Бинарный урок-игра (история + математика) по теме "Экскурсия в Россию второй половины XIX века". 8-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание

Класс: 8


Бинарный урок истории и математики для 8-го класса по теме "Экскурсия в Россию второй половины XIX века" определяет первоочередной целью на примере проведения в стране либеральных реформ и отмены крепостного права показать ученикам взаимосвязь таких наук как история и математика. Данный урок способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, математике. Причем он проводится в форме игры, а это формирует умение работать в группах. Он может быть использован в преподавании математики в 8-м классе, а также при проведении предметных недель по истории и математике.

Цель урока: повторить, систематизировать знания о главных событиях XIX века для России – отмену крепостного права, либеральные реформы – используя приемы игры, метапредметные связи с целью активизации познавательной деятельности учеников.

Задачи урока:

обучающие: показать необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ в России, вспомнить сущность и отметить значение реформ для последующего развития страны;

развивающие: формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний, в том числе и умение решать математические уравнения, задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группах;

воспитательные: поддержание интереса к истории, математике.

Планируемые результаты.

Личностные:

стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предметам истории и математике, толерантность.

Метапредметные:

использование универсальных методов работы;

Предметные:

знания о проведенных либеральных реформах в стране в период с 1861 по 1890 гг.

Тип урока: повторение и обобщение знаний в нетрадиционной форме- игры, проходящей в 3 этапа.

Оборудование урока:

1. Учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век», М., Просвещение, 2009.

2. Атлас История России с древнейших времен до начала XXI века.

3. раздаточный материал: карточки-задания к трем турам игры.

Основные понятия: либеральные реформы, земства, гласные, расслоение крестьянства, сельская община, выкуп, временнообязанный крестьянин, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники.

Ход урока-игры

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока-игры.

Учитель истории: Я хотела бы начать наш не совсем обычный урок словами Н. А. Некрасова:

«Порвалась цепь великая,
Порвалась, расскочилася,
Одним концом по барину,
Другим по мужику».

О каком событии в истории России XIX века говорит поэт, и каким образом от этого события пострадали и мужик, и барин?

Конечно же, речь идет о реформе 1861 года.

Ее условия оказались достаточно тяжелыми для крестьян (выкуп, отрезки, временно обязанное состояние, уставные грамоты…). Однако и для помещиков новые правила хозяйствования были непривычными. Не сумев приспособиться к рыночным временам, многие поместья влачили жалкое существование или разорялись. Не будем забывать, что отмена вековых традиций оказалась для людей тяжелым психологическим ударом. За год-два нельзя сделаться действительно свободным независимым хозяином, для этого нужна привычка, опыт рыночного хозяйствования, выработка инстинкта свободного человека.

Появление огромного числа лично свободных людей изменило социальную структуру общества. Возникла необходимость привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой.

Вопрос классу: Как назывались либеральные реформы, которые были проведены в стране вслед за отменой крепостного права?

Сегодня мы с вами вновь вспоминаем эти реформы, проведенные в царствование Александра II. Но не только вспоминаем, а еще и соревнуемся: кто лучше и быстрее это сделает, разбившись на две команды. И еще одна особенность нашего урока состоит в том, что мы проводим этот урок совместно с учителем математики: все задания по математике связаны с историей проведения реформ в стране в 60­70­е годы.

Наше состязание проходит в три тура:

1 тур ­ исторические даты;

2 тур ­ работа с терминами;

3 тур ­ задачи с архивными данными.

(Представление жюри, гостей урока).

1 тур ­ исторические даты.

Найдите даты исторических событий, выполнив математические задания. А затем объясните, чем эти даты интересны в истории России. Чтобы облегчить вам задачу: после решения математического задания выберите нужную карточку, которая расшифрует ваше задание.

Задание первой команде.

1. Решите уравнение:

А) 2х2-3722х=0  х=0  х=1861

Б) -0,5х2 +937х=0  х=0  х=1874

2. Среди решений неравенства

>3752 х=1876

Найдите наименьшее число.

Задание второй команде.

1. Решите уравнение:

А) 932х-0,5х2=0  х=0  х=1864

Б) 5610х-3х2=0  х=0  х=1870

2. Среди решений неравенства

<5631  х=1877

Найдите наибольшее число.

Учитель математики:

Выполнив первое задание, вы получили два корня ­ один из которых равен нулю, а другое число, начинающееся с цифр 1 и 8. Почему этот корень можно считать датой события, которое произошло в XIX веке?

(Эти даты принадлежат XIX веку)

Учитель истории:

Давайте вспомним, чем знаменито каждое из найденных чисел в качестве даты исторического события. Для этой цели подойдите к столу, выберите правильный ответ и огласите жюри ваш результат.

Расшифровка.

1861 ­ отмена крепостного права.

1874 ­ Устав о всеобщей воинской повинности.

1876 ­ начало деятельности организации «Земля и воля».

1864 ­ земская и судебная реформы.

1870 ­ реформа о городском самоуправлении. Городская дума и городская управа.

1877 ­ вступление России в войну с Турцией за освобождение Болгарии.

Жюри подводит итоги 1 тура.

2 тур ­ работа с терминами.

Учитель математики: Второй тур состоит в том, что бы вы составили слово из букв, данных на предложенной вам схеме. С этой схемой вы должны считывать буквы в том порядке, который диктуется списком уравнений.

Задание 1 команде:

Решите уравнения:

  1. х2-3х+2=0,  х=1; х=2
  2. 2-12х=0  0;3;
  3. 2-27=0  ±3;
  4. 17х2=0  0;
  5. 2-4х=1  1/2 ;
  6. 2-5х+3=0  1,5;1;
  7. х2-2х+6=0  Ø

Задание 2 команде:

Решите уравнения:

  1. х2+6х-7=0 -7;1;
  2. 2-24х=0 0;4;8;
  3. 2-16=0 ±2;
  4. -8х2-16=0 0;
  5. 2+6х+1=0 -1/3;
  6. 2+2х-1=0 -1;1/3;
  7. х2-х+5=0 Ø

Расшифровка.

Первая команда ­ «Земства».

Вторая команда ­ «Гласные».

Жюри подводит итоги второго тура и объявляет общий счет.

3 тур ­ Задачи с архивными данными.

Учитель математики:

В этом туре мы решаем задачи, данные в которых взяты из архивных документов. Выполнив математическую часть задания, вам предстоит сделать исторические обобщения по фактам, упомянутым в задачах.

Задание 1 команде.

Решить задачу:

В Темниковском уезде в 1882 году зажиточный крестьянин брал в аренду у Соровского монастыря 1200 десятин земли и платил 1500 рублей в год. Он делил ее на мелкие участки и отдавал в аренду крестьянам по 4 рубля за одну десятину. Сколько прибыли имел зажиточный крестьянин:

С одной десятины в год?

Решение:

4-(1500:1200)=2,75 (руб.)

С 1200 десятин в год?

Решение:

4*1200-1500=3,300 (руб.)

Учитель истории:

Заплатить 1500 рублей в год- это значить в месяц платить по 125 рублей. Чтобы лучше соотнести с современностью размер этой суммы, вспомним, что за 20 копеек можно было плотно пообедать в трактире, а на 30 рублей в месяц могла прокормиться небольшая семья.

Осуществив операцию с арендой, зажиточный крестьянин имел прибыль, примерно в 2 раза превышающие его первоначальные затраты. Так шло расслоение крестьянства на бедных и богатых. Оно началось еще до отмены крепостного права, а после отмены резко возросло.

Задание 2 команде.

Решить задачу:

В 1888 году в самой большой школе для мальчиков в Илевском уезде обучалось 115 человек, а в Илевской школе для девочек-96 человек. Число мальчиков и девочек, посещавших в том году школу в селе Аламасово, равно большему и меньшему корню уравнения: х-35х+66=0

Найдите, какой процент составляло число всех учащихся Аламасовской школы от всех учащихся Илевской школы.

Решение:

Д=1225-264=961

Х1==33 Х2= =2

Ответ: 33 мальчика и 2 девочки

35:211≈17%

Число девочек Аламасовской школы от числа девочек Илевской школы.

Решение:

Д=1225-264=961

Х1= Х2=

2:96≈2%

Столь большие различия объясняются тем, что в Аламасове не было никаких заводов, а в Илево был завод. Там требовались более грамотные работники: заводу нужны были и рабочие у станков, и транспортники для обеспечения ввоза сырья и вывоза продукции, и управленческий аппарат. Поэтому местные власти больше заботились об образовании.

Село Аламасово было чисто сельскохозяйственным. Удаленное от транспортных путей, ведущее патриархальный образ жизни, это село не могло обеспечить хорошего образования детям, причем более всего от этого страдали девочки. Считалось, что они могут обойтись без грамоты, поскольку предназначены только для материнства и домашнего хозяйства. Такая ситуация имела место, как мы видим. Во второй половине XIX века. Но уже в начале XXвека школ для девочек становилось все больше. Поскольку все стали понимать, что поднять культуру народа можно только через женское образование, так как грамотная мать- это самый лучший учитель детей.

III. Подведение итогов урока-игры.

Жюри подводит итоги 3 тура и объявляет команду- победительницу. Выставляются оценки за урок.

IV. Задание на дом.

Опережающее задание. Подготовить сообщение «Личность Александра III».

Приложение 1