
5 | 12,5 : 5 | 25 | 2,5 | 0,25 | 17,5: 7 |
А | Р | Н | И | С | О | Ж | Я | Д | З |
2,95 | 4,7 | 2,5 | 7,09 | 0,25 | 7,81 ; 0,9 | 7,19 | 0,8 | 90 | 3,49 |
ПРОВЕРИМ, как вы справились с заданием.
Верно, мы летим к созвездию ОРИОНА. (слайд №5)
Мифология так рассказывает о легендарном охотнике Орионе. (слайд №6)
Это был стройный, красивый и ловкиймолодой человек. Со своими двумя собаками (Большой Пес и Малый Пес) ходил он охотиться по лесами горам на диких зверей, но сердце у него было добрым. Когда однажды Большой Песпогналсяза зайцем, тот бросился к Ориону, сжался в комочек у его ног, и Орион защитил его.
Следующей нашей задачей перед стартом – это изучение маршрута нашего путешествия. (слайд №7)
Расстояние в космосе измеряется в световых годах. (слайд №8)
1 световой год = 9 460 730 472 580, 82 км |
Ученик читает число (слайд №9)
Известно, что расстояние от Земли до Большой Медведицы – 104,3 св. г. , от Большой Медведицы до Малой Медведицы – 367,7 св. г. , от Малой Медведицы до созвездия Ориона – 744,2св. г. .
Задача:1) Найти расстояние от Земли до созвездия Орион (1216,2 св. г. )
2) Рассчитать время полёта, если известно, что скорость нашего корабля
60,81 . (20 мин.)
Время решения – 3 мин.
Молодцы ! Знание правил действий с десятичными дробями помогло нам очень хорошо подготовиться к путешествию.
СТАРТ корабля произведён ! Курс – созвездия Большой и Малой медведиц. (слайд №10)
У древних греков существовала такая легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс влюбился в прекрасную нимфу Каллисто. Супруга Зевса - Гера, узнав об этом, страшно рассердилась и превратила Каллисто и ее подругу в медведиц. Сын Каллисто Аракс во время охоты встретил двух медведиц и хотел убить их. Но Зевс помешал этому, забросив Каллисто и ее подругу на небо и превратил их в яркие созвездия.
ВНИМАНИЕ ! К нашему звездолёту приближается АСТЕРОЙД.
Ваша задача – скорректировать курс корабля в сторону хвостаБольшой Медведицы. (слайд №10 *)
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят!Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Приютиласяона.Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?Та, которая крупнее,
Называется Конём.
А малышка рядом с нею -
Всадник,
Скачущий на нём.
Решите уравнения и вы отгадаете их названия. (слайд № 11)
Перед тем, как вы приступите к выполнению задания, давайте обсудим этапы решения каждого из уравнений.
Решить уравнения. Каждому корню уравнения соответствует буква. Задание: найти зашифрованное слово
|
(Мицар и Алькор)
Замечательный наездник,
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Названия этим звездам даны арабами, и обозначают они соответственно "конь" и "всадник". По этим звездам арабы проверяли силу зрения: тот, кто мог разглядеть звезду Алькор, имел хорошее зрение.
МОЛОДЦЫ! Выполнив верно вычисления и правильно решив уравнения мы отработали не только правила действий с десятичными дробями, но правила нахождения неизвестных компонентов уравнений.
Физкультминутка
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Наш полёт продолжается и путь теперь лежит на север. (слайд № 12)
Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
Определите, как она называется. (слайд № 13)
Возможные варианты: Северная – 50,4 Сириус – 5,04 Полярная – 5,64
Произведите вычисления по блок-схеме на рисунке:
Давайте проверим ваши вычисления. (слайд № 13*)
ВЕРНО ! Молодцы !
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы ПОЛЯРНОЙ.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
Полярная звезда нам укажет путь к созвездию ОРИОН. (слайд № 14)
Посмотрим на карту нашего путешествия. Двигаясь от Полярной звезды к Ориону мы пересекаем созвездия ЖИРАФА и ВОЗНИЧЕГО.
Играем в игру “В мире звёзд”. Возьмите лист с заданием.
Время работы – 7 минут. (слайд № 15)
Ребята! Наше путешествие достигло своей цели, мы в созвездии ОРИОН. (слайд № 16)
Орионов поясок – три звезды наискосок,
Если влево ты пойдёшь
Чудо – Сириус найдёшь!
Он прекрасен, несомненно!
Чтобы сей алмаз бесценный
Злой воришка не унёс,
Сторож здесь – огромный пёс!
Пёс поменьше – чуть повыше
В караул небесный вышел.
* * *
Римляне называли звезду Сириус Каникула (Собачья звезда - от латинского слова canis - собака). Для них появление этой звезды в лучах восходящего Солнца служило признаком наступления невыносимой жары. Начиналось время пожаров и различных эпидемий. Патриции в такое время уезжали на свои загородные виллы, а народу приходилось переносить все последствия жары. Для римлян эта летняя жара была "собачьей порой" - каникулами (вакациями).
Ребята! Наше космическое путешествие заканчивается, летим домой.
И наш урок близится к своему завершению, давайте подведём итог.
Что мы сегодня делали на уроке ?что нового узнали ?
(говорят дети, я поправляю)
(- Повторили правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, закрепляли теоретический материал на практике (решали примеры, уравнения, задачи), учились думать, анализировать свои действия, делать выводы, узнали много нового о звёздах.)
Домашнее задание у вас будет тоже необычным.
Перед вами фрагмент карты звёздного неба. Найдите на нём созвездие ЖИРАФА, которое мы пересекали , двигаясь от Полярной звезды к созвездию ОРИОНА. Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды, которым соответствуют найденные ответы.
Подсчитайте количествозаработанных звёздочек.
У кого их 5 - это “ОТЛИЧНО”, у кого их 4 – “ХОРОШО”, у кого меньше – у вас будет возможность доработать на следующем уроке.
Дорисуйте, пожалуйста, рот смайлику в зависимости от вашего эмоционального состояния. (слайд 18)
- все понравилось, чувствовал(а) себя уверенно.
- все понравилось, но испытывал(а) чувство неуверенности, что отвечу неверно.
- не было желания работать; сегодня не мой день.
Тетради со своей работой всем сдать на проверку.
Урок окончен, спасибо за активную, творческую работу!