Одним из основных, так называемых, критических периодов в жизни любого человека является подростковый возраст. В силу своей специфичности на него обращают внимание родители, воспитатели, педагоги, социальные педагоги и работники, психологи. Другими словами, все, кто, так или иначе, связаны с работой с подростками.
Важнейшая психологическая особенность подросткового возраста – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которое он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.
Подросток стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами.
Следствием протестов, переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием может быть агрессия. Прежде всего, она проявляется в агрессивном поведении в школе, на улице, дома, в отношении рядом находившихся людей. Это может быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова).
Для успешной профилактики кризисных состояний у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, нами была разработана социально-педагогическая программа “Я вне опасности” (Приложение).
Проблема воспитания подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, является одной из главных социально-педагогических проблем современной школы. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивным поведением подростков. Проблема безопасности детей и подростков является одной из актуальных проблем любого общества. Дети не обладают большим жизненным опытом, который помог бы им избежать неприятностей современной жизни. Им сложно самостоятельно находить эффективные способы решения жизненных проблем и справляться со стрессовыми воздействиями. Они легко могут попасть под вредное влияние окружающих и не умеют противостоять ему, что приводит также к проявлению агрессии как к отдельным личностям, так и к социуму в целом.
Часто взрослые учат детей остерегаться и бояться опасностей, но не учат главному – конкретным действиям, позволяющим справиться с уже сложившейся трудной ситуацией и избежать угрозы жизни и здоровью.
Цель программы – профилактика кризисных состояний у подростков, проявления агрессивного поведения; формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
Задачи программы – воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения; формирование и развитие навыков выхода из трудной жизненной ситуации; формирование основ толерантного поведения, развитие морально-нравственных качеств личности подростка; обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля, позволяющим грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции; развитие умения адекватно воспринимать и оценивать эмоциональное состояние как свое собственное, так и окружающих, принимать и оказывать поддержку в стрессовых ситуациях.
Каждое занятие имеет определенную структуру.
- Приветствие и планирование игр и упражнений, которым будет посвящено занятие. Установление эмоционально-позитивного контакта между участниками группы.
- Информационная часть. Беседа об основных опасностях группы ситуаций, которым посвящено занятие. Раскрытие эффективных стратегий поведения.
- Практическая часть. Рассмотрение, обсуждение конкретных примеров.
- Закрепляющая часть. Практические упражнения, направленные на реализацию цели и задач занятия.
- Обобщающая часть. Подведение итогов занятия, закрепление позитивных впечатлений.
Программа адресована учащимся средних классов общеобразовательной школы.
Ожидаемые результаты профилактической программы:
- У педагогов и родителей: повышение уровня компетентности в вопросах безопасного поведения.
- У учащихся: сформированность навыков конструктивного поведения в трудных жизненных и критических ситуациях, повышения уровня коммуникативной компетенции, улучшение взаимоотношений между одноклассниками и создание благоприятного психологического климата в классе.
Педагогический эксперимент представлял собой внедрение комплекса мероприятий социально-педагогической профилактической программы “Я вне опасности” для работы с группой подростков 13-16 лет. Оптимальная численность группы 15-20 человек, продолжительность занятий – 40 минут. Программа рассчитана на 8 занятий, то есть одну учебную четверть. Периодичность занятий определяется социальным педагогом, но не реже одного раза в неделю.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по профилактике кризисных состояний у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также по профилактике проявления агрессивного поведения подростков.
Диагностика личности подростков осуществлялась с помощью методик, направленных на определение типичных для подростка способов выхода из затруднительной ситуации, а также на определение агрессивных и враждебных реакций. При помощи этих методик проведено тестирование на констатирующем и контролирующем этапах. Нами было определено, как подросток примиряется с трудными жизненными ситуациями и проблемами. Было выявлено наличие деструктивных тенденций личности в области субъектно-объектных отношениях, а также реакции, развивающие негативные чувства и оценки людей и событий, то есть индексы агрессивности и враждебности.
На основе анализа полученных данных на констатирующем этапе мы выяснили, что большой процент подростков не могут нормально переживать неприятности и обычно реагируют на них психологически неадекватно. Также завышен индекс враждебности.
С целью профилактики кризисных состояний у подростков, проявления агрессивного поведения нами была разработана и апробирована на базе общеобразовательной школы социально-педагогическая профилактическая программа. Разработанная программа включает в себя три этапа: реконструктивный, формирующий и итоговый.
На основе полученных данных на контролирующем этапе, мы выяснили, что повысился процент подростков, которые легко примиряются с трудностями и правильно оценивают случившееся. Тем самым уменьшился процент подростков, которые не могут нормально переживать неприятности и обычно реагируют на них психологически неадекватно. Также снизились индексы агрессивности и враждебности.
Развитие воспитания детей и молодежи, реализующееся посредством той или иной стратегии воспитания заключается в постоянной корректировке реальной социально-педагогической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ученика; оно предполагает опережающий элемент подготовки новых поколений к изменяющимся условиям жизни общества; предусматривает переход к управлению не детьми, а их отношениями. Основным объектом изменения должна стать система общественных отношений на школьном и социумном уровнях. Взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без педагогической поддержки и помощи в трудный период жизни.
Социальный педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблем часто требует привлечения специалистов. Социальный педагог тесно связан с органами защиты (если ребенку и семье нужна материальная помощь), с работниками Дома культуры (чтобы помочь ребенку раскрыть свои таланты), с работниками фельдшерско-акушерского пункта (если ребенка по состоянию здоровья необходимо отправить на санаторное лечение или обучение в специализированную школу).
Итоги проведенного нами исследования показали, что при своевременном обращении внимания на проблемы подростка можно избежать серьезных изменений в их жизнедеятельности. Помощь, доверительные отношения, индивидуальный подход, авторитет помогли бы социальному педагогу с легкостью найти контакт с каждым подростком. Разработанная нами программа профилактики кризисных состояний у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию “Я вне опасности” помогла ребятам снизить степень агрессивного и враждебного поведения, сблизила одноклассников, в классе отношения между подростками стали более доверительными.