Наш Центр оказывает медико-педагогическую помощь детям раннего возраста с психоневрологической патологией. К нам поступают дети с различными диагнозами: ранний детский аутизм, болезнь Дауна, синдром Пьера Робина, детский церебральный паралич, задержка психоречевого развития, логоневроз, мутизм, и мн.др., а также сопутствующими им синдромами: с-м повышенной эмоциональной возбудимости, гиперактивности, пирамидной недостаточности, истероневротические реакции (поведенческие), невротические реакции с тревожнофобическим компонентом, компульсивные действия, гидроцефальный с-м и некоторые другие.
В коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта мы используем театрализованную деятельность, т.к. она оказывает положительное влияние на развитие эмоционально-личностной сферы, экспрессивной речи, мышления и др. психических функций. Так же театрализованная деятельность помогает облегчить адаптацию, способствует налаживанию контакта педагога и ребенка.
Педагоги нашего Центра, собственными силами устраивают для детей театрализованные музыкальные постановки (музыкальный руководитель пишет сценарии и музыку, адаптируя их для лучшего восприятия нашими детьми; воспитатели и логопеды изготавливают реквизит).
При проведении музыкальных сказок используются хорошо знакомые детям произведения классической детской литературы: “Репка”, “Теремок” и т.п. Так как произведения небольшие по объему, то сюжет сказки расширяется путем введения новых персонажей, использования песен и дополнительного музыкального сопровождения.
Как правило, у всех героев постановок есть своя песня(и) и музыкальная тема, что является более эмоциональным воздействием, облегчающим восприятие и понимание содержания произведения детьми раннего возраста, чем мелодии без слов, и “живое” пение действует на детей сильнее записанного на диск или кассету исполнения. Музыка помогает понять и раскрыть характер сказочного персонажа, способствует лучшему усвоению сюжета сказки.
Представляем Вашему вниманию сценарий “Козлятки и Волк” (по мотивам русских народных сказок), который может быть также использован в работе с нормально развивающимися детьми раннего возраста.
Козлятки и волк
Автор слов и музыки Л.Л. Неклюдова (муз. руководитель ГБУЗ “ЦВЛ для детей № 4 ДЗМ”)
Звучит музыка. Перед детьми появляется Автор.
Автор: Жила-была Коза, (появляется Коза с козлятами) были у нее детки малые – козлятки, хорошие ребятки. Утром мама Коза за кормом уходила, а козляткам говорила.
Коза:
Как я из дому уйду,
Вы должны быть начеку.
Никому не открывайте,
Чтобы не попасть в беду.
Может рядом Волк пройти
И решится к вам зайти.
Волк голодный
Хочет есть,
Это надобно учесть.
Козленок 1:
Волка мы не пустим в дверь,
В этом ты уж нам поверь.
Но скажи, как мы должны
Голос распознать козы,
Мамы нашей дорогой?
Ты, пожалуй, песню спой!
Коза:
Прав ты, дитятко, спою
Я вам песенку свою.
Козленок 2:
Что за песенка такая?
Спой сейчас, моя родная.
Коза:
Вот такую песню ждите,
Не шалите, не шумите.
Песня Козы (звучит музыка)
Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мама пришла,
Молока принесла.
Автор: И ушла Коза в лес. А в это время Волк бродил неподалеку (появляется Волк, звучит музыка). Услышал он, как Коза пела свою песню козлятам.
Волк:
Увидел я недавно, как Козочка прошла.
Наверное, детишек – козляточек-малышек оставила
она.
Доверчивые детки, они меня не ждут,
Спою им Козью песенку, они мне отопрут.
Автор: Подошел Волк к домику, где жили козлята, постучался и запел
Волк (поет песню Козы грубым голосом):
Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мама пришла,
Молока принесла.
Козлятки за закрытой дверью в домике.
Козленок 1: Слышишь мамину песню?
Козленок 2: Слышу-слышу, да не мама ее поет. Голос какой-то хриплый, некрасивый.
Козленок 3: Сейчас я тихонько в окошко выгляну, посмотрю, кто там.
Автор: А Волк от радости, что козлята ему дверь откроют, развеселился
Волк (поет):
Я голодный серый Волк!
Я большой и страшный Волк!
Съем сейчас детишек,
Маленьких малышек.
Козлята (вместе): Да это не наша мама! Ох!!!
Козленок 1:
Это хитрый злой Волчок
Съесть хотел нас за бочок.
Дом в обиду не дадим,
Волка мы перехитрим!
Волк снова стучится в дверь.
Козленок 2:
Дверь не можем мы открыть,
Ключ никак не раздобыть.
Ключ закинут далеко,
И достать-то нелегко.
Будем мы его искать,
Можешь сказку рассказать.
Автор: Волк рассердился, да как закричит
Волк:Открывайте дверь скорей, есть хочу!
Да, поживей!
Козленок 3:
Уходи скорей отсюда, а иначе будет худо.
Звери, люди – все придут, нас в обиду не дадут.
Слышишь-слышишь голоса?
Козлята (вместе): Ну, пришла твоя пора (звучит музыка).
Волк (убегая): Быстро-быстро побегу, в руки к ним не попаду!
Автор: И побежал Волк в лес. Так испугали его козлята, что остановиться не мог, все бежал и бежал.
А Коза меж тем гуляла,
Корм для деток собирала.
Вдруг навстречу Колобок!
(Звучит музыка, катится Колобок)
Коза:
Здравствуй, славный Колобок
Катишься куда, дружок?
Колобок: Я из дому укатился и назад не воротился.
Коза: Это я уж поняла, ну, и как твои дела?
Колобок:
Многих встретил я в лесу.
И Медведя, и Лису,
Волк и Заяц мне встречались,
А теперь вот ты Коза.
Посмотри-ка мне в глаза!
Тоже хочешь меня скушать?
Я тебя не буду слушать,
Вмиг отсюда убегу.
Коза: Не за этим я иду,
Я козлятам корм несу.
А тебе скажу, дружок,
Дорогой мой Колобок!
Если хочешь, к нам приди,
Вместе с нами ты живи.
Колобок:
Нет, спасибо.
Волк здесь близко пробегал,
Как бы к вам он не попал.
Я боюсь, ведь он злодей,
К деткам ты беги скорей!
Автор: И покатился Колобок дальше (звучит музыка). А Коза поспешила домой. Прибежала к домику и запела свою песенку.
Коза (поет):
Козлятушки-ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мама пришла,
Молока принесла.
(Козлята открывают дверь, впускают Козу в дом)
Козленок 1: Мама пришла! Мы так ждали тебя!
Коза: Как вы время провели, как хозяйство берегли?
Козленок 2:
Приходил к нам страшный Волк,
Песню пел, зубами – щелк!
Мы его к нам не пустили
И уйти уговорили.
Коза:
Ай, вы молодцы, козлятки,
Мои славные ребятки!
Волка вы не испугались,
Чтоб ушел он постарались.
Надо вам теперь поесть,
А потом в кроватки лечь.
Козленок 3:
Ты еду нам принесла,
Молочка попить дала.
Можем мы теперь поспать,
Завтра с солнышком вставать.
(Звучит колыбельная)
Автор (звучит музыка, коза и козлята в доме): Утром Коза разбудила козлят, накормила и строго-настрого наказала: дверь закрыть и никого в дом не пускать. А сама пошла опять в лес корм искать.
Коза (поет):
Я Коза-дереза.
Я за кормом в лес пошла.
У меня детишек много,
Все малышки. Они дома
Дверь закрыли и сидят,
Никому не отворят!
Автор: А Волк тем временем сидел на пеньке и думал.
Волк:
Как же в дом прийти к Козе?
Надо что-то делать мне.
Может с Птичкой подружиться,
Петь у Птички научиться.
Автор: Подошел Волк к дереву, где сидел Соловей.
Волк:
Здравствуй, Птичка-Соловей!
Помоги-ка мне скорей.
Научи меня ты петь.
Больше мочи нет терпеть,
Как бояться все меня.
Автор: Обманул Волк Соловья.
Соловей:
В этом я смогу помочь.
Будешь петь и день и ночь.
Голос нежным станет твой,
Всем на радость песни пой!
Автор:
И Соловей научил Волка петь красивым, нежным
голосом,
А Волк даже спасибо не сказал, дальше в лес он
убежал.
Волк (сидит на пеньке, мечтает):
Песню я уже спою, также как поет Коза.
В дверь тихонько постучу, также как стучит она.
Обману теперь козлят, резвых маленьких ребят.
Попадутся Волку в пасть.
Как бы в дом скорей попасть.
Вот и домик. Подойду, песню Козочки спою.
Волк (поет песню Козы нежным голосом):
Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мама пришла,
Молока принесла.
Козленок 1: Слышите, братья, мама пришла, нам еды принесла.
Козленок 2:
Мама долго-долго шла, надо чтобы не ждала,
Открывайте дверь скорей.
Автор: И Козлята открыли дверь Волку.
Козленок 1: Ой-ой-ой!!! Страшный зверь, голодный, злой!
Козленок 2: Разбегайтесь и кричите, всех в округе разбудите!
Козленок 3: Прячьтесь, прячьтесь поскорей, не найдет он нас, злодей!
Автор (звучит музыка) И стали козлята бегать по домику, искать, где бы спрятаться. А одни Козленок из домика выскочил и громко закричал.
Козленок 2: Ой-ой-ой!!! Волк пробрался к нам домой! Помогите, помогите, злого зверя прогоните!
Автор: Услыхали его и Колобок, и Соловей, и Коза. И сразу все прибежали и стали выгонять Волка.
Коза, Колобок, Соловей: Убирайся, Волк, скорей
Коза:
И не тронь моих детей.
Заколю тебя рогами,
Затопчу тебя ногами.
Автор: И выгнали Волка из домика. Волк очень испугался и больше никогда не приходил к козлятам.
Звучит заключительная песня в исполнении Козы, козлят, Соловья и Колобка.
Злого Волка мы прогнали
Сами мы не пострадали
Будем жить спокойно, дружно
И бояться нам не нужно.