Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникации», «Познание», «Здоровье».
Цель: формировать чувство справедливости.
Задачи:
- Образовательные: продолжать работу по формированию интереса к книге; помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью иллюстраций; учить правильно называть автора и название произведения; уточнить знания по теме «Фрукты».
- Развивающие: развивать умение внимательно слушать сказки; используя разные приемы, развивать умение правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, оценивать поступки героев; развивать представления о литературных жанрах; обогащать словарь по теме.
- Воспитательные: воспитывать эмоционально-образное восприятие текста; формировать понятия «дружба», «доброта», «справедливость», воспитывать желание поступать по справедливости.
Оборудование: кукла Каркуша, яблоко, сказка В.Сутеева «Яблоко» с иллюстрациями,
Предварительная работа: беседы с детьми о фруктах; чтение стихотворения У.Рашида «Наш сад»; отгадывание загадок о фруктах; раскрашивание яблок; упражнение «Наш сад», дидактическая игра «Четвертый лишний»; пальчиковая гимнастика «Компот», упражнение «Ежик и барабан», «Выжимаем сок», речедвигательная игра «Мы по саду шли…»;
Лексическая работа:
- Дикая яблоня – яблоня, которая растет в лесу.
- Свернувшись клубочком – лечь, согнувшись.
- Спросонок – не совсем проснувшись.
- Лягнул – бить, ударять ногой.
- Рявкнет – о животных, громко и отрывисто кричать.
- Разделить на равные части – всем одинаково.
- Уму-разуму научил – подсказал, как правильно сделать.
- Справедливо – правильно, истинный (отражает действительность).
- Рассудил справедливо – справедливо решил.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Прилетает Каркуша и приносит детям в подарок яблоко.
Каркуша спрашивает у детей: «Какое яблоко?»
Ответы детей: «Большое, спелое, румяное, ароматное, сладкое, вкусное, полезное, желтое». Каркуше не нравятся ответы детей. Она отвечает сама: «Одно-единственное».
Воспитатель: «Как же нам быть? Ребят много, а яблоко одно».
Каркуша: «Вот прочитаете сказку В.Сутеева «Яблоко» и узнаете, как вам быть».
2. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».
Воспитатель повторяет название сказки и автора. Проводит лексическую работу. Настраивает детей на слушание произведения.
Первое чтение сказки.
Беседа по вопросам:
- Понравилась сказка?
- Как называлась сказка, и кто ее написал?
В. Сутеев не только писатель, он еще был художником и рисовал к своим сказкам картинки, которые называются иллюстрации. Вот какие картинки В. Сутеев нарисовал к сказке «Яблоко». - Вы запомнили героев сказки? (Заяц, Ворона, Ежик, Медведь).
- Из-за чего поссорились Заяц, Ворона и Еж? (Из-за яблока).
- Кто помирил наших друзей? (Медведь, Михаил Иванович).
3. Физминутка.
«Мы по саду шли…».
Мы по саду шли, шли, шли. Дети шагают.
В саду яблоню нашли. Изображают дерево.
А на ней висят бананы? (Нет, не бананы.)
На ней висят сливы? (Нет, не сливы.)
На ней висят груши? (Нет, не груши.)
На ней яблоки висят, Складывают кулаки, руки разводят в стороны.
Просят их сорвать ребят. «Бросают» руки вниз.
Дует, дует ветер, дует, задувает, Делают наклоны влево-вправо, руки вверху.
Спелые яблоки с дерева срывает. «Бросают» руки вниз.
Падают яблоки с веток на дорожки. Приседают, стучат кулачками по коленям.
Мы поможем яблочкам: положим Встают.
Их в лукошко.
Яблоки с земли возьми, Кладут кулачок одной руки на ладошку другой.
И в лукошко положи.
«Ежик и барабан».
С барабаном ходит ежик, Маршируют по кругу, играют на барабане.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Идут по кругу, руки за спиной.
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, То одной, то другой рукой подносят яблоко.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, прыжки на месте.
Бум-бум-бум!
И удары раздавались, Прыжки.
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, Делают «ушки», приседают, дрожат.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Закрывают глаза руками.
Бум-бум-бум!
Упражнение «Выжимаем сок».
Дети сжимают, разжимают кулачки, приговаривая:
Фрукты жмем, жмем, жмем, выжимаем.
Вкусный сок в чашку наливаем. «Наливают» из одного кулачка в другой.
Ах! Какой ароматный сок! Вдох носом, при выдохе произносим.
4. Второе чтение сказки.
Воспитатель второй раз читает сказку. Проводит развернутую беседу по вопросам.
- Кто увидел яблоко? (Заяц).
- Кто сорвал яблоко? (Ворона).
- Кто поймал яблоко? (Еж).
- Почему поссорились и даже подрались герои? (Каждый считал, что яблоко его, никто не хотел уступать).
- Кого попросили помочь? (Медведя). Как его звали? ( Михаил Иванович).
- Как вы думаете, почему именно Медведя? (Самый большой, самый умный).
- Что рассудил Михаил Иванович? (Все правы и яблоко должны получить все).
- Как быть, я – одно? (Разделить на равные части).
- Почему и Медведю досталось яблоко? (Всех помирил и уму-разуму научил).
Итог беседы: не надо ссориться с друзьями и драться, надо позвать на помощь , он подскажет, рассудит по справедливости, никого не обидит.
5. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вы поняли, как нам быть с подарком Каркуши, с яблоком?
Дети: Надо разделить яблоко на равные части.
Воспитатель делит яблоко на всех детей и угощает. Хвалит детей за внимательное прослушивание сказки, правильные ответы.