“Музыка – высшая ценность, не
требующая для своего обоснования ссылок на
какие-то более высокие ценности, поскольку
таковых просто
нет”.
А. Блок
“Дети и музыка – это единое целое,
взаимопроникающее в друг друга тайна”. К. Орф
Цель урока: выявить условия, обеспечивающие эффективное восприятие музыки детей дошкольного возраста в педагогическом процессе воспитателя группы.
Задачи:
- обеспечить студентам понимание того, что в любой воспитатель, даже не имея специального музыкального образования, может осуществлять музыкальное воспитание и развитие детей; что воспитателю необходимо формировать в себе музыкально-художественную культуру;
- определиться с ключевыми показателями оценки формирования музыкально-художественной культуры педагога;
- сформировать у студентов понимание того что деятельность восприятия музыки можно и нужно использовать в режиме первой и второй половины дня.
Обеспечение урока:
- портфолио у студентов по методике музыкального развития;
- мультимедийная установка;
- картины, элементы костюмов к различным видам показа;
- цветовые сигналы (красный, зеленый, желтый по количеству присутствующих).
Ход урока
Включается показ видео и звучит речь преподавателя: “Сейчас мы с вами приоткроем двери и войдем в удивительный, неповторимый, уникальный мир детства”. Идут показы фрагментов работы воспитателя с детьми в познавательно-речевой деятельности и в эстетическо-художественной деятельности.
“Может ли воспитатель, не имея специального музыкального образования, осуществлять музыкальное воспитание и музыкальное развитие детей в группе?” “Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, а если не определились – желтую карточку”. “Распределимся по группам в разных местах зала и обоснуем свой ответ”.
“Если может, то необходимо развивать в себе общекультурную компетентность, включающую в себя музыкально-художественную культуру”.
“Компетентностный подход профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога, как человека, умеющего профессионально решить задачи и проблемы, возникающие в реальной ситуации”.
Вопрос “Что такое музыкально-художественная культура и каковы его показатели?”.
“Культура означает универсальное отношение человека к миру, к самому себе. Бубер (психолог) определил культуру, как универсальный способ, каким человек делает мир своим, превращая его в дом человеческого “смыслового бытия”. Ценность культуры в том, что вне культуры человек не может реализовать свой духовный потенциал. Предназначение культуры – сохранить, воспроизвести, обогащать, духовный опыт человечества, передавая его от поколения к поколению. Одна из важнейших функций профессионально-педагогической деятельности – это передача подрастающему поколению накопленный человеческий опыт и способы его освоения, это сотворение и самоопределение личности в культуре, в связи, с чем человек является носителем культуры, проводником ребенка в мир культуры, переводчиком языка культуры на язык детства”.
Музыкально-художественная культура личности педагога – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения, индивидуальная интерпретация, и ее значение в решении жизненных проблем.
Показатели музыкально-художественной культуры педагога:
- устойчивый интерес к музыке;
- потребность в общение с музыкой;
- открытие ценностей музыкального искусства;
- готовность (умение) общаться с музыкальным произведением;
- наличие музыкальной эрудиции;
- открытие ценностей музыкального искусства;
- готовность строить свою собственную жизнь, включая в профессиональную деятельность, в контексте открытых ценностей.
“Чтобы сформировать музыкально-художественная культура педагога, чтобы быть ее обладателем нужно вспомнить слова Симонович (педагога и психолога 19 века) актуальные в 1867 и актуальные на сегодняшней день:
“Воспитатель, у которого идеал жизни – самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем, такой воспитатель живет в детях и дети в нем”.
Занимаясь самовоспитанием и саморазвитием, любя детей и, понимая, для чего они пришли в детский сад, воспитатель может организовать музыкально-художественную деятельность детей в группе”.
Вопрос “Что же представляет собой музыкально-художественная деятельность?”
Музыкально-художественная деятельность – это процесс, в котором осуществляется музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Музыкально-художественная деятельность – это способ взаимодействия человека с музыкой, это деятельность направленя на общение с музыкой, и она уникальна.
Музыкально-художественная деятельность – это создание, исполнение, восприятие музыкального произведения.
Процесс восприятия музыки – это не одномоментный процесс воздействие музыки на органы чувств, а деятельность, связанная с осознанием и формированием художественного образа.
Л.С. Выготский определил восприятие музыки, как комплексную деятельность сознания, сочетание чувств, воображения, мышления и представления.
Б.М. Теплов в восприятии музыки важнейшее значение придавал художественным эмоциям, поскольку вне эмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки. Восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоциями не кончаются: через них мы познаем мир.
В.Ф. Асмус отмечал, что содержание музыкального произведения не переходит как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой из музыкального произведения в голову слушателя. Оно воспринимается, воссоздается самим слушателем, по ориентирам, данным в самом музыкальном произведении и определяется умственной, душевной, духовной деятельностью слушателя.
Восприятие музыки является ведущим видом деятельности.
Преподаватель: Как ребенок дошкольник – воспринимает музыку?
- Эмоционально.
- Творчески.
- Внешние проявления связаны с внутренними переживаниями.
Значит: понимая, что ребенок – деятель, он через деятельность познает музыкальное произведение, ребенок – субъект в деятельности восприятие музыки.
Организовывая деятельность восприятия музыки в группе в педагогическом процессе, воспитатель ставит следующее задачи:
- развивать у ребенка музыкально-художественную культуру, накапливая опыт взаимодействия с музыкальными произведениями (восприятие музыки);
- развивать ребенка с позиции активного участника, способного выражать свои чувства и эмоции доступными средствами: сочинение рассказа, в поэтическом творчестве, в рисунке, в игре;
- развивать у ребенка способность к сопереживанию в музыке (какая музыка по настроению);
- развивать у ребенка способность выражать переживания средствами музыкальной деятельности (петь, играть в оркестре, в музыкально-ритмических движениях), и средствами художественной деятельности (в рисунке, в игре, в сочинении рассказа, в чтении стихов, в лепке, в конструировании).
Преподаватель: “Что может ребенок – дошкольник?”.
- Объяснить характер музыкального произведения.
- Интерпретировать музыкальный образ.
- Передавать характер музыки в разных видах художественной деятельности.
Преподаватель: Уникальная природа ребенка – дошкольника – может быть охарактеризована, как деятельностная; познание мира через музыкальное произведение идет чувственно практическим путем; природа ребенка изначальна субъектна, поскольку дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Вспомним музыкальные произведения:
- “Осенняя песнь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”;
- “Осень” А. Вивальди из цикла “Времена года”;
- “Утреннее размышление” П.И. Чайковского из “Детского альбома”;
- “Сладкая греза” П.И. Чайковского из “Детского альбома”;
- Песни об осени: “Грибничок” И. Пономоревой; “Огородная хороводная” Р.Н. мелодия и другие музыкальные произведения.
Сказки р.н. “Репка”, “Колобок” и другие сказки, литературные произведения, картины изобразительного искусства.
Используя другие музыкальные произведения, подумать, как можно включить их в педагогический процесс организации музыкально-художественной деятельности в группе, в первую и вторую половину дня, на занятиях, и в досуговой деятельности, в игровой форме, в театрализованной деятельности, в режимных процессах (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, одевания и т.д.).
Поставить цель и определить задачи деятельности восприятия музыки; провести фрагмент работы, презентуя ее, используя выразительное слово, умение передавать в слове характер музыки, настроение ее, показав свою музыкальную эрудицию, используя стихи, изобразительное искусство, элементы атрибутов.
Критерии оценок:
- обосновать целесообразность использования музыки (углубить впечатление, переживание, формировать эмоциональную отзывчивость);
- умение поставить задачи;
- привлечение детей к музыке, используя яркое выразительное слово, поэтическое слово, игрушку, атрибуты, мимику лица;
- взаимодействие с детьми, обеспечение личностно-ориентированного подхода, содействие, создание ситуации успеха;
- передавать в слове характер, настроение музыки;
- подбор произведения должен соответствовать эмоциональному состоянию и переживания ребенка вызванного соответствующим ходом работы;
- удовлетворенность своей работой;
- уверенность.
Преподаватель: Студенты делятся на подгруппы, каждая выполняет свое задание:
- восприятие музыки на занятии при рассматривании картины, например: И. Левитана “Золотая осень”;
- восприятие музыки при обучении рассматриванию на тему “Осень”;
- восприятие музыки в музыкально-художественной области (рисование, лепке, аппликации, конструировании) например, “Деревья осенью”;
- восприятие музыки при чтении книг;
- восприятие музыки при заучивании стихов;
- музыка на утренней гимнастике;
- музыка в режимных процессах (укладывание спать, в процессе бодрящей гимнастики);
- использование музыки в игровой деятельности, например, сюжетно-ролевая игра “Семья”, “Болезнь куклы”, “Новая кукла” П.И. Чайковского;
- музыка в театрализованной деятельности: русско-народные сказки “Колобок” и “Репка”;
- музыка в зоне речевого развития.
Дается 7 минут на работу в группах и 3 минуты на презентацию работы.
Экспертная комиссия может быть выбрана из присутствующих в зале.
Преподаватель: Какие же условия, обеспечивающие эффектное восприятие музыки детьми дошкольного возраста в педагогическом процессе воспитателя в группе в первую и вторую половину дня.
Работа в группах 3 минуты.
Условия, обеспечивающие эффективное восприятие музыки детей дошкольного возраста в педагогическом процессе воспитателя группы:
- самоперевоспитание и самовоспитание, формирование музыкально-художественной культуры педагога;
- психолого-педагогические знания об организации деятельности восприятия музыки в педагогическом процессе в 1 и 2 половине дня на занятиях, в досуговой деятельности, в режимных процессах, в игровой деятельности;
- умение владения речью, ярким образным словом, привлечение изобразительного искусства, поэтического творчества, литературных произведений;
- взаимосвязь в работе специалистов, музыкального руководителя, воспитателя в группе, родителей;
- независимость о результата деятельности необходимо всегда поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы;
- мотивация успеха – это, прежде всего психологический феномен, который влияет на успешность ребенка в жизни в целом.