Урок по курсу православной культуры" по теме "Защита Отечества". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

1. Познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

2. Развивать интерес, потребность в расширении кругозора, познавательную активность учащихся.

Задачи.

1. Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства.

2. Развивать интонационный слух, перцептивные способности, ассоциативное мышление учащихся.

3. Формировать диалогическую культуру школьников, умение давать эмоционально-образную оценку явлениям жизни.

4. Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

5. Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины.

Когда война бывает справедливой.

Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне.

Оборудование:

  • компьютерная презентация,
  • проекты детей.
  • оформление доски.
  • книга с пословицами и поговорками.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока. Приложение 1.

Слайд 1 – заставка, песня “С чего начинается Родина”.

О чём эта песня? Как называется наша Родина? Назовите синоним к слову Родина. Отечество.

Слайд 2. Велико наше Отечество — Русская земля. Но таким оно стало не сразу. На протяжении многих веков наша страна пережила немало тяжёлых бедствий.

Слайд 3. Огромная, богатая, Русь не раз подвергалась нападению иноземных завоевателей. Много врагов разоряли Россию. Но все они получали достойный отпор, т.к. их встречали мужественные русские воины.

Так как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Откройте страницу 88. Прочитайте название темы урока. Что мы узнаем. Слайд 4

3. Работа над темой урока.

Слайд 5. С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю. Во всех невзгодах герои были готовы отдать свою жизнь, защищая Родину и христианскую веру.

Слайд 6. Богатыри.

Кто это? Назовите имена. Опишите.

Я вижу на картине богатырей.

– Это всадники, они вышли в дозор.

У. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам художника, “примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”. В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович. Давайте остановим свой взор на образе Ильи Муромца.

Опишите его внешность.

Д. Илья Муромец одет в богатырские доспехи.

– В правой руке держит палицу, он готов к бою, выглядывает, не видно ли врага?

– У Ильи Муромца мужественное лицо, большая борода, широкие плечи.

– Конь под ним богатырский.

У. Да, ребята, вы правы: художник изобразил Илью Муромца мужественным, отважным воином, готовым сию минуту вступить в бой с врагами земли Русской.

В русских былинах сохранились предания о подвигах богатыря Ильи Муромца. После воинских подвигов он провёл последние годы жизни монахом Киево-Печерской лавры. Он прославлен Православной Церковью как святой преподобный воин, сменивший меч воина на меч духовный.

Что такое меч духовный?

Это молитва.

А молитва что такое? Обращение к Богу.

О чем мог просить Бога Илья Муромец в своих молитвах? О прощении своих грехов, наверное. И конечно о защите Родины своей, Руси, которую Илья Муромец защищал с оружием в руках, пока у него были силы.

Слайд 8. У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству. Одно из таких имен – Александр Невский.

"Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Недруги о нём говорили: нет князя, ему равного, это враг опасный, сильный, умный.

Слайд 9. В 2008 г. телеканалом Россия был организован телепроект “Имя России”. Личностью – символом России стал древнерусский князь А. Невский, за которого отдали голоса 520 000 россиян. Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова:

Давайте прочитаем хором.

Слайд 10. “…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”.

Что прославляет автор?

Слайд 10. Удивительно красивый и мужественный человек. Его жизнь была недолгой, но очень яркой, такой, что спустя почти 750 лет после его жизни, русские люди помнят о нем и выбрали его символом России.

Слайд 11. Князь был великим миротворцем. Что означает слово миротворец? Тот, кто способствует прекращению ссоры, чьему н. примирению. В те времена русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений.

Слайд 12. Александр Невский причислен к лику святых.

Слайд 13. В его честь построено много храмов, его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.

Самостоятельное чтение.

Слайд 14. На с 89-90 прочитаем последний абзац.

О каких защитниках русской земли рассказывается в этом отрывке? Кем были эти герои? Какие слова Христа вдохновили монахов на бой?

Слайд 15. А кому поставлен этот памятник? Можно ли назвать их защитниками Отечества и почему? Посмотрите, они как будто созывают людей на защиту Родины.

4. Физминутка.(под музыку).

5. Самостоятельное чтение.

Слайд 16. Прочитайте самостоятельно последний абзац на с 88 и первый на с.89. О каком историческом событии вы узнали. Почему война 1812 года называется Отечественной? Какую войну христиане считают справедливой?

Слайд 17. Наш урок проходит в преддверии великого праздника. Скажите какого? Это великий день для всех нас.

Много подвигов совершали русские люди и во время ВОв, защищая родную землю от немецких захватчиков.

Когда была ВОВ? 1941-1945 гг.

Кто знает, сколько дней она длилась? 1418 долгих дней и ночей постоянного мужества и героизма.

Слайд 18. 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе!

За годы войны в нашей стране было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов.

В этой войне погибло 27 миллионов наших соотечественников. Подсчитано, что в годы войны каждую минуту умирали 13 человек, и если бы о каждом погибшем была объявлена минута молчания, то мир замолчал бы на 45 лет.

6. Защита проектов.

Ваши прадедушки тоже защищали Родину в годы войны. Я попрошу рассказать о них.

Слайд 19.

Слайд 20. Можем ли мы рассказать о всех защитниках Отечества сегодня?

Конечно, нет. Их тысячи.

Слайды 21-23. Память о них живёт в наших сердцах, в орденах и медалях, в обелисках и памятниках, в песнях. (Звучит песня)

Слайды 24. Есть такой памятник и на территории нашей школы.

7. О нашем времени.

Ребята, а если сегодня снова враги нападут на нашу Родину, кто встанет на ее защиту?

Кто сегодня является защитниками Отечества?

Рассказывают о родственниках – военных.

Слайды 26–31. Что необходимо человеку, чтобы стать настоящим защитником своего Отечества? А как вы думаете, какие поступки недопустимы даже на войне?

Обобщение. Чтение учителем отрывка статьи.

8. Обобщение по уроку.

О чём говорили на уроке?

Когда война бывает справедливой?

Каких святых защитников Руси вы узнали?

9. Рефлексия.

Как чувствовали себя на уроке?

10. Домашнее задание.

Перечитать статью учебника с 88-91. Приготовить рассказ о том, что не прочитано на уроке.

Выписать в тетради имена святых защитников Отечества.

11. Итог урока. Последний слайд.

И закончить урок хочется словами для каждого истинного защитника земли русской, как завет

Слова на доске: “О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, землю русскую…”. (Звучит песня “Москва! Звонят колокола!”)