Основополагающий вопрос. Зачем нам сегодня нужны пословицы?
Проблемные вопросы:
- Зачем человек использует в своей речи пословицы?
- Цель проекта:расширить представление о пословице.
Задачи:
- Выяснить что такое пословицы и для чего они нужны.
- Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся класса, родителей и педагогов школы
- Познакомиться с тематикой пословиц.
- Узнать информацию о В.И. Даль.
- Научить соотносить пословицу с рисунком.
- Учить общению друг с другом, работать в группе, обмениваться информацией.
- Учить представлять результат своей работы.
Вид проекта:
- по количеству участников – групповой
- по месту проведения – урочный
- по времени - краткосрочный
Этапы проекта:
ЭТАП 1. Разработка проектного задания
Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Класс я разделила на группы. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования . Детям были предложены темы.
1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания:
- группа 1 – Что такое пословица? Собрать пословицы о труде, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
- группа 2 – Для чего нужны пословицы? Собрать пословицы об учении, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
- группа 3 – На какие группы можно разделить пословицы?Собрать пословицы о дружбе, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
- группа 4 – Кто такой В.И. Даль? Собрать пословицы о Родине, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.
Итак, мы выработали действия детей:
– хорошо подумать самому
- найти в интернете
– спросить дома;
– воспользоваться энциклопедиями;
ЭТАП 2. Разработка проекта
Задачи этапа - сбор и уточнение информации, анкетирование.
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.
1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, посоветовать использовать видео ресурсы.
2. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
3. Учитель наблюдает и консультирует.
ЭТАП 3. Осуществление результатов.
Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 .
Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая быстрый темп работы над проектом .
ЭТАП 4. Оценка результатов.
Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их, дети дополняли выступающего.
До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
ЭТАП 5. Проведение урока “Пословица – всем делам помощница”.
Механизм оценки результатов проекта.
В ходе работы над проектом ребята узнали:
1) что такое пословица;
2) на какие темы бывают пословицы;
3) как использовать в речи пословицу.
4) Вл. Ив. Даль создал “Словарь живого великорусского языка”;
5) Ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.
6) Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.
7) Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Учащиеся 1”А” класса не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. И вот какая русская пословица гласит об этом. “Дружно - не грузно, а один и у каши загинет.”
В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков “Русские пословицы в рисунках”
Авторы и составители ученики 1 “А” класса
Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя начальных классов для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения пословицы, формировать умения применять ее в речевой ситуации;
обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.
Список использованной литературы и электронных информационных источников.
1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011
3. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.
АНКЕТА.
Ответить на вопросы:
- Что такое пословица?
- Из каких источников узнаёшь о пословицах?
- Употребляете ли Вы в речи пословицы?
Я | мама | папа | бабушка | дедушка | |
Да | |||||
Иногда | |||||
Никогда | |||||
Часто |
- С какой целью Вы их используете?
Я | мама | папа | бабушка | дедушка | |
Дать совет | |||||
Покритиковать | |||||
Украсить речь | |||||
Ни с какой целью |
- Любимая пословица.
Я | |
Мама | |
Папа | |
Бабушка | |
Дедушка |
Урок внеклассного чтения “Устный журнал “Пословица – всем делам помощница”
Цель: создать условия для обогащения словарного запаса младших школьников пословицами и поговорками, для формирования у детей способности добывать информацию разными способами и самостоятельно, творчески осваивать её.
Задачи: способствовать совершенствованию знаний учащимися русских пословиц, умений восстанавливать деформированные пословицы, подбирать соответствующие пословицы к предложенной ситуации, изображать их на рисунке, содействовать привитию интереса к поиску нужной информации, к фольклорным ценностям России.
Ход занятия
I. Мотивационный настрой.
- Сейчас мы с вами ребята перенесёмся в далёкое прошлое.
II. Определение целей занятия.
На доске пословицы:
- Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
- Красна сказка складом, а песня-ладом.
(Слайд 2)
- Чем являются данные выражения, назовите одним словом. (Пословицы.)
- Сегодня мы с вами продолжим работать над проектом “Пословица – всем делам помощница”. Мы будем составлять странички устного журнала, как настоящие журналисты. (Слайд 3)
III. Реализация проекта.
Определение пословиц. Работа с источниками информации.
- Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их очень-очень много! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому...
- Что же такое пословицы? (Ответы детей.)
Пословицы и поговорки – это короткие, простые, меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.
- Для чего нам нужны пословицы? ( Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.)
- Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.
- Где мы добываем информацию, чтобы ответить на интересующие нас вопросы?
(Спросить у взрослых, поискать и Интернете или в различных словарях и энциклопедиях в библиотеке.)
- А какой известный человек собирал пословицы, чтобы потом создать “Словарь живого великорусского языка”? (Вл. Ив. Даль) (Слайд 4 )
- Что знаете о В.И.Дале?
Сообщение ученицы:
- В.И.Дальбыл офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни был “Словарь живого великорусского языка”. Этот словарь принёс автору славу и известность. Огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр.
- Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? (Чтобы объяснить нам их смысл, познакомить с историей.)- На какие группы мы можем разделить пословицы, которые собирали мы с вами? Ответы детей.
1 страница. “Птица сильна крыльями, а человек дружбой”.
Какие пословицы о дружбе вы знаете?(Слайд 5 )
(Дети читают пословицы о дружбе, подготовленные заранее.)
Учитель:
Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить.
Учитель:
Народная мудрость недаром гласит: “Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты”.(Слайд 6 )
- Как вы её понимаете?
По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему это понять и исправиться.
Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.
“Птица сильна крыльями, а человек – дружбой” - так гласит русская пословица. Хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе?
Продолжи пословицу. (Слайд 7 )
- Сам пропадай, а (товарища выручай).
- Нет друга – ищи, а нашёл - ...(береги).
- Старый друг лучше ...(новых двух).
- Человек без друзей, что ...(дерево без корней).
- Друзья познаются ...(в беде).
- Дружба дружбой, а ...(служба службой).
- С кем поведёшься, от того...(и наберёшься).
- Ищи товарища лучше себя, а не ...(хуже себя).
Далее идет защита презентаций детей, которые готовили пословицы о дружбе ( иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).
2 страница. “Книги читать – скуки не знать”
Учитель:
Вторая страница нашего журнала называется: “ Книги читать – скуки не знать” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании. (Слайд 8 )
(Учащиеся произносят по одной пословице.)
Учитель:
Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.
Учитель:
Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.
Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться лучше управлять ими, труженик села – о том, как успешнее собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать детей.
Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Мы должны бережно относиться к книгам.
Задание: “Собери части пословицы”. (Слайд 9)
Далее идет защита презентаций детей , которые готовили пословицы об учении ( иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).
3 страница. “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.
Учитель:
Перевернём следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”. (Слайд 10)
Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли.
Какие пословицы о труде вы знаете? (Была предварительная подготовка дома)
Учитель:
Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.
Но главный наш труд сегодня – это учёба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлёкся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.
Задание: “Объясни пословицы” (Слайд 11)
Далее идет защита презентаций детей , которые готовили пословицы о труде ( иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).
4 страница “Береги землю родимую, как мать любимую”.
Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Береги землю родимую, как мать любимую”. (Слайд 12)
Какие пословицы о Родине вы знаете?
(ответы детей)
Учитель:
Родина – это дом, в котором мы живём, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной. (Слайд 13)
Далее идет защита презентаций детей , которые готовили пословицы о труде (иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).
Запомните, друзья, что пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.
IV. А сейчас мы проведём небольшую викторину.
(Слайд 14) (Слайд 15) (Слайд 16)
V. Организация выставки рисунков.
VI. Подведение итогов.
IV. Итог
- Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания о пословицах. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков ни забыты, они дошли до наших времен.
- А для чего мы учим пословицы?
- Чтобы речь была более выразительной, образной, яркой.
- Использование пословиц в своей речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. Недаром говорится, что Красна речь пословицей. Пословица – всем делам помощница.