Программа интеллектуально-развивающего курса "Логика". 6-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 6


Данная экспериментальная программа интеллектуально-развивающих занятий "Логика" предназначена для детей с 4 лет до учащихся шестого класса общеобразовательной школы.

Курс "Логика" призван формировать устойчивый интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач, различные личностные характеристики (память, внимание, словарный запас).

Курс имеет условное название "Логика", так как изучению вопросов формальной логики отводится значительная часть . И с этой позиции следует рассматривать название этого курса.

Данная программа основана на достижениях передового опыта современных ученых и психологов: английских - М.Гарднера, Айзенка (развитие мышления), американских - Гилфорда (гибкость мышления), А.Отиса и Р.Леккона (развитие мыслительных способностей), советского - Бонгарда (проблема узнавания), А.З.Зака (развитие интеллектуальных способностей у детей), работ учителя-новатора В.В.Дубининой (г. Казань) (Приложение 3).

В курсе выделяются 3 направления.

1) Мировозренческое. Здесь рассматриваются понятия, вопросы и задачи формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

2) Психологический практикум. Здесь развивается, тренируется память, внимание, восприятие. При развитии внимания основной упор делается на наблюдательность, объем, концентрации и устойчивости внимания. Развиваются виды памяти (слуховая, зрительная, моторно-двигательная; механическая и смысловая) и их характеристики (объем, концентрация, устойчивость).

3) Практическое. Здесь рассматриваются один из специфических приемов развития мышления - решение различных логических задач.

Эти направления проходят через все темы курса. Каждое из них развивается по своей логике, но при этом пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга. Поэтому почти на каждом уроке присутствуют задачи этих направлений.

Курс разделен на три части, и соответственно имеет три точки входа. Каждая часть может использоваться и самостоятельно, вне указанного курса. Первая часть может использоваться на занятиях в детских садах и учреждениях дополнительного образования. Вторая и третья - в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях.

Первая часть курса, имеющая условное название "Логика - 0", предназначена для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет. Дети в этом возрасте готовы к первоначальному восприятию "основных принципов и операций мышления, к законам логики" (эти вопросы уже более подробно можно рассматривать в младшем школьном и среднем возрасте), часть вопросов ребенок дошкольного возраста может понять. Ребенку 4-7 лет можно предложить "поиграть в "Логику", рассматривая такие аспекты формальной логики как "понятие", "обобщение", "истинное и ложное суждение", "сходство и различие", "классификация" , "умозаключение" , виды доказательства: опыт, наблюдения, гипотеза, версия и т.д. на простейшем уровне в игровой форме, с этой позиции и следует рассматривать название этого курса.

Данный курс является пропедевтическим курсом будущих школьников. По мнению автора, что умение читать, считать, писать - еще не гарантия успешного обучения в школе. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.

Принципиальной задачей предлагаемой части выступает именно развитие интеллектуальных способностей, связанных с наглядно-образным мышлением, под которыми понимается развитие мышления (логического, пространственного, эвристического), зрительного и слухового восприятия, памяти , словарного запаса и речи.

Под развитием речи и словарного запаса подразумевается работа над произношением слов, понимания их значения, построение выражения и предложений, дополнения предложений, умением задавать и отвечать на вопросы, анализировать ответы.

Программа рассчитана на 54 часа (3 занятия в 2 недели). Каждое занятие длится 25 минут. Темы являются общими для всех возрастных групп, только различия "идут" по степени сложности задания. Так для первой группы (3,5-4 года) многие задачи даются с комментариями, подсказками учителя-педагога, для второй и третьей групп (4-5, 5-6 лет) с частичными комментариями и подсказками, а в четвертой группе (6-7 лет) дети решают в основном самостоятельно.

Вторая часть курса рассчитана на учащихся 1-4 классов и называется "Логика 1-4". Решение логических задач, головоломок (арифметических, геометрических, буквенных), ребусов, зашифрованных тестов развивает логическое мышление. Решение нетиповых, нестандартных задач, имеющие иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных способствуют развитию творческого, поискового, исследовательского мышления. Работа с различными конструкторами (геометрическим, металлическим, электрическим, манипулятивным) формирует техническое, ассоциативное и пространственное мышление. Использование на занятиях словесных, развивающих игр активизирует мыслительную деятельность, развивает общую культуру учащихся.

Каждое полугодие с помощью специально разработанных тестов прослеживается динамика роста цифровых данных, характеризующие каждое качество личности.

Курс "Логика" в 1-4 классах позволяет выявить в выпускных классах начальной школы учащихся, претендующие в классы с углубленным изучением математики.

Третья часть курса, имеющая название "Логика 5-6", рассчитана на учащихся 5-6 классов основной школы. В этой части продолжается развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, памяти, внимания, их характеристик, общей культуры учащихся.

Курс "Логика" в 5-6 классах должен, с одной стороны, уточнить и обобщить все то, что было изучено в начальной школе, а с другой стороны, подготовить учащихся к строго логическим, систематическим курсам математики и информатики основной школы.

Изучаются новые темы: " Приемы быстрого счета", "Логические задачи, решаемые с помощью уравнений", "Графы" и другие. Продолжается изучение таких тем, как "Принцип Дирихле", "Геометрическая мозаика", "Лексические этюды", "Классификация". "Формальная логика".

Один раз в четверти предусмотрены занятия по решению тестов-тренингов, интеллектуальные рейтинги, уроки развития способностей, на которых учащихся знакомятся с новыми способами и методиками развития различных личностных характеристик (памяти, воображения, внимания, мышления).

Приложение 1

Приложение 2