1. Раздел темы – “Основы селекции растений, животных и микроорганизмов”.
2. Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса “Основы общей биологии” авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой.
3. Уровень – базовый.
4. Тип урока – комбинированный.
5. Цель урока – создать условия для осознания и осмысления темы “Основы селекции животных”, применения знаний об особенностях селекции животных в характеристике основных методов селекции животных, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
6. Задачи.
1) Иметь представление об истории одомашнивания животных.
2) Уметь выделять отличия селекции животных от селекции растений.
3) Систематизировать знания о методах селекции животных.
7. Информационно-методическое обеспечение.
- Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса “Основы общей биологии” авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой;
- рабочая программа;
- учебник “Общая биология” авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др.;
- презентация “Основы селекции животных”. (Приложение 1);
- компьютер;
- проектор.
8. Результаты обучения:
Личностные результаты.
1. Сформировать знание основных принципов отношения к живой природе.
2. Сформировать познавательный интерес в изучении основ селекции животных.
Метапредметные результаты.
1. Сформировать умение давать определение понятиям по теме селекция животных.
2. Сформировать умение анализировать и оценивать информацию по теме селекция животных.
Предметные результаты.
1. Сформировать умение выделять отличительные признаки селекции животных в сравнении с селекцией растений.
2. Сформировать умение объяснять роль биологии в практической деятельности человека.
Ход урока
Оргмомент. Учитель приветствует учащихся.
Актуализация.
Учитель: С момента возникновения первобытного человека, люди начали не только возделывать культурные растения, но и занялись приручением и одомашниванием животных.
Как вы считаете, с какой целью человек использует животных?
Учащиеся: Для получения продуктов питания, шерсти, меха, в качестве сторожевых животных, с эстетической целью и т.д.
Учитель: Домашние животные разводятся человеком с различными целями:для получения продовольственных продуктов; промышленного сырья, как тягловое или транспортное средство, для эстетических целей. (Слайды 2–4)
Мотивация.
Учитель: Одомашнивание животных началось еще на заре истории человечества. Ребята, а как вы думаете, каким образом осуществлялось одомашнивание животных?
Учащиеся: Человек начал приручать и содержать тех животных, от которых он мог получить какой-либо продукт.
Учитель: На самом деле, некоторые животные одомашнивались по собственной инициативе, а не по желанию человека. Например, голубь питался зерном, как и человек. В процессе хранения или транспортировки зерна терялись и голуби их подбирали, поэтому соседство с человеком было выгодно для него. Человек стал сначала употреблять голубей в пищу, потом использовал в декоративных целях. Волк также был одомашнен по собственной инициативе. Он селился в местах концентрации людей. Органические остатки пищи и ее отходы накапливались и волки их поедали. С другой стороны они и охраняли свою территорию от непрошенных хищников. Человек оценил сторожевые качества волков и стал использовать их в этом качестве. (Слайд 5)
Учитель: Хотя все-таки большинство животных было одомашнено по инициативе человека. (Слайд 6)
Целеполагание.
Учитель: Цель нашего урока – изучить особенности селекции животных; рассмотреть отличия селекции животных от селекции растений , изучить основные методы селекции животных. Как и в случае селекции растений, все выведенные человеком породы животных произошли от своих диких предков. Например, предок свиньи – дикий кабан, а предок домашней кошки – дикий степной кот. (Слайд 7) Муфлон – предок огромного разнообразия пород овец. (Слайд 8)
Первичное усвоение материала.
Учитель: Как вы думаете, какие методы использовал человек на первом этапе селекции животных?
Учащиеся: Бессознательный отбор, при котором не ставится изначально цель вывести породу с теми или иными качествами.
Учитель: Действительно при бессознательном отборе человек не ставил цель - вывести породу крупного рогатого скота мясного или молочного направления или породу кур с большой яйценоскостью, а осуществлял отбор, например, по поведению. Человек отбирал животных, которых удобно было содержать, например тех, которые отличались менее агрессивным поведением или тех, которые могут размножаться в неволе. Слонов очень сложно одомашнивать, потому что в неволе они не размножаются. (Слайды 9, 10)
Учитель: Сознательный отбор подразумевает цель селекции. Например, селекционер ставит цель – вывести породу коровы молочного направления или мясного, соответсвенно, он сохраняет из потомства организмы, у которых в наибольшей степени выражены эти качества. (Слайд 11)
Учитель: Ребята, а какие методы селекции вы знаете? Могут ли они применяться в селекции животных?
Учащиеся: Гибридизация, то есть скрещивание организмов разных пород. Полиплоидия и мутагенез не могут использоваться, потому что эти методы вызывают аномалии еще во внутриутробном развитии.
Учитель: Гибридизация животных имеет особенности. Различают 2 метода гибридизации: инбридинг и аутбридинг. Инбридинг – близкородственное скрещивание, способствует увеличению гомозиготности особей. Используется для выведения чистых линий. Как вы думаете, есть ли у этого метода недостатки? (Слайд № 12)
Учащиеся: Наверное есть, потому что при близкородственном скрещивании некоторые рецессивные аллели могут перейти в гомозиготное состояние и, если они отвечают за какие-либо неблагоприятные признаки, в этом случае данные особенности могут проявиться в последующих поколениях. Это может привести либо к снижению продолжительности жизни или возникнут аномалии развития, что будет не совсем выгодно для селекционера.
Учитель: При близкородственном скрещивании снижается плодовитость, иногда до бесплодия; ослабляется конституция, жизненность, понижается иммунитет; потомство мельчает, становится слабее; появляются различные уродства и мертворождённые животные. (Слайд 13)
Учитель: Существует второй способ гибридизации – аутбридинг. Это неродственное скрещивание, способствует гетерозиготности особей. Используется для получения эффекта гетерозиса. Вспомните, в чем состоит гетерозис? (Слайд 14)
Учащиеся: Гетерозис - это гибридная мощь, при этом у гибридов усиливаются качества, которые были выражены у родительских организмов.
Учитель: Явление гетерозиса имеет место при отдаленной гибридизации, в результате которой скрещивают животных разных видов. Например, при скрещивании лошади и осла был получен межвидовой гибрид – мул, по выносливости и силе превосходящий лошадь и осла. Мул используют для перевозки грузов в некоторых районах Средней Азии и на Кавказе. (Слайды 15, 16)
Учитель: В селекции животных применяют и специальные методы. Например искусственное осеменение и оплодотворение. Для этой цели спермой быков – лучших производителей оплодотворяют малопродуктивных коров. Одним из самых современных методов селекции является клонирование животных и мутагенез, который применяют при селекции тутового шелкопряда. (Слайды 17–20)
Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели основные методы селекции животных. Чем селекция животных отличается от селекции растений?
Учащиеся: В селекции животных также применяется искусственный отбор, гибридизация, но есть и более современные методы – искусственное осеменение и оплодотворение, клонирование, мутагенез.
Информация о домашнем задании.
§ 30 выучить, устно ответить на вопросы после параграфа.
9. Источники, использованные при создании электронного ресурса.
- www.lorsav.ru
- www.liveinternet.ru
- www.novostey.com
- www.susanin.udm.ru
- www.coolreferat.com
- www.bbc.co.uk
- www.mikado-mode.de
- www.minsk.slanet.by
- www.pets-rus.ru
- www.chelyabinskaya.all.biz
- w www.floranimal.ru
- www.pda.amic.ru
- www. copypast.ru
- www.zooeco.com
- www.dozornews.ru
- www.animalsarea.ru
- www.thenews.kz
- www.pda.amic.ru
- www.900igr.net
- www.usiter.com
- www. golubi.at.ua
- www.pratchett.org
- www.mold-rap.ucoz.ru
- www.fermer02.ru
- www.sweetdreams.com.ua
- www.profinews.com.ua
- www.foodtalking.ru
- www.export.by