Урок истории по теме "Татаро-монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели урока:

Образовательные:

  • Рассказать о завоевании Руси татаро-монголами, о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами.

Развивающие:

  • Формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать.
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать гордость за свой народ, свою Родину.
  • Уважение к человеку как к личности и формирование умения объективно оценивать роль личности в истории.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Основные понятия: духовно-рыцарские ордена, вассальная зависимость, улус, ярлык, баскак, «ордынский выход».

Основные даты:

  • 1236 г. – завоевание Волжской Булгарии
  • 1237-1240 гг. – нашествие Батыя на Русь, начало Татаро-монгольского ига.
  • 1240 г. – Невская битва
  • 5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере (Ледовое побоище)

Оборудование: учебник А. Н. Сахарова, В. И. Буганова 10 кл., карта « Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.», портрет Александра Невского, СД энциклопедия история России 862-1917 гг.

Раздаточный материал: памятка о работе с документами, исторический источник, фрагмент летописи.

План урока:

  1. Словарная работа
  2. Вступительное слово учителя о походах Батыя
  3. Героическая оборона русских городов и их разорение
  4. Натиск с северо-запада. Александр Невский
  5. Ордынское владычество на Руси

Ход урока

I. Словарная работа.

Объяснить значение слов: хан, нойоны, араты, нукеры, улус, курултай, яса, Чингисхан, Золотая Орда.

II. Блиц-опрос.

  • Что произошло 31 мая 1223 г.?
  • В чем были недостатки русского войска?
  • Как отнеслись на Руси к поражению в битве на реке Калке?
  • Сделали ли князья какие-либо выводы из этого поражения?
  • Если бы князья объединились, помогло бы это противодействию татаро-монгольскому войску?
  • Сообщение темы урока, знакомство с целями урока, его этапами и формами.

III. Вступительное слово учителя о походах Батыя. Работа с картой.

  • Арабский источник, современник монгольских завоевании Ибн Ал-Асир: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до скончания веков и до страшного суда»
  • Рассказ учителя о завоевании татаро-монголами Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси. Оборона Рязани.
  • Работа с документами на стр. 135 учебника «Нашествие Батыя на Русь»
  • Работа учащихся с историческими источниками «Героическая оборона города Козельска»
  • Почему татаро-монголы назвали Козельск «злым» городом ?
  • Вторжение монгольских войск в пределы Европы-

Самостоятельная работа по учебнику.

Вывод: В лице татаро-монгол и Русь, и европейские государства столкнулись с сильным противником, обладающим некоторыми преимуществами в социальной и военной организации

Физкультминутка (упражнения для глаз, рук, туловища).

IV. Натиск с Северо-запада. Александр Невский.

  • Краткие сообщения учащихся о духовно-рыцарских орденах: Тамплиеры, Иоанниты, Тевтонский орден, Меченосцы – опережающее задание.
  • Работа с СД диском.
  • Невская битва, «Ледовое побоище»
  • Сообщения учащихся «Личность Александра Невского» (2 человека) V. Ордынское владычество на Руси.
  • Работа с учебником (стр. 131).
  • Проблемный вопрос: докажите, что татаро-монголы нанесли тяжелейший удар как по экономике так и по внутриполитической жизни Руси.
  • Работа с терминами. Объяснение учителем значения терминов и запись их в тетради: ярлык, численники, баскаки, «Ордынский выход».
  • Система властвования.

Составить схему по учебнику (стр. 131-132). Отношения Руси и Золотой Орды.

V. Заключение.

  • Какие испытания выпали Руси в XIIIв.?
  • Причины поражения и побед.

VI. Домашнее задание.

параграф 20 (вопросы и задания после параграфа)

VII. Итоги работы учащихся на уроке.