Урок ритмики по теме "Танцы народа саха". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: активизировать познавательную мотивацию к якутской танцевальной культуре, показать роль обрядовых танцев в якутской народной культуре, воспитывать чувство любви и уважения к родной природе, продолжить знакомство с традициями якутского народа.

Формировать УУД.

Предметные:

- познакомить учеников с элементами “Приветственного танца”,

- дать представление о многообразии якутских поклонов;

- закрепить движения ранее изученных якутских танцев “Осуохай” и “Узоры”.

Личностные:

- положительное отношение и интерес к творческой деятельности;

- уважительное отношение к традициям, к природе своего родного края;

- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- прогнозирование предположения, чем будем заниматься на уроке;

- умение ориентироваться в пространстве;

- следовать при выполнении движений инструкциям учителя;

- руководствоваться правилами при выполнении того или иного движения.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- анализировать предлагаемую информацию

- анализировать схемы и сопоставлять их с выполняемыми действиями

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками;

- умение работать в парах, в группах, договариваться друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: здоровьесберегающие, сотрудничества, ИКТ.

Методы и приемы: репродуктивные, научности, диалога, стимулирования, контроля, оценки, наглядные, самостоятельной работы.

Материалы для проведения урока: аудиозаписи: “Якутские танцы” видеозаписи: “Концерт Театра танца РС(Я)”, презентация “Ысыах”.

Дидактический материал: карточки с якутскими орнаментами, схемы перестроения.

Конспект урока

Построение в “шахматном” порядке.

- Здравствуйте, дети. (Дети выполняют классический поклон)

- Давайте поприветствуем друг друга якутским поклоном. (Дети выполняют вместе с учителем якутский поклон) (Приложение 1)

- Разучим еще один якутский поклон, который называется “Поклон удаганки” (Приложение 1).

Разминка. (Приложение 1)

I. Постановка учебной задачи.

Что показалось вам необычным, не таким как всегда?

Предположите, какой танец мы будем изучать? Для того чтобы лучше понять, как исполнить танец, что нужно выяснить? С чем связаны якутские танцы?

II. Повторение пройденного. Танец “Узор”.

- Какой якутский танец мы можем сегодня вспомнить? Давайте повторим танец с помощью карточек.

(Детям раздаются карточки с изображением якутских орнаментов) (Приложение 1)

- Разделитесь на пары и получите карточки с изображением якутских орнаментов. Продемонстрируйте эти орнаменты с помощью рук. Каждая пара будет показывать свой орнамент, а остальные дети будут называть, что они обозначают. (Например: одна пара показывает руками треугольный орнамент, т.к. он изображен на их карточке. Остальные дети узнают орнамент, говорят его название и обозначение “Треугольный орнамент означает материнство”)

- С каким обрядом был связан танец “Узоры”? (Погребальным). Что показывают танцующие с помощью орнаментов? (Как жила умершая девушка и чего желают ей в загробной жизни)

- Приготовьтесь, пожалуйста, для исполнения этого замечательного красивого танца.

Дети исполняют танец “Узор”.

III. 1. Рассказ о древнем обряде кумысоприношения. (Сопровождается показом слайдов. Приложение 2)

На экране слайды с изображением праздника Ысыах.

- Ребята, посмотрите на эти фотографии и предположите, что это за праздник? (Ысыах)

- Что вы можете рассказать об Ысыахе? (Ответы детей)

- Как любой праздник, Ысыах имеет свои традиции, свои правила. Знаете ли вы, как начинается Ысыах, какой обряд проводится в начале праздника?

- В начале праздника совершается торжественный ритуал окропления кумысом. В основе данного ритуала лежит обычай якутов обрызгивать кумысом огонь, траву, таким образом, угощая и обращаясь к Айыы-божетсвам, духам-хозяевам природы с просьбой о счастье и благодати. Главный смысл Ысыаха - поклонение небесным божествам, а в их лице – природе. Древние якуты признавали могущество сил природы и одухотворяли их.

- Во время обряда в огонь льют кумыс в жертву верховному божеству Аар Тойону. Затем, повернувшись вправо, льют кумыс жене главного божества Кубэй Хотун, потом второстепенным духам, и наконец, теням умерших шаманов. Затем сосуд с кумысом передают друг другу, сначала самому почетному гостю, тот следующему по старшенству.

- В обрядовых действиях огромное значение имеет количество поклонов, круговых обходов, приседаний. Положение рук с кубком также имеет свой глубокий смысл: благодарственное преподнесение кубка духам, божествам.

- Как называется кубок с кумысом? (Чорон). К чорону обращались с особым почтением. Поднятие чорона с кумысом у якутов было символическим жестом, имеющим магическое значение. Поднимали чороны-кубки не только стоя, но и коленопреклоненно. Каждое окропление сочетали с глубокими поклонами в честь каждого божества и духа.

- В настоящее время этот ритуал превратился в прекрасный Приветственный танец с чоронами. Его исполняют не только на Ысыахе, но и других праздниках: фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях, чтобы поприветствовать дорогих гостей и открыть праздник.

2. Разучивание некоторых отдельных движений Приветственного танца.

- Возьмите чороны в руки. Разучим некоторые движения. (Приложение)

3. Работа в группах со схемами.

- Разделитесь на две группы. Посмотрите на схему и выполните перестроение согласно рисунку. (Приложение) (Например: учитель показывает схему, где треугольники и кружочки расположены двумя отдельными кругами. Дети выполняют перестроение: мальчики и девочки встают в два круга, мальчики в свой, девочки в свой)

4. Разучивание Приветственного танца (Приложение).

5. Повторение ранее изученного материала. Круговой якутский танец Осуохай.

- Прочитайте слова, которые вы видите на экране. Скажите, что они могут означать? (На экране вылетают слова: “танец”, “круг”, “солнце”) (Дети отгадывают название танца Осуохай)

- Что символизирует этот танец? (Благодарение, благословление людьми божеств и духов природы и друг друга)

- Почему этот танец – самый любимый танец у якутов? (Танец собирает большое количество людей всех возрастов)

- Давайте встанем в круг. Вспомните, какие особенности существуют в сцеплении рук, ведь мы не просто так держим друг друга за руки, как в русском хороводе. В какую сторону идет ход танца? (В левую) Почему? (По ходу солнца) Почему древние якуты двигались по ходу солнца, а не наоборот? (Поклонение солнцу и силам природы).

Исполнение Осуохая.

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Выводы.

- Какой танец сегодня разучили? Каков основной смысл танца?

- Что льют в огонь? Как называется сосуд для кумыса? Почему якуты “кормят” огонь? Почему древние якуты так поклонялись божествам, духам природы?

- Какие движения встречаются практически во всех обрядовых якутских танцах? (Поклоны)

- Обратите внимание, как много в народной культуре якутов посвящено родной природе. Давайте еще раз повторим: обряд “кормления огня”, круговой танец осуохай, различные поклоны.

- Что означает слово “почитание”? Как вы думаете, современные люди так же относятся к природе, как в древности? Как сделать, чтобы природу всегда любили и берегли?

- Где вы можете применить полученные знания?

Рефлексия.

- На эту священную веревочку, которая называется “салама” (якутское национальное украшение), привяжите синюю ленточку, если вы считаете, что активно работали на уроке.

- Зеленую ленточку – если узнали сегодня что-то новое.

- Белую ленточку – если у вас позитивное настроение.

- Красную ленточку – если все понравилось.

Построение в “шахматном” порядке.

- Наш урок окончен. Выполним якутский поклон, который мы сегодня разучили.

Технологическая карта урока

Этапы урока
Цель этапа (время)
Деятельность учащегося Деятельность учителя
1. Организационный. Постановка учебной задачи.(Регулятивные)

1.1. Разминка

Построение в “шахматном” порядке, поклон классический, поклон якутский. Разучивание нового поклона.

Формулировка цели на урок, прогнозирование, чем будем заниматься.

Выполнение инструкций, самостоятельное выполнение упражнений.

Сообщение о многообразии якутских поклонов.

Показ “Поклона удаганки”. Помощь в определении цели на урок.

Контроль за выполнением упражнений.

2. Повторение изученного материала. Танец “Узоры”. (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Работа с карточками в парах.

На карточках изображены орнаменты. Каждая пара выходит вперед перед одноклассниками и показывает движениями рук изображенный орнаментальный рисунок. Остальные ученики называют орнамент (растительный, лировидный и т.д.) и что он обозначает или символизирует (оберег, плодородие и т.д.).

Коллективное исполнение танца “Узоры”.

Ответы на вопросы учителя о принадлежности танца к обрядовой культуре Саха.

Инструктаж по выполнению задания с карточками. Контролирует правильность показа орнаментальных рисунков, оценивает ответы детей.

Ведет диалог с детьми об обрядовом танце “Узоры”.

3. Сообщение нового материала. “Обряд кумысоокропления. Приветственный танец” (предметные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) - Просмотр слайдов одновременно с диалогом с учителем о празднике Ысыах.

- Восприятие новой информации об обряде “кормление огня”, многообразии и значении поклонов в ритуальной культуре якутов.

- Выполнение движений с предметом (чороном) по образцу учителя.

- Просмотр видео Приветственного танца.

- Работа двумя группами со схемами. Перестроения согласно схемам.

- Разучивание элементов Приветственного танца

Демонстрация слайдов. Диалог с детьми.

Сообщение нового материала об обряде “кормления огня”.

Показ выполнения поклонов с объяснением и комментариями.

Инструктаж по выполнению задания в группах, контроль за выполнением упражнения.

Показ элементов Приветственного танца (перестроения, поклоны), сопровождаемый инструкциями.

4. Повторение изученного материала. Танец Осуохай (предметные, регулятивные, личностные, коммуникативные). Отгадывание названия танца по ключевым словам (танец, круг, солнце).

Перестроение в круг. Исполнение танца Осуохай

Сообщение задания: отгадать, что могут означать слова на карточке.

Совместное исполнение Осуохая.

5. Рефлексия. Подведение итогов (личностные, познавательные, коммуникативные). Анализ своей деятельности на уроке. Обобщение новой и изученной информации. Рефлексия. Подведение к самоанализу.

Итоговая обобщающая беседа. Проведение рефлексии.