Цель: расширить представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; формирование духовно- нравственных позиций учащихся на примере великого учёного .
К 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова мы с ребятами подготовили и провели устный журнал. Предлагаю сценарий, в котором выступление ведущих чередуется с миниатюрами из жизни величайшего русского учёного.
1 страница устного журнала посвящена биографии
1 ведущий: Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова прошли на Беломорском Севере.
2 ведущий: Он рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
3 ведущий: Отец, Василий Дорофеевич, был против дальнейшего обучения своего сына и хотел, чтобы он наследовал его дело : занимался рыбным и зверобойным промыслом.
4 ведущий:
Юношей, светлой надеждой манимым,
Зимнею ночью, тайком,
С севером смело расставшись родимым,
Отчий покинул он дом.
Труден, пустынен был путь до столицы,
Долго он брел... И вдали
Стены зубчатые, башни, бойницы
Путника взор привлекли,
Встала Москва перед ним: золотые
Главы соборов горят,
Алой морозною мглой повитые
Высятся кровли палат.
Гулко разносится звон колокольный,
Словно пришельца зовет.
Радостно внемля призыв богомольный,
Смело пошел он вперед.
Начал под эти гудящие звуки
Дальнего севера сын
Жадно умом погружаться в науки,
В тайну их вечных глубин.
5 ведущий:
В девятнадцать лет он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 году в числе лучших учеников был направлен в Петербург, в Академический университет, потом в Германию. В Марбургском университете он изучал математику, физику и философию, затем занимался химией, минералогией и горным делом во Фрайбурге. После возвращения в Россию Ломоносов стал адъюнктом (младшее академическое звание) физики в Петербургской академии.
2 страница посвящена открытиям в области физики
1 ведущий: Адьюнкт - это младшее академическое звание.
Первые научные работы Ломоносова принадлежат физике.
“Стихотворство - моя утеха,
физика- моё упражнение”
писал адъюнкт М. В. Ломоносов
2 ведущий: Адьюнкт М.Ломоносов представил в академию свою диссертацию: “Физические размышления о причинах теплоты и холода”, к которой решительно отвергает теорию теплорода и выдвигает свою кинетическую теорию. ….
“Сколько движения уходит от первых, столько же прибавляется у вторых”.
Далее М. В. Ломоносов формулирует то, что позднее было названо первым законом термодинамики: более нагретое тело не может нагреть другое выше той температуры, которой обладает само.
В работах “Опыт теории упругости воздуха” и “О вольном движении в рудниках примеченном” делает главные выводы: “1. атмосферный воздух должен быть тем реже, чем более он удалён от центра Земли.2. воздух не может бесконечно расширяться, ибо должен существовать предел, где сила тяжести верхних атомов воздуха превысит силу, воспринятую ими от взаимного столкновения”
1 ведущий: М.В. Ломоносову принадлежит учение о том ,что весь мир состоит из атомов и корпускул. В 19 в. это учение было подтверждено, а корпускулы были названы молекулами. Открытый закон сохранения материи и движения. Этот закон вошёл в историю как “закон сохранения массы”
3 ведущий: М.В. Ломоносова давно привлекала загадка электрических явлений, природа которых была в его время “великой тьмой закрыта”.
Опыты, проводимые во Франции Франклином, Алибаром вновь усилили интерес Ломоносова к электричеству. Вместе со своим другом Георгом Рихманом он занялся изучением явлений атмосферного электричества.
Ломоносов и Рихман без устали работали, чтобы подготовить речь и демонстрацию опытов.
Инсценировка: учащиеся в роли М.В Ломоносова и Г Рихмана.
Ломоносов:
“Оный Акт буду я отправлять с господином профессором Рихманом, он предлагать опыты свои, а я теорию и пользу от оной происходящую
Я думаю необходимо определить цвет и длину электрических искр, истекающих из острых граней электрометра
Рихман: Гроза приближается, пора вести наблюдения!.. Я думаю пригласить художника и гравера Ивана. Соколова для зарисовки цвета электрических искр.
Ломоносов: “Будьте осторожны! Я также буду наблюдать искры и надо бы сделать опыт, будет ли луч света иначе преломлять в наэлектризованном стекле и воде”.
Рихман: Поспешим домой, к установленным нами “громовым машинам”. (Гром)
4 ведущий: Беззаветная смелость, с какой Ломоносов и Рихман предавались своим наблюдениям, завершилась трагически. Ломоносов один из первых узнал о гибели Г. Рихмана от удара шаровой молнии.
После смерти Георга Вильгельма Рихмана М.В. Ломоносов продолжал исследования электричества. Им было написано несколько статей, а в 1751 г. начал писать диссертацию “Теория электричества.
3 страница посвящена открытиям в области истории
1 ведущий: В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей, и уже в сентябре 1751 года он сообщил И.И. Шувалову, что работает над составлением плана “Древней Российской истории”, сейчас этот труд больше известен как "Антинорманская теория”.
Инсценировка с императрицей Елизаветой и В.М. Ломоносовым
Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.
Ломоносов кланяется.
Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!
Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.
Ломоносов садится.
Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что хотел бы ты сам написать историю.Ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….
Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.
Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа
“Всяк, кто увидит в Российских преданиях равные дела и героев, греческих и римским подобных, унижать нас перед оными причины иметь не будет.”
2 ведущий: В июле 1758 года Ломоносов завершил работу над первым томом “Древней Российской истории”, а в сентябре был подписан указ о его печат.
4 страница. Русский язык и литература
1 ведущий:
Находясь в Германии, студент Ломоносов узнаёт о победе российских войск над турками и взятии крепости Хотин. Он пишет свою первую оду и отправляет её в Петербург. С пламенным воодушевлением славит Ломоносов русскую победу.
2 ведущий:
1. Ломоносов создал “Российскую грамматику”.
2. Положил начало созданию литературного русского языка, создал “теорию трёх штилей”.
3. Стал реформатором стихосложения (“Письмо о правилах российского стихотворства”, 1739).
5. Ломоносов писал стихотворения разных жанров: оды, размышления, сатиры
6. Поэзию Ломоносова отличает глубокая проникновенность в духовный мир человека.
1 ведущий:
М.В. Ломоносов писал:
“Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.”
5 страница. Химия
1 ведущий:
М.В. Ломоносов – выходец из крестьян. Собственным трудом и талантом пробился в состав высшего научного сообщества России. Он был первым русским человеком, получившим звание русского академика за естественно - научную диссертацию. С чего начинается путь русского профессора химии?
2 ведущий:
1738 г. будучи студентом Марбургского университета Ломоносов посылает в Петербург первое учёное сочинение – “специмен” “О превращении твердого тела в жидкое”.
1741 г. разрабатывает учение “Элементы математической химии”.
1744 г. “О нечувствительных физических частицах, составляющих тела природы”, где разрабатывает атомно-молекулярное учение
1 ведущий:
Химическая лаборатория, созданная М. В Ломоносовым была первой в России и оснащена была всеми необходимыми приборами, часть из которых М.В. Ломоносов сконструировал сам. О такой лаборатории могли мечтать учёные европейских стран.
2 ведущий:
- Интересно! Как велись занятия по химии?
-Ты знаешь, сохранился конспект и отдельные фрагменты Ломоносовского “Курса истинной физической химии” А занятия м. б. велись так …
Инсценировка.
Ломоносов:
“Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях.
“Мы захотели назвать этот труд физической химией потому, что решили включить в него только то, что содействует научному объяснению смешения тел.
Поэтому мы считаем необходимым все, относящееся к наукам экономическим, металлургии, стекольному делу и т.д., отсюда исключить и отнести в особый курс технической химии”
1 ведущий:
Ломоносов стремился поставить науку на службу человеку, заботился о широком внедрении результатов своих исследований в производство. Он разработал рецептуру цветных стёкол, изобрёл фарфоровую массу, занимался анализом руд, солей, биологических продуктов.
Ломоносов:
Вот! Посмотрите! Медь дала стекло “превосходное, зелёное, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд…
Ртуть дала “бледно-пурпуровое стекло.
Железо-жёлтое.
Золото- рубиновое.”
Ломоносов:
Василий! Точнее проводи расчёты!
Возьми “пробные весы, в стеклянном в стеклянном” , перепроверь результаты серебряными весами пробирными!
2 ведущий:
Выполненная в 1754 году под руководством Ломоносова диссертация Василия Клементьева носила характерное название: “Об увеличении веса, которое некоторые металлы приобретают при осаждении” и была целиком построена на точных измерениях. Василий Клементьев подробно исследовал осаждение гидроксидов железа и меди щелочными осадителями из азонокислых и солянокислых растворов. В этой диссертации даются чёткие определения понятий: “осадок”, “осаждение”, “осадитель”.
Один из учеников:
Профессор! Скажите, в чём польза химии? Кроме того что всё вымеривать, испытывать, мозаики?
Ломоносов:
“Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи её прилежания.
“Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая –умножение жизненных благ”.
6 страница. Мозаика
Ведущий:
В курсе “Физической химии” Ломоносов дал определение химическим процессам, в том числе и технологии стекла.
“Остекловывание происходит когда тело в виде порошка силою огня сплавляется через сжижение в блестящее твёрдое тело. Не без приятного зрелища производится окрашенные стёкла.”
Ломоносов:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
Ведущий:
Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стёкол различных цветов и оттенков М Ломоносов приступил к изготовлению мозаик.
Инсценировка с Екатериной
Ломоносов:
Бог мой! Ваше Величество!
Екатерина:
Простите, Михаил Васильевич за столь неожиданный визит. Я узнала на днях , что Вы о прошлом лете заезжали ко мне в Петергоф. А Вас не пустили! Вот уж эти царедворцы! За их усердие краснеют монархи!
Ломоносов:
Премного благодарен, Ваше Императорское Величество! Ваше посещение моего скромного дома великая честь для меня. Не знаю, стою ли я!
Екатерина:
Обойдёмся без церемоний! Перед Вами просто любопытная женщина, которая пришла в дом знаменитого доброго приятеля!
Ломоносов:
Милостиво прошу Вас, Императорское величество!
Екатерина:
Хотите последний дворцовый анекдот!
Говорят, что Сенат вознамерился насладиться обозрением Вашей Петровской баталией и тот час распорядился доставить её к себе. Но сие оказалось весьма затруднительно, ибо картина весит более 130 пут. И вот чтобы избежать подобного конфуза - я здесь.
Даже римский папа не может вызвать к себе Везувий и для лицезрения чуда природы едет к нему сам.
Ломоносов:
Милостиво прошу Вас, Императорское величество!
Ваше императорское Величество!
Всемилостивейшая государыня императрица!
Высокопочтимые гости!
Пред Вами мозаичная картина Полтавская баталия!, задуманная для украшения внутренних стен Петропавловского собора .Впереди изображен Петр Великий на скачущей лошади верхом, лицом в половину профиля; облик нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору, величиною сидячий в сажень, а прочее по пропорции.
За государем бывшие тогда знатнейшие генералы: Шереметев, Меншиков, Голицын, коих портреты взяты с имеющихся оригиналов.
Представлен Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению при наклонении в бегство Карла Второго;
Над картиною св. апостол Павел, под ним, на металлическом убрусе, написаны слова его из послания, читающегося на Полтавскую победу: „Бог по нас, кто на ны?
7 страница. Астрономия
2 ведущий:
В своём “Вечернем размышлении” Ломоносов даёт астрономическую картину ночного звёздного неба и выступает как последователь учения о бесконечности миров:
Ломоносов:
..Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество миров,
Несчётны солнца там горят,
Народы там и круг веков.
1 ведущий: 26 мая 1761 М.В.Ломоносов сделал выдающееся открытие: наблюдая за прохождением Венеры через Солнечный диск, он обнаружил, что эта планета, подобно Земле, окружена воздушной атмосферой. Десятки опытных астрономов разных странах наблюдали редкое явление природы, но ни один из них не заметил того , что заметил русский учёный. Свои наблюдения и выводы М В. Ломоносов опубликовал в статье “Явление Венеры на солнце, наблюдённое в С.-Петербургской Академии наук”.
2 ведущий:
М В. Ломоносов писал: “Посим примечаниям, планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой лишь бы не большею, какова обливается около нашего шара земного.”
Создал новые конструкции однозеркального телескопа, усовершенствованную двухзеркальную зрительную трубу, звездный фотометр, рефрактор, оригинальную зрительную трубу для наблюдения при плохом освещении, названную им “ночезрительной трубой”. Она имела объектив большого размера, давала хорошее увеличение, ее выходной зрачок не превышал зрачка человеческого глаза в темноте.
1 ведущий: В своём “Утреннем размышлении” В.М. Ломоносов сумел описать бурную природу Солнца так, как будто он стоял на уровне астрономии, по крайней мере, второй половине 20 века и мог пользоваться новейшими телескопами и приборами для спектрального анализа. Лишь совсем недавно стало известно, что в недрах светоносной оболочки Солнца возникают смерчеобразные вихри, которые поднимаясь в хромосферу и охлаждаясь, образуют солнечные пятна.
Басня в защиту астрономии, в защиту космогонии Николая Коперника и направленный против суеверия.
Ломоносов:
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?
Он дал такой ответ: Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Которой бы вертел очаг кругом жаркова?
Заключение
1 ведущий:
Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
“Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”.
Ломоносов:
О вы, которых ожидает
Отечества от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать!
Литература:
- А Морозов М.В. Ломоносов.
- В. И. Астауров М.В. Ломоносов.
- Е П Карпеев М.В. Ломоносов. Имя России. Исторический выбор.
- М. Лебедев След в истории.