Методическая разработка внеклассного мероприятия "Картофельный бал"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: в игровой форме расширить знания обучающихся о картофеле и его использовании.

Задачи:

- ознакомить учащихся с историей появления картофеля в Европе и в России, видах, особенностях его употребления;

- способствовать стремлению следовать правилам здорового питания;

- воспитать самостоятельность, чувство поддержки, коммуникативные компетенции; пробудить эмоциональное отношение к жизни;

- развить активность, инициативность, воображение, творческие способности обучающихся, их социальную компетентность;

- побуждать к участию в праздниках, соревнованиях, массовых мероприятиях.

Ход мероприятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Букве “К” в нашей овощной азбуке стоит отвести почетное место. Её следует поставить первой, невзирая на все протесты буквы “А”. Ну что там какие-то артишоки по сравнению с капустой или картошкой, нашим, по сути, вторым хлебом! Кстати говоря, ни из одного овоща, как ни старайся, не приготовишь такого количества блюд, как из картофеля. Он тут чемпион. Сегодня мы с вами побываем на картофельном бале, и этот овощ будет нашим главным героем: ему посвящаются все выступления, конкурсы и викторины, а также книжная выставка, выставка кулинарных изделий из картофеля и творческие работы. В заключении праздника мы побываем на мастер-классе и проведем дегустацию ваших блюд.

Ведущий 1: Если взять большое слово,
Вынуть буквы - раз и два,
А потом собрать их снова -
Выйдут новые слова!

Я приглашаю вас принять участие в конкурсе “Перевертыши”. Предлагаю вам объединиться в 3 команды по 4-6 человек. Игрокам команд за 2 минуты нужно составить из букв слова “картофелина” как можно больше других слов. Побеждает команда, придумавшая наибольшее количество слов.

Ведущий 2: Чего только не случалось с заморским продуктом: он переплывал океаны и пересекал материки, скрывался от правителей и был фаворитом многих монархов, поднимал людей на восстания и спасал народы от голода, его предавали анафеме в церквях и восславляли в официальных актах.

Архивариус: Было с ним чудес немало,
Наконец и к нам попал он.
Путь был долог и далек -
С запада и на восток -
Силой гор волшебных, дивных!
Покажу вам путь тот длинный!

Родина картофеля – Чили. Здесь его возделывали еще в самом начале нашей эры, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Отсюда картофель (по местному “папа”, “папас”) постепенно распространился в Перу, Боливию, Колумбию, Эквадор. В отличие от современных сортов чилийский картофель был мелкий и горький. В Чили днем сильно греет солнце, а ночью в горах бывает очень холодно. Чтобы избавиться от горечи, по ночам индейцы замораживали клубни, которые становились сладкими на вкус. Оттаявший картофель разминали, выдавливая из него влагу, затем промывали, варили или жарили, либо сушили впрок. Сушеный картофель хранили (иногда в течение нескольких лет) в мешках на свежем воздухе; он выручал в неурожайные годы.

Ведущий 1: Первый картофель был очень мелким, но важным продуктом, ценился каждый клубенёк, поэтому я предлагаю вам участие в конкурсе “Кто точнее?” (В прозрачном пакете 3 командам учащихся, состоящим из 3 человек, показывают мелкие клубни картофеля. Требуется назвать точное количество клубней в пакете. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее назовет цифру).

Ведущий 2: Из далекой заокеанской страны испанские мореплаватели привезли в Европу в числе прочих диковинных трофеев и несколько десятков картофелин.

Летописец: Первоначально это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы из высшего общества прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. Диковинные цветы экспонировали в оранжереях Парижа и Берлина. Стали разводить картофель как лекарственное растение аптекари. В конце 16-го века в Париже, Берлине и некоторых городах Польши. каждый уважающий себя аптекарь имел собственную делянку. Однако сорта были слишком горькими (содержали много солонина), поэтому далеко не всем пришлись по вкусу. Кое-кто называл его “чертовым яблоком”, соблазнившим своим плодом Адама и Еву. И, следовательно, тот, кто будет употреблять его, грозили они, совершит грех. Дурная слава настолько прочно держалась в народе, что все наотрез отказывались сажать картофель. В Пруссии на первых порах заставляли крестьян сажать картофель под конвоем драгун.

Ведущий 1: А теперь конкурс - “Посади картошку (Три участника соревнуются, кто из них быстрее “посадит” свои клубни. Картошку по сигналу нужно достать из пакета и уложить ровно по линии. Кто справится с заданием быстрее и ровнее- победитель.)

Историк: В Россию картофель завезли еще при Петре Первом. В России он не сразу прижился. Вместо клубней ели картофельные плоды - зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Его прозвали “чертовым яблоком”, и устраивали против него целые “картофельные бунты”. Картофель как пищевую культуру стали у нас насаждать после Семилетней войны, когда русские солдаты в Польше и Пруссии воочию увидели растущий "картофель", попробовали его и привезли в родные края. К 1800 году картофель был еще такой редкостью, что его дарили в праздники, и подавали на придворных балах и банкетах как редкое лакомое блюдо. В то время его посыпали сахаром, а не солью.

Ведущий 2: С тех пор сколько сложено о картофеле пословиц и поговорок! Обратите внимание: часть из них представлена в оформлении кабинета. (Приложение 1). Думается, что любому человеку хочется получить большой урожай. Предлагаю поучаствовать в конкурсе с одноименным названием. (Четырем участникам конкурса завязывают глаза платком, а затем предлагается собрать рассыпанный по полу картофель. Кто больше соберет клубней за определенное время – победитель).

Агроном: Не жестокие расправы убедили крестьян, что картофель сажать выгодно. Убедила сама картошка. В студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа, а затем и картофель заменяли русскому крестьянину хлеб. Когда ученые открыли, что из клубней картофеля можно получать крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые и каучуковые заводы. Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но картофель болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Фитофтора - в переводе с греческого “пожиратель растений”. В 1845-1846 гг. этот грибок - паразит по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. От голода вымирали целые деревни. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку из России отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля, которая помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель”, - писали за рубежом. В годы Великой Отечественной войны часть коллекции осталась в осаждённом фашистами Ленинграде и сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли. Объявляется конкурс “Спиральки”. (Вызываются 5 человек, которым предлагается очистить картошку так, чтобы кожура образовывала непрерывную ленту. Побеждает тот, у кого лента из кожуры окажется самой тонкой и длинной)

Экономист: Как вы уже слышали, кроме столового картофеля существуют ещё технические сорта. А это - “обувь” для автомашин и тракторов, кинопленка, искусственный шелк и пластмасса, высококачественные лаки, лекарства. Больше всего картофеля перерабатывается на спирт и крахмал. По современным технологиям из 1 тонны картофеля можно получить 170 кг крахмала или 112 л спирта. Велико значение картофеля как кормовой культуры, особенно для крупного рогатого скота, свиней и птицы. На корм идут и клубни, и бурда, и картофельная ботва. Добавление в рацион картофеля повышает молочную продуктивность коров. Если говорить о родственниках картофеля, то можно назвать, во-первых, это батат, который выращивают из-за крахмалистых клубней в странах с тропическим и субтропическим климатом., из которого можно приготовить сырники, бататовые манты, котлеты, ватрушки; во-вторых, топинамбур или земляная груша, который или скармливают животным в сыром виде,или используют для приготовления спирта и инсулина. В африканской стране Камерун выращивают таро, из которого пекут торты, печенье, вафли.

Ведущий 1: Можно сказать, что этот овощ поистине универсален, поэтому проводим конкурс “Волшебная картошечка”. Сажаем мы картофель очень много и, порой, чтобы его собрать, перебрать, нужна быстрота и ловкость. Становитесь, пожалуйста, в круг, и пока звучит музыка, передавайте картофель друг другу по часовой стрелке. Как только музыка останавливается, учащийся, у которого картофелина в руках, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не остался с “волшебной картошкой”.

Кулинар: Чтобы пища имела ценность, её надо правильно приготовить. Сейчас я приготовлю на ваших глазах вкусное и полезное блюдо из картофеля, которое мы вместе потом продегустируем. (Приложение 2).

Кажется, чего проще – почистил и сварил… но есть небольшие секреты, которые помогут сделать обычное блюдо вкуснее и полезнее. Пока рулет запекается, я поделюсь с вами тонкостями в приготовлении блюд из картофеля (раздает памятки - Приложение 3). А как любили печь картошку в пионерских лагерях…

Выступление учащихся с песней “Картошка”

Ну споемте-ка, ребята,
Жили в лагере мы как!
И на солнце, как котята,
Грелись этак, грелись так!

Наши бедные желудки
Были вечно голодны,
И считали мы минутки
До обеденной поры!

Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола,
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра!

Ах, картошка - объеденье -
Пионеров идеал!
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!

Ведущий 2: Мы с вами продолжаем наш бал. Гордая повариха из кинокомедии “Девчата”, отстаивая свою профессиональную честь, задает лесорубам вопрос: “Сколько блюд можно приготовить из картофеля?” На руках, привыкших к топорам, начинают загибаться пальцы: жареный, вареный, пюре... Тут-то повариха и срезает незадачливых парней своей эрудицией, перечисляя самые невероятные, но вполне реальные блюда. Проводим аукцион блюд из картофеля. Выигравшему — приз (возможные ответы: пюре, чипсы, картофельные котлеты, запеканка, рулет, вареники, шаньги…).

Биохимик: Картофель занял достойное место в питании и получил уважение и любовь. В периоды народных бедствий, войн и неурожаев картофель всегда спасал людей от голода. Было подмечено, что даже при очень малых добавках других продуктов он обеспечивает жизне- и трудоспособность человека. Это обстоятельство и дало основание назвать картофель “ вторым хлебом”. И действительно, взять хотя бы калорийность: она в два-три раза выше, чем у всех других овощей. Основной энергетический материал картофеля — углеводы, представленные главным образом крахмалом и нежной, хорошо усвояемой клетчаткой. Белок картофеля по составу весьма близок к животным белкам. Удачно сбалансированы аминокислоты, поэтому они хорошо усваиваются организмом. Благодаря высокому содержанию калия (свыше 500 мг на 100 г продукта) картофель способствует выведению воды и шлаков из организма и тем самым регулирует обменные процессы и поддерживает нормальную функцию сердечной мышцы. Столько калия нет ни в хлебе, ни в мясе, ни в рыбе. 500 г картофеля хватает, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в витамине С. По мере хранения содержание витамина С постепенно уменьшается. Это особенно заметно когда нарушаются условия хранения. Также в картофеле есть витамины группы В, РР, пектиновые вещества и органические кислоты.

Медицинский работник: В народной медицине растертые сырые клубни, а так же крахмал прикладывают к пораженным участкам кожи при экземах, ожогах и других кожных заболеваниях. Настой цветков картофеля снижает артериальное давление и стимулирует дыхание. Картофельные маски применяют в косметических целях при сухой или обоженной коже, для чего на лицо наносят маску из растертого отварного в кожуре картофеля, смешанного со сливками или сметаной. При заболевании верхних дыхательных путей хорошее действие оказывает вдыхание пара горячего вареного картофеля.

Крахмал служит основой для присыпок и наполнителей порошков и таблеток

Ведущий 1: Я предлагаю провести викторину на лучшего знатока картофеля:

  • Родина картофеля? (Чили);
  • С какой приправой употребляли картофель на Руси? (С сахаром);
  • За счет какого вещества картофель бывает горьким? (Соланин);
  • В какой стране поставлен памятник картофелю? (Польша);
  • Как называются съедобные подземные грибы, которые по виду напоминают клубни картофеля? (трюфели);
  • Ботаническое название картофеля? (Паслён клубненосный);
  • Сколько существует способов размножения картофеля? (Три: клубнями, семенами, глазками);
  • Какие вещества получают из картофеля? (Крахмал, патоку, глюкозу, спирт, клей и т.д.);
  • Как одним словом назвать удаление сорняков и рыхление? (Прополка);
  • Что можно лечить картофелем? (Ожоги - кашицей, желудок - соком, бронхит - картофельным паром).

Педагог: В заключении нашего мероприятия я предлагаю вашему вниманию конкурс “Признание”: нужно придумать фамилию, имя, отчество картофелю и признаться ему в любви.

Ведущий 2: После таких признаний, предлагаю исполнить гимн картофелю

Сколько раз на привале мы картошку пекли,
Пили чай, песни пели, разговоры вели!

Припев:

Ах, картошка, картошка -
В кожуре уголек!
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Из ладошки в ладошку ты ее покидай,
А очистив картошку, остывать не давай!

Припев: тот же

Ключевою водою мы картошку запьем,
А потом на привале эту песню споем.

Припев: тот же

Ведущие и педагог благодарят участников мероприятия и под песенку из мультфильма “Веселая карусель. Антошка” приглашают всех на дегустацию рулета и блюд из картофеля, изготовленных участниками праздника.

Определяются номинации, которые могут быть на всех участников бала (самое вкусное изделие, самый эрудированный обучающийся, самый ловкий, дебют в кулинарии, самая интересная творческая работа и т.д.).