Учитель: Решил как-то Бог расселить людей на Земле. Собрал все народы в один мешок и пошел раскидывать. Но, когда дошел до Кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил мешок из рук. В этот момент высыпались из мешка народы, которые и сейчас проживают на Северном Кавказе, это самый многонациональный район, проживают в этом регионе 42 народа, число диалектов превышает 100. Здесь соседствуют кабардинец и балкарец, ингуш, чеченец и осетин.Осетины являются потомками древних сарматов, алан и скифов, общая численность осетин в мире составляет 670 тысяч человек. Природа Осетии невероятно красива.
Ученик выступает с подготовленной презентацией “Природа и памятники природы Осетии”. В презентации можно использовать стихи:
Ночь темная ляжет на горы Кавказа,
Звезда загорится на небе Святом.
Растают снега потихоньку, не сразу.
Река заискрит, обжигая огнем…
Дороги устали крутить серпантином.
В лесу одиноко, не видно зверья.
Мой гордый народ-хвала осетину.
Осетия-сердце, родная земля!
Орел одиноко над сопкою вьется,
Как будто бы хочет народу сказать:
В горах больше кровь твоя не прольется.
Россия ведь с нами, она наша мать!
Наступит Весна и подснежник пробьется
Обиды растают, как снежный покров.
Мой край зацветет и счастье вернется.
Раскатистым эхом смеется любовь...
И Ветер надежды сомненья развеет,
Ледник, просыпаясь, пустит слезу.
Художница жизнь удивлять нас умеет.
А Горская песня подхватит мечту.
Осетия-гордость и Слава народу!
Воспета поэтом Коста ты в стихах.
Друзьям мы верны и ценим свободу.
Вершина Казбека вечно в снегах.
Ночь темная ляжет на горы Кавказа,
Звезда загорится на небе Святом.
И долгие годы чужбины прохлада…
Грущу по тебе я, родимый мой дом!
Зарема Макиева, 2011 г.
Учитель: Не менее красивы обычаи и культура осетин.
Следующий ученик выступает с презентацией о культуре осетинского народа.
Учитель: Есть в Осетии небольшой город, население составляет около 40 тысяч человек тихий, спокойный городок, гостеприимные и доброжелательные люди. Только теперь этот город стал символом печали, горя, жестокости…
Это – Беслан.
Звучит фрагмент песни – “Захвачена школа, захвачены дети…”
Учитель: 1 сентября 2004 года. Праздник во многих семьях, дети собираются в школу, встреча с любимыми учителями, друзьями. Готовы школьные портфели, наглажены костюмы, подготовлены прекрасные букеты.
Начинается отчет страшных трех дней – трех дней ада.
1 ученик: Первый день.
Группа вооруженных бандитов подъезжает к зданию школы №1 г. Беслана. Торжественная линейка из-за жары перенесена с 10 на 9 часов. Стреляя, террористы сгоняют в спортзал более тысячи человек заложников – детей, сотрудников школы, родителей, родственников, гостей. Некоторым счастливцам удалось сбежать, которые в суматохе выбежали со школьного двора. Однако в заложниках оказалось много детей дошкольного возраста, детские сады не работали, и детей взяли на праздник Знаний. Начинаются мучения, спортивный зал набит людьми, мучает жажда. Заложников заставляют баррикадировать спортзал, у входов установлены взрывные устройства, взрывчатка разложена на стульях, подвешена на баскетбольном кольце. Разрешается говорить только на русском языке, один из заложников, заговоривший на осетинском, был расстрелян на глазах у всех, начинаются издевательства, оскорбления. В 16.00 в здании прогремел взрыв, взорвалась одна из шахидок, рядом погибли люди…..
2 ученик: День второй.
На предложение денег и организации коридора для безопасного выезда из Осетии, сделанное оперативным штабом, террористы ответили отказом. Захваченную школу посещает бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. На просьбы Аушева дать заложникам еду, террористы ответили, что заложники сами держат сухую голодовку. А через несколько часов после ухода бывшего президента, террористы заметно ожесточились, отказывая заложникам во всех элементарных человеческих нуждах. Главарь заложников пригрозил своим сообщникам убить каждого, кто даст пленникам воду. Жара, смрад, отсутствие вентиляции – многие теряли сознание….
3 ученик. Третий день.
К утру третьего дня заложники обессилили до такой степени, что плохо реагировали на угрозы террористов. К обеду в спортзале прогремели два мощных взрыва, произошло частичное обрушение крыши. Террористы стали перегонять людей из спортзала в актовый зал и столовую. Дальше медлить было нельзя - был отдан приказ приступить к операции спасения заложников и обезвреживанию террористов.
Учитель: все закончилось около полуночи. Горе обрушилось на город, плачет и стонет Беслан, а с ним вся наша страна. В результате теракта в Беслане погибло 334 человека, из них 186 детей и 17 учителей школы. Белыми ангелами, хранителями города, стали невинные жертвы.
4 ученик: Во время штурма погибли 10 сотрудников спецназа, погибли все командиры трех штурмовых групп: подполковник Олег Ильин (“Вымпел”), подполковник Дмитрий Разумовский (“Вымпел”), майор Александр Попов (“Альфа”), они были посмертно представлены к званию Героя России.
5 ученик. Сегодня мы хотим вспомнить человека, который отдал жизнь, спасая детей. Это лейтенант “Вымпела” - герой России - Андрей Туркин.
О сыне вспоминает его мама- Валентина Ивановна Туркина: “Андрей был не только сыном, но и другом! Лучшим моим другом. Мы трудно жили, но даже в 8 лет я не скрывала от него ничего. Есть у нас деньги- едем в город и театр. Нет – идем снимать яблоки, собирать сливы, копать картошку, сдаем это и получаем трудовую копейку. Мы все вместе делали. Даже на защиту моего диплома в железнодорожном техникуме он ездил со мной и был очень горд.что мама не оплошала.Он очень жалостливый был. Прочитал в газете, что пес ищет хозяина, заставил меня поехать в Краснодар и этого пуделька без одной лапы домой привезти… Потом нашел на какой-то ферме затравленного больного котенка, принес домой, вылечил…”
1 сентября 2004 года лейтенант Андрей Туркин должен был быть в отпуске, собирался с семьей поехать к другу в Сочи, затем навестить маму. Ему предлагали ехать на отдых, но он даже подумать не мог, что ребята в Беслане будут рисковать собой, а он отдыхать. Вечером накануне штурма Андрей сказал: “У меня все просто. Я люблю свою Родину. Я люблю свою семью и люблю свою работу”.
6 ученик : Надежда
Надя Бадоева – выпускница. 1 сентября 2004 года шла на праздник с волнением и радостью. А праздник трагически закончился в спортивном зале родной школы, куда бандиты согнали заложников. Надю посадили под баскетбольным кольцом, куда было прикреплено взрывное устройство, затем заставляли встать на окно, но Надя отказалась – она не боялась этих нелюдей. Когда начался штурм, рядом с девушкой упала граната. Надя помнит эти секунды… Андрей Туркин накрыл гранату своим телом, чтобы спасти Надю и других детей. Когда Надя очнулась в больнице, первое, что рассказала – просвоего спасителя. Сейчас Надя закончила медицинский институт и стала врачом. Бесланские мальчишки и девчонки, которые были свидетелями зверства и человечности, предательства и мужества, мечтают быть или врачами, или спецназовцами, чтобы спасать людей, также, как спасали их….
Учитель: Беслан, Дубровка, Волгоград, Пятигорск …
Почтим память всех погибших невинных жертв в террористических актах минутой молчания.
Мы – люди Земли - должны быть бдительны, должны сделать все, чтобы такая трагедия не повторилась нигде и никогда. Приглашаю вас к обсуждению: что может сделать каждый из нас, какой внести вклад, чтобы противостоять терроризму?
Дети высказывают свои мысли, возможна и интересна будет работа по постерной технологии по этой теме. Ребята могут разбиться на группы, каждый может реализовать свой проект, создав свой постер на тему: “Скажем все вместе терроризму – нет!”.