Эпиграф к уроку. “Добыть здоровье
может только сам человек”.
Н.М. Амосов.
Одна из важных задач модернизации образования - создание в школе условий, обеспечивающих сбереженье здоровья учащихся. Здоровье - это комплексное понятие, зависящее от ряда факторов, среди которых одним из главных является здоровый образ жизни. Однако простое декларирование здорового образа жизни недостаточно эффективно. Нужны активные методы обучения здоровью, благодаря которым развивается у детей представление о собственном здоровье, его оценке, отношению к здоровью как к главной ценности.
Требование современности также - воспитание людей инициативных, творческих, ответственных в принятии решений. Эти задачи решаются через использование разнообразных педагогических технологий.
В современной школе, в условиях личностно-ориентированном образовании, ведущую роль должны играть исследовательские, творческие методы обучения. При таких методах обучения делается упор на самостоятельную работу школьников с источниками информации, приобретении ими навыков социологических исследований, самообразовании с помощью интернет-технологий. Реализация этих целей делается возможной при использовании проектных технологий.
Предлагаемый урок-конференция проведён в 11 классе в рамках проектной технологии. Ребятам было предложено 9 тем для разработки проектов. Группы формировались по желанию учащихся и каждая группа выбрала себе тему согласно своим интересам. Результаты работы были представлены на уроке-конференции.
Цель урока: создать условия для первичной оценки старшими подростками своего здоровья и своего образа жизни, сформировать понятие “Здоровый образ жизни”, познакомить с его составляющими и необходимостью ответственного отношения к своему здоровью, как к одному из показателей общей культуры человека.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентации на электронном носителе.
Форма урока: конференция.
Ход урока
1. Приветствие учащихся.
Учитель здоровается с учащимися и раскрывает значение слова “здравствуйте”: как приветствие и пожелание главной ценности- здоровья; знакомит с высказываниями о важности здоровья, нашедшими отражение в народной мудрости - русских пословицах, а также известных учёных-философов древности - Платона, Геродота, Гиппократа.
2. Постановка проблемы: А мы? Понимаем ли мы важность здоровья?
З. Учитель называет тему урока: “Я и здоровый образ жизни”. Всегда ли мы бережно относимся к своему здоровью?
1. Выступает 1 группа учащихся, которые представляют клип “Один день жизни моей одноклассницы”
Далее следует обсуждение просмотренного фильма. Авторы рассказывают о цели работы, отвечают на вопросы,
2. Учитель знакомит учащихся с высказыванием американского психотерапевта Дж. Рейнуотера.
Дж. Рейнуотер (амер. психотерапевт) подчеркивая ответственность человека за собственное здоровье и большие возможности каждого в его формировании указывает:
"То, какое здоровье имеет каждый из нас, во многом зависит от нашего поведения в прошлом - оттого, как мы дышали и двигались, как мы питались, какие предпочитали мысли и отношения. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем.”
- Какой образ жизни вы ведёте? Какие заболевания приобрели?
С результатами социологического опроса, прогнозированием роста заболеваний и необходимостью вести здоровый образ жизни выступает 2 группа учащихся. (Cлайды прилагаются)
В своём выступлении они приводят данные Всемирной организации здравоохранения
(здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17— 20% от социальных и природных условий, на 17—20% от особенностей наследственности, на 8—9% от эффективности работы органов здравоохранения)
и знакомят с высказыванием современного писателя В.Солоухина, рассматривающего проблему связи культуры и здоровья.
“Культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры”
З. Учитель обращает внимание на отношение к проблеме сохранения здоровья древних учёных философов
С результатами своей работы знакомит 3 группа учащихся. Они демонстрируют свой слайд-альбом, в котором изложили основные положения здорового образа жизни, представленные в древней индийской книге 6 в. до н.э. Ведах, в трактате Чжуд-ши китайского философа Шень-Нуна (входящий в состав канонов тибетской медицины), а также античных философов Гиппократа, Демокрита.
4. Учитель сообщает интересный факт из жизни исследователя Арктики Отто Шмидта Знаменитый исследователь Арктики Отто Шмидт в 14 лет составил план всей своей будущей жизни. План включал книги, которые надо прочесть, науки, которые надо изучить, цели, которых надо достичь. Правда, после подсчетов оказалось, что на выполнение всего намеченного ему понадобится 900 лет! Пришлось сокращать и ужимать программу - сначала до 500, а потом и до 150 лет. Самое же удивительное то, что расписанное на 150 лет ему удалось сделать за 64 года жизни. Он добился выдающихся результатов в математике, физике, астрономии, выдвинул собственную гипотезу об образовании Солнечной системы, стал академиком. Помогли ему в этом исключительная воля плюс строгий режим дня в течение всей жизни.
О значении в сохранения здоровья - режима дня рассказывает 4 группа учащихся, проводившая социологический опрос среди одноклассников.
Они также приводят аргументы в пользу соблюдения режима дня, подчёркивая важность отдельных его компонентов: роли утренних гимнастических упражнений, значении сна, прогулки режима питания и отдыха,
5. Обсуждается значение физических нагрузок. Учитель приводит примеры из жизни известных людей. Так, например, стала легендой история о великом русском полководце А.В. Суворове, которому гимнастика помогла преодолеть врожденную слабость и болезненность. Есть и более близкие к нам примеры. Так, экс-чемпион мира по фигурному катанию, а теперь всемирно известный тренер Ирина Роднина пришла на каток по совету врача. А вот другой случай. Врачи не верили, что мальчик, не ходивший до 5 лет, сможет когда-нибудь вести нормальную жизнь, но тренировки и физическая нагрузка помогли А.И. Егорову стать чемпионом Европы по спортивной ходьбе.
Группа №5 знакомит с результатами своей работы: представляют анализ анкет, демонстрируют слайд-альбом, с иллюстрациями, показывающими изменения, происходящими в позвоночнике и объясняют роль физических нагрузок в формировании адаптивно-регуляторных механизмов.
6. Учитель предлагает рассмотреть вопрос о значении закаливания организма.
Среди множества способов укрепления иммунитета, сохранения здоровья, на первом месте стоит закаливание организма. Об этом все мы слышали с детства: “закаляйся - если хочешь быть здоров, водой холодной обливайся”. Лечебное воздействие холода на человеческий организм известно с древних времен. При воздействии низких температур мобилизуются защитные силы и таким образом излечиваются многие заболевания.
Порфирии Корнеевич Иванов стал человеком–легендой именно потому, что на собственном опыте доказал целебную силу холода, закаливания. В 1937 году за 15 часов пробежал 150 км - это три с половиной марафонские дистанции, Во время Отечественной войны фашисты обливали его на морозе водой и зарывали на несколько часов в снег. А когда откапывали, от него, как от горячей печки, шел пар! Сам Иванов после начала своего эксперимента излечился от рака, лечил других, возвращая к жизни самых безнадежно больных людей.
С анализом результатов социологического опроса выступает 6 группа учащихся. Они также знакомят с принципами, формами и значением закаливания.
7. Свою работу, посвящённую необходимости правильного питания презентует 7 группа.
Анарексия - “голодная смерть 21 века”. Это психическое заболевание, при котором наблюдается патологическое и неадекватное стремление к снижению веса. Какой вес считается нормальным? Как же правильно питаться, чтобы получать необходимые для жизни вещества и не полнеть?
Далее они обращаются к анализу анкет, предлагают советы по правильному питанию.
8. Выступление 8 группы учащихся начинают со стихотворения А. Деменьтьева.
Ни о чём не жалейте.
Никогда ни о чём не жалеете вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить,
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за всё вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился кто-то в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чём не жалейте -
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берёт он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чём не жалейте –
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой, гениально играет на флейте,
Но ещё гениальнее слушали Вы.
Далее учащиеся знакомят со значением стресса в сохранении здоровья, его причинами, механизмом действия, группами риска, последствиях и путях их преодоления.
9. “Привычка свыше нам дана, замена счастью она”. А.С. Пушкин.
Вредные привычки вредят здоровью. Об этом знают все, но не все знают о последствиях вредных привычек, или не знают как справиться с этим недугом,
С результатами своей работы знакомит 9 группа учащихся. Они рассказывают о вредном воздействии курения, алкоголя, наркотиков.
4. При подведении итогов урока учитель предлагает написание синквейна. Ключевое словосочетание здоровый образ жизни. После написания учащиеся зачитывают свои работы.
Здоровый образ жизни
Важный, необходимый
Ведётся, соблюдается, сохраняется
Нарушение здорового образа жизни - причина болезни.
Богатство
Здоровый образ жизни.
Личный, ответственный
Нарушается, воспитывается, помогает
Соблюдение здорового образа жизни - проявление культуры человека.
Счастье.
5. Домашнее задание - составление кластера. Ключевое словосочетание в центре - здоровый образ жизни.
Вопросы для анкеты.
1. Что для вас является главным в жизни?
2. Как вы понимаете “ здоровый образ жизни”?
3. Как вы думаете, что даёт здоровье человеку?
4. Имелись ли у вас заболевания при рождении?
5. Какие заболевания приобрели к 1 году жизни?
6. Какие заболевания приобрели к 6 годам?
7. Какие заболевания приобрели к 16 годам?
8. Соблюдаете ли вы режим дня?
9. Соблюдаете ли вы режим питания?
10. Соблюдаете ли вы правила здорового питания?
11. Занимаетесь ли вы спортом?
12. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?
13. Используете ли вы различные виды закаливания?
14. Как вы проводите свой досуг?
Литература
Энциклопедия для детей. Аванта. Человек. 18 том часть 1.
В.Лифляндский, Е.Нечаева. Код долголетия.
Детская энциклопедия “Здоровый образ жизни”, “Аргументы и факты детям”.
Приложение: результаты социологического опроса, прогнозирование роста заболеваний.