Цели урока:
Образовательные:
- Рассказать о завоевании Руси татаро-монголами, о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами.
Развивающие:
- Формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать гордость за свой народ, свою Родину.
- Уважение к человеку как к личности и формирование умения объективно оценивать роль личности в истории.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Основные понятия: духовно-рыцарские ордена, вассальная зависимость, улус, ярлык, баскак, «ордынский выход».
Основные даты:
- 1236 г. – завоевание Волжской Булгарии
- 1237-1240 гг. – нашествие Батыя на Русь, начало Татаро-монгольского ига.
- 1240 г. – Невская битва
- 5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере (Ледовое побоище)
Оборудование: учебник А. Н. Сахарова, В. И. Буганова 10 кл., карта « Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.», портрет Александра Невского, СД энциклопедия история России 862-1917 гг.
Раздаточный материал: памятка о работе с документами, исторический источник, фрагмент летописи.
План урока:
- Словарная работа
- Вступительное слово учителя о походах Батыя
- Героическая оборона русских городов и их разорение
- Натиск с северо-запада. Александр Невский
- Ордынское владычество на Руси
Ход урока
I. Словарная работа.
Объяснить значение слов: хан, нойоны, араты, нукеры, улус, курултай, яса, Чингисхан, Золотая Орда.
II. Блиц-опрос.
- Что произошло 31 мая 1223 г.?
- В чем были недостатки русского войска?
- Как отнеслись на Руси к поражению в битве на реке Калке?
- Сделали ли князья какие-либо выводы из этого поражения?
- Если бы князья объединились, помогло бы это противодействию татаро-монгольскому войску?
- Сообщение темы урока, знакомство с целями урока, его этапами и формами.
III. Вступительное слово учителя о походах Батыя. Работа с картой.
- Арабский источник, современник монгольских завоевании Ибн Ал-Асир: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до скончания веков и до страшного суда»
- Рассказ учителя о завоевании татаро-монголами Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси. Оборона Рязани.
- Работа с документами на стр. 135 учебника «Нашествие Батыя на Русь»
- Работа учащихся с историческими источниками «Героическая оборона города Козельска»
- Почему татаро-монголы назвали Козельск «злым» городом ?
- Вторжение монгольских войск в пределы Европы-
Самостоятельная работа по учебнику.
Вывод: В лице татаро-монгол и Русь, и европейские государства столкнулись с сильным противником, обладающим некоторыми преимуществами в социальной и военной организации
Физкультминутка (упражнения для глаз, рук, туловища).
IV. Натиск с Северо-запада. Александр Невский.
- Краткие сообщения учащихся о духовно-рыцарских орденах: Тамплиеры, Иоанниты, Тевтонский орден, Меченосцы – опережающее задание.
- Работа с СД диском.
- Невская битва, «Ледовое побоище»
- Сообщения учащихся «Личность Александра Невского» (2 человека) V. Ордынское владычество на Руси.
- Работа с учебником (стр. 131).
- Проблемный вопрос: докажите, что татаро-монголы нанесли тяжелейший удар как по экономике так и по внутриполитической жизни Руси.
- Работа с терминами. Объяснение учителем значения терминов и запись их в тетради: ярлык, численники, баскаки, «Ордынский выход».
- Система властвования.
Составить схему по учебнику (стр. 131-132). Отношения Руси и Золотой Орды.
V. Заключение.
- Какие испытания выпали Руси в XIIIв.?
- Причины поражения и побед.
VI. Домашнее задание.
параграф 20 (вопросы и задания после параграфа)