Действующие лица:
- Мама
- Дочь
- Медведь
- Охотник Касюм
- Злой дух Комполэн
Ход мероприятия
Картина первая.
Сцена разделена на две половины. На первой половине стоит чум, на второй половине – берлога медведя. Между ними находится лес. Возле чума сидит мама. Вбегает дочь.
Дочь: Мама, а кто такой Комполэн?
Мама: (настороженно) Почему ты спрашиваешь про него? Нельзя лишний раз произносить его имя!
Дочь: Я поругалась с подругой. И она мне сказала: «Чтоб тебя с собой Комполэн забрал!»
Мама: (внимательно смотрит) Действительно, сегодня вы, наверное, встретились с ним, если уже с утра успели поругаться. Хочешь знать, кто же такой Комполэн? Ну что ж, послушай! (музыка)
Давно это было… Тогда еще люди понимали языки птиц, трав, деревьев, дорожили их дружбой. А самые мудрые из племени хранили тайны Понимания. Звери дарили людям лишние шубы, а в тяжелую годину делились последней шкурой – ведь они были братьями. Старые люди слышали от своих дедов и прадедов, а им передавали свои деды и прадеды, что в давние времена Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь – младшими. Чайки, Гагары были людям сёстрами, а значит кому-то матерью, кому-то бабушкой. Они и положили начало человеческому роду. Появились люди из рода Чайки, из рода Гагары, из рода Гуся, из рода Лося. Кедр был братом, а Берёза – сестрой. Разве могли смириться с этим тёмные силы? Разве могли согласиться Духи Зла с тем, что всё живое на Земле дружит между собой? А из всех Духов самым злым и коварным был Комполэн – Дух болотный. Он путал всё в клубок, устраивал засады, ставил ловушки, подслушивал и разглашал чужие тайны. Болотный Дух Комполэн пугал всех из непроходимой чащи, заводил в гиблые места, расстилался тропой над трясиной и уходил вдруг под землю, навсегда уводя с собой того, кто шёл по ней.
И вот, что он снова однажды натворил…
Картина вторая.
Музыка. Мама и дочь уходят, Появляется медведь из берлоги.
Медведь: (держит в лапах рыбу) Это мне, это Касюму. Ох, какая жирная рыба. Эту я отнесу своему младшему брату Касюму. (идет к чуму) Здравствуй, Касюм. Хороший, удачный день сегодня. Много я рыбы наловил, и тебе тоже принёс. Ешь, Касюм, свежая рыба, вкусная.
Касюм: Спасибо тебе, мой старший брат. А это тебе – свежая малина. Ешь на здоровье, копи жир – скоро тебе в берлогу, под снег ложиться.
Медведь: (кланяется) Ну, благодарю тебя, мой младший брат. Пойду, подкреплюсь еще ягодами да кореньями. (уходит)
Касюм: Ну, а мне пора на охоту. (уходит)
Картина третья.
Выходит Медведь из берлоги.
Медведь: Вроде бы поднакопил жирку на зиму. Спать пора, в сон всё больше и больше клонит.
Выходит Комполэн в образе Лося.
Комполэн: (трубит как Лось) Спать собрался, брат?
Медведь: Да уже пора! (потягивается) Жира накопил, хватит на зимовку.
Комполэн: И не боишься, брат?
Медведь: А чего мне бояться? Холода, что ли, бояться? Шерсть густая, под кожей жира накопил. Чум мой тёплый и без горящего чувала. Шерсть густая. (поглаживает) Мне, брат Лось зимой зелёные сны снятся.
Комполэн: И охотника Касюма не боишься? Пока ты сны смотришь, он чум твой разорит.
Медведь: Он брат мой младший.
Комполэн: Или спалит твой чум. Спалит, пока к тебе сны из лета приходят.
Медведь: Не пойдёт брат на брата. Мы одного рода-племени!
Комполэн: Вот посмотришь. Ни одной шкуры не подарили звери летом охотнику Касюму. Замёрзнет он зимой в травяной одежде. Вспомнит, что у тебя шуба тёплая, и разденет тебя догола. Вот увидишь!
Медведь: (сердито) Что-то не узнаю я тебя, Рогатый! Уходи с глаз долой! Пойду я спать.
Комполэн и Медведь уходят. Звучит тревожная музыка. Медведь выходит.
Медведь: Что-то странное творится в моем чуме. Постель жёсткая, еловые ветки торчат – не уснуть. И тётушка Сонница со своей колыбельной песней не смогла мне помочь. (раздаётся стук дятла по дереву) Это что такое, зимой гром гремит? (облегчённо вздыхает) А, нет, это дятел ударил по сухой лиственнице. (раздаётся скрип, словно снег скрипит под лыжами) Что такое? Неужто охотник Касюм крадется? А-а-а, это же две сухие ёлочки качаются и тоненько скрипят. Но всё же, что это? Почему я спать не могу? Всё из-за этого Рогатого! Не может мой младший брат мне навредить! Зря наговаривал на него Лось! (уходит в берлогу).
Картина четвертая.
Комполэн в образе бурундука подходит к чуму Касюма. Касюм сидит возле костра, дрожит от холода. Он в тонкой одежде.
Комполэн: Холодно тебе, брат Касюм?
Касюм: Ничего, ничего! Костёр пожарче разведу – теплее станет!
Комполэн: А где твоя зимняя шуба? Потерял?
Касюм: Так получилось! Не было у братьев лишней шкуры. Ничего… Ухи поем, чаю попью – согреюсь!
Комполэн: А у Медведя, брата твоего старшего, есть лишняя шуба! Я сам видел, как он на себя вторую шубу натягивал!
Касюм: Если бы она была у него, то поделился бы со мной. Он добрый. Он ведь для меня тайменей ловил. Шишки с кедра для меня сбивал. В гости ко мне приходил!
Комполэн: Да это он чум твой смотреть приходил! Ему в твоём чуме чувал понравился, говорил мне: «Приходи ко мне, когда я выгоню охотника из чума. Будем на огне кедровые шишки калить».
Касюм: Пусть приходит. У меня всем места хватит!
Комполэн: Ещё Медведь говорил мне: «Всякое едал в тайге, всё пробовал, а вот каков на вкус охотник, не знаю. Приду как-нибудь тёмной ночью и съем!»
Касюм: Всего что ли?
Комполэн: (сердито) Да. Сначала справа - с ног до головы, потом слева - с головы до ног!
Касюм: Почему сердит на меня мой старший брат? Может, обидел я его чем-то нечаянно? Пойду, попрошу у него прощения!
Комполэн: Иди, иди! Только собак с собой возьми, нож острый, лук да стрелы!
Касюм: Кто же в гости с ножом ходит?
Комполэн: А вдруг на тропе злые духи встретятся? Вдруг не пустят тебя к брату Медведю? Возьми, охотник, острый нож да тугой лук!
Касюм: Ладно! Зимой в глухой тайге немало злых духов.
Комполэн убегает в сторону медведя, Касюм собирается в дорогу.
Картина пятая.
В стороне медведя слышится шум. Выбегает Медведь.
Медведь: Ай-ё! неужто брат Касюм мой дом ломает? Наверное, пришёл шубу мою снимать? Как темно. Ветер воет! Мороз визжит! Первый раз я зимой на улице! Видно, правду Лось говорил! Охотник дом мой разорил, сейчас, наверное, раздевать меня начнет. Но я ему не дамся!! (прячется)
Касюм: (кричит) О-о-о! брат мой старший к тебе иду!
Медведь: Охотник уже говорит: «Что-о, страшно? Иду, иду!» ну, пусть идёт! Иди, я тебя встречу!
Встречаются, Медведь сбивает Касюма с ног.
Касюм: (вскакивает, кричит) Правду мне бурундук говорил! Съесть меня захотел, старший брат?!
Медведь поворачивается спиной, охотник бьет ножом.
Медведь: Аю-аю! Больно… больно мне! Почему ты с меня последнюю шкуру содрать решил?!
Уходят в разные стороны.
Картина шестая.
Выходит Комполэн.
Комполэн: (радостно) Наконец-то, я добился своего! Медведь всю зиму шатался, еле выжил. Теперь ищет человека, чтобы отомстить ему за разрушенный дом. А охотник всю зиму просидел у чувала, ноги-то Медведь ему переломал. (уходит)
Касюм: (сидит возле чума, горестно вздыхает) Виноват я перед старшим братом. Ох, как виноват! Надо бы найти Медведя, и попросить у него прощения за то, что ранил нечаянно! (уходит)
Выходят мама и дочь.
Картина седьмая.
Дочь: Мама, ну что же, нашли друг друга медведь и охотник?
Мама: Они часто находят друг друга. А вот договориться помириться пока не могут. Но наши самые мудрые люди говорят, что настанет снова такое время, когда всё вернётся к своему началу: Медведь опять будет братом, и Кедр будет братом, а Берёза – сестрой. Оно настанет тогда, когда каждый навсегда изгонит из своего сердца злобу, не оставит в своей душе ни пятнышка Тьмы.
Музыка. Занавес.