Урок музыки по теме "А.С. Даргомыжский – продолжатель традиций и новатор в музыке"

Разделы: Музыка


Цели: расширение художественного кругозора, развитие творческого воображения, образного мышления учащихся.

Задачи: закрепить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве Даргомыжского, показать преемственную связь с традициями Глинки и черты новаторства камерно-вокальных произведений композитора.

Учитель: Ребята, почему имя Даргомыжского всегда ставят рядом с именем Глинки?

Дети: Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки.

У.: Совершенно верно. Они жили в одно время и занимались одним делом – созданием русской классической музыки. А кто первым достиг уровня классического искусства?

Д.: М. И. Глинка.

У.: Творчество Глинки отвечало самым высоким профессиональным требованиям, и именно Глинке принадлежит право называться основоположником русской классической музыки. Но это почетное для Глинки положение нисколько не уменьшает значения А. С. Даргомыжского, творчество которого также стало выдающимся явлением в русской музыкальной культуре. Скажите, а был ли Даргомыжский знаком с Глинкой?

Д.: Да.

У.: Конечно, они жили не только в одно время, но и в одном городе Петербурге. А детские годы их прошли в одной и той же Смоленской губернии, где находились родовые поместья их родителей: у Глинки – в  селе Новоспасское, у Даргомыжских – в селе Твердуново  Юхновского уезда. И покинули  Смоленщину они  в один и тот же год – в 1817-ом,   правда, в разном возрасте: юному Глинке было 13 лет, а маленькому Даргомыжскому – 4 года.  А зачем Глинка приехал в Петербург?

Д.: Чтобы учиться в Благородном пансионе.

У.: А Даргомыжский?

Д.: Потому что отец получил должность правителя канцелярии Коммерческого банка, и вся семья переехала в Петербург.

У.: И, конечно, находясь рядом, они не могли не встретиться. В каком году это произошло?

Д.: В 1834 году.

У.: Ранней весной 1834 года они встретились, и эта встреча сыграла решающую роль в творческой биографии Даргомыжского. Глинка тогда только что вернулся из  заграничной поездки, полный решимости осуществить свою мечту – создать большую русскую национальную оперу. Как называется эта опера?

Д.: «Жизнь за царя».

У.: Можно сказать, что эта опера рождалась на глазах Даргомыжского. Когда возникла идея исполнить I акт оперы во дворце князя Юсупова, Даргомыжский принял самое деятельное участие в организации и проведении оркестровых репетиций.  Помогая Глинке, он понимал, что рядом с ним был Мастер, ясно осознававший свое  предназначение в музыке, для которого музыка была не салонным времяпрепровождением, а делом всей жизни. И это заставляло задумываться над своим музыкальным будущим и твердо определить свои позиции. Через год после знакомства с Глинкой Даргомыжский пишет: «Что касается меня, то мои музыкальные занятия приняли совершенно решительную форму: я всецело бросил исполнительство и пробую себя все время в различных родах сочинения».
Но Даргомыжский понимал, что имеющихся знаний у него слишком мало для серьёзного композиторского труда, и по совету Глинки и Кукольника он засел за теорию музыки, а Глинка передал ему пять своих драгоценных тетрадей с лекциями З. Дена. Александр Сергеевич тщательно их проштудировал и скопировал все 5 тетрадок на немецком языке, хотя немецким он не владел так свободно, как французским.
А теперь давайте вспомним, как проходило музыкальное развитие Даргомыжского до знакомства с Глинкой. В какой семье он вырос и какое образование получил?

Учитель показывает портреты родителей  Даргомыжского.

Д.: Родители старались всячески пробуждать и развивать творческие наклонности своих детей.

У.: Мать, Мария Борисовна, сама обладала поэтическим даром, её стихи публиковались в журналах.
Отец, Сергей Николаевич, тоже был незаурядным человеком. Он начал свой путь с небольшой должности почтового чиновника, но прирожденный ум, сила воли помогли ему подняться достаточно высоко: он вышел в отставку в генеральском чине действительного статского советника. Сергей Николаевич был человеком критичного ума, очень остроумный, находчивый в беседах, и стремился развивать эти качества у своих детей. Для них существовала даже поощрительная премия: за оригинальную шутку или ловкий ход в разговоре ребенок получал 20 копеек. Композитор Даргомыжский, который пережил своего отца всего на пять лет, многое унаследовал от него: вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность, критический подход к окружающим. Все эти черты ярко проявятся и в творчестве композитора.
А мог ли Даргомыжский учиться в Благородном пансионе, как Глинка?
Нет, так как отец его в тот период не имел дворянского звания. Личное дворянство Сергею Николаевичу было пожаловано в 1821 году за безупречную службу, а право иметь собственный герб и передавать дворянское звание по наследству он получил лишь в 1829 году, когда его сыновья были уже относительно взрослыми.
Таким образом, все дети в семье Даргомыжских получили только домашнее, но очень серьезное образование. Сергей Николаевич приглашал в дом лучших учителей и не считался с затратами. Сашу с 6-летнего возраста обучали игре на фортепиано. Правда, первая учительница Луиза Вольгеборн, как писал композитор, «только целовала и ничему не научила». Поэтому её сменил другой учитель – Адриан Трофимович Данилевский, хороший пианист и очень требовательный педагог. Но Данилевский не поощрял желания своего ученика сочинять музыку. Все пьески, которые Саша приносил ему, получали оценку «весьма скверно» и тут же безжалостно уничтожались. Удалось спасти совсем немногое – несколько романсов и фортепианных пьес. Ну а завершил пианистическое образование Даргомыжский у выдающегося пианиста-виртуоза и композитора Франца Шоберлехнера, который жил тогда в Петербурге. Шоберлехнер был учеником
Х.  Гуммеля, а  Гуммель в свое время учился у Моцарта. Таким образом, Даргомыжский стал как бы правнуком Моцарта по искусству игры на фортепиано и добился в этом искусстве больших успехов. Не случайно Глинка, вспоминая первую встречу с Даргомыжским, назвал его «бойким фортепьянистом».
Кроме занятий на фортепиано, Даргомыжский брал уроки игры на скрипке и мог принимать участие в квартетных вечерах.
Удивительно чуткими были родители Даргомыжского. Заметив, что сын увлечен сочинением вокальной музыки, они пригласили в дом ещё одного мэтра – учителя пения Цейбиха, прекрасного певца, актера и  режиссера. Благодаря ему Даргомыжский познал основы вокального исполнительства и сам стал прекрасным педагогом. За всю его творческую жизнь у него было свыше 60 учеников. Правда, природа не одарила Даргомыжского красивым голосом. Голос его был испорчен в юности болезнью кори, от которой он чуть не умер и вследствие чего не мог говорить нормально. Его голос напоминал писклявое сопрано, охрипшее от простуды (смесь  детского голоса с голосом взрослого, который осип). Тем не менее, пение Даргомыжского приводило многих в восхищение. Вот что пишет современник: «Декламация у него была доведена до совершенства, а также задушевности была бездна, так что ради этих последних качеств забывалась странность его голоса».

Итак, мы видим, что к началу 30-х годов Даргомыжский был уже достаточно известен в Петербурге как сильный пианист и сочинитель романсов, но по-прежнему оставался лишь музыкантом-любителем. Хотя далеко не каждый  петербургский любитель музыки мог похвастаться такими музыкальными познаниями и таким исполнительским уровнем, каким обладал Александр Сергеевич.  Шоберлехнер считал его первым своим учеником, который читает ноты как книгу.
В это время Даргомыжский часто посещает литературные, музыкальные салоны.
Что такое салон? В каких выражениях  оно используется?

Д.: Салон красоты, салон-парикмахерская, салон обуви, одежды. Это то место, где представлены лучшие товары или услуги.

У.: С французского языка это слово переводится как гостиная для приемов и вечеров. Салон – неотъемлемая часть светской жизни аристократии, своеобразная форма проведения досуга. В салонах, помимо светской болтовни, велись беседы о литературе, зачитывались литературные новинки и, конечно, музицировали. В исполнении любителей музыки  можно было услышать не только песни и романсы, но и фортепианные пьесы, квартеты, а иной раз и симфонические произведения.
Таких салонов в 1830-х годах в Петербурге было не счесть. Но я хочу назвать, а вы постарайтесь запомнить, несколько самых известных салонов, которые принесли большую просветительскую пользу России.
Это, в первую очередь, салон графа Михаила Юрьевича Виельгорского, человека блестяще образованного в самых разных областях, который, казалось, дышал воздухом искусства, литературы, музыки. Дж. Россини назвал его «первым знатоком в мире». Он был отличным музыкантом: пианистом и композитором, а его родной брат Матвей – профессиональным виолончелистом, принимавшим участие в концертах самого высокого класса. Братьев Виельгорских знала вся просвещенная Москва и весь просвещенный Петербург. Их дом был настоящим культурным центром, где встречались известные писатели и музыканты, актеры и живописцы, люди науки и где разговор шел исключительно по-французски. Здесь выступали многие мировые известности: Ф. Лист,
Р. Шуман, Г. Берлиоз, П. Виардо. Всякий артист с громким именем, приехав в Петербург, считал честью представиться Михаилу Юрьевичу. Несомненно, постоянным гостем был здесь Даргомыжский.
Его можно было встретить и в салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – вдовы знаменитого писателя-историка. Современники говорили, что здесь создавались литературные и художественные репутации, т.е. обсуждение литературных новинок или иных произведений искусства носило весьма компетентный характер и заслуживало безусловного доверия. В этом радушном и высоко эстетическом доме любили бывать А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
Часто посещал Даргомыжский и «субботы» Владимира Федоровича Одоевского. Одоевский был энциклопедически образованным человеком и большим чудаком. Его кабинет напоминал лабораторию алхимика. Повсюду были разбросаны рукописи и старинные книги, вдоль стен размещались ящички с самыми невероятными предметами. Вместо барометра князь держал в банке лягушек, которые своим поведением предсказывали погоду (к дождю они по лесенке вылезали из воды). Над роялем висел большой портрет Бетховена с красным платком на шее. Музыка была любимым занятием Одоевского. Он владел музыкальными инструментами, мог с листа сыграть самую сложную пьесу, а также писал статьи на музыкальные темы, рассказы о композиторах и музыкантах. Одоевский внимательно следил за развитием русской музыки, а в дни премьеры «Жизни за царя» Глинки он пророчески сказал, что с Глинки начинается «новая стихия, новый период в искусстве – период русской музыки».
Посмотрите, какие интеллектуалы окружали Даргомыжского, весь цвет творческой интеллигенции того времени. Но никто из них не может сравниться с той огромной ролью, которую сыграл Глинка в творческом становлении Даргомыжского.  В одном из писем Даргомыжский назвал Глинку «славным советником». Композитор и критик А. Н.  Серов с полным основанием отмечал близкое родство «Русалки» с операми Глинки и называл её «достойным продолжением того же стиля, той же школы». В таком же родстве находятся «Камаринская» Глинки и «Казачок» Даргомыжского.
В свою очередь, и Глинка, и Даргомыжский испытали сильное воздействие Пушкина. Они жили в одно время с великим русским поэтом. Поэтическое слово Пушкина озаряло весь их творческий путь, вдохновляло на создание лучших сочинений. Александр Сергеевич Пушкин был самым любимым поэтом Александра Сергеевича Даргомыжского. Широко известна его фраза: «Опять тезка! Что делать, не могу шагнуть без него».
«Пушкиниана» Даргомыжского по количеству одна из самых значительных в русской музыке. Из четырех сценических произведений Даргомыжского три созданы на сюжеты Пушкина. Какие?

Д.: Оперы «Русалка», «Каменный гость», опера-балет «Торжество Вакха».

У.: На слова великого поэта Даргомыжским написано более 25 романсов и вокальных ансамблей. Пушкинские романсы Даргомыжского – это, в первую очередь, конечно, любовная лирика и среди них такие шедевры, как: «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева».
Прежде чем послушать романс «Я вас любил», давайте прочитаем стихотворение и ощутим красоту и музыкальность его поэтического языка. О чем это стихотворение?

Д.: О несчастной, неразделенной любви.

У.: О любви, которая никогда не была возможна, которую герой утаивал, а сейчас вдохновенно произносит свое признание, потому что это – последнее, что предстоит сказать. Какой глагол несколько раз повторяется в этом стихотворении, и в каком времени?

Д.: «Любил», в прошедшем времени.

У.: Этот трижды повторенный глагол передает глубину чувства, а используемая форма прошедшего времени говорит о невозвратимости прошлого, даже если любовь ещё «угасла не совсем».
А сейчас давайте послушаем, как Даргомыжский соединил стихи с музыкой. У меня к вам будет очень простой вопрос. В каком ладу написан этот романс?

Д.: В мажорном.

У.: А уточните, какой вид мажора использован?

Д.: Гармонический. Это мажор, у которого понижена VI ступень, и субдоминантовое трезвучие становится минорным.

У.: Но почему же мажор, а не минор, ведь история грустная? Наверное, герой Пушкина в интерпретации Даргомыжского уже пережил свою любовь и хочет избавиться от страданий, хотя это ему удается не совсем, и душевная боль, как рана, напоминает о себе. Послушайте внимательно, какое слово выделяется VI низкой ступенью и минорной субдоминантой?

Д.: «В душе».

У.: То есть душа ещё отзывается болью.
Но, в целом, мажорный лад сообщает этому романсу сдержанно-благородное, возвышенно-просветленное звучание.
В искусстве есть такое понятие: катарсис. Это понятие пришло к нам из Древней Греции, его дословный перевод – «очищение». Так называли особое духовно-психическое состояние, в процессе которого человек очищается от страданий души и тела. Мне кажется, момент катарсиса есть и в романсе Даргомыжского «Я вас любил». Излечение от  болезни  неразделенной любви  приводит к внутреннему просветлению, успокоению, восстановлению разрушенной гармонии. Отсюда и мажор, а также очень сдержанный темп, плавность и уравновешенность мелодии.
Ещё один замечательный романс на стихи Пушкина – очаровательная миниатюра «Юноша и дева». Текст романса простой, в духе сентиментальной чувствительной поэзии.
Учитель читает стихотворение.
Видите, как девушка расчувствовалась и сколько пролила слез сначала из-за ревности, а потом от умиления, глядя на юношу, задремавшего у неё на плече. Здесь, конечно, нет такой глубины переживаний, как в романсе «Я вас любил». Все счастливы, юноша безмятежно спит, а девушка оберегает его сон. Так и хочется представить эти застывшие фигуры в какой-нибудь красивой скульптуре. И хотя вы услышите минорный лад, он лишь усиливает чувствительный характер, добавляет мягкости и нежности этому романсу. Сейчас прозвучит романс «Юноша и дева» (лучше, если его исполнит сам педагог или иллюстратор), а вы, ребята, попробуйте определить, в каком переменном размере написан этот романс?

Д.: Размер на 6 долей и размер на 3 доли.

У.: Скажите, а в каком размере больше распевности, широты мелодического движения?

Д.: В размере 68.

У.: В размере 68 и начинается романс. Здесь ещё можно отметить появляющиеся в мелодии задержания – интонации, похожие на вздох, которые являются типичными чувствительными оборотами. А дальше, когда меняется размер, задержаний уже нет (юноше не подобает чувствительно вздыхать) и начинают чаще появляться сильные доли. Учащая акценты, композитор как бы хочет ещё больше заострить наше внимание на этой восхитительной паре и словно начинает лепить их образы, их пластику. (Учитель поет фразу «К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал» и инсценирует её движениями головы). Когда засыпаем, голова сама собой падает, и мелодия это обрисовывает. Возникает зрительная ассоциация! И хотя этот штрих еле уловимый и, может быть, не очень существенный в этом беспредельном господстве лирической интонации, но он уже показывает стремление композитора следовать за текстом, передавать все его детали.

В лирическом романсовом стиле Даргомыжского заметно влияние Глинки. Оно сказывается в широкой мелодической напевности, в обобщенном музыкальном воплощении поэтического текста, в господстве чисто мелодического начала.
Но вот Даргомыжский взял в руки томик драматических сочинений Пушкина – «Сцены из рыцарских времен». Его внимание привлекла  веселая, озорная песня «Воротился ночью мельник», которую поет миннезингер Франц. Этот сюжет достаточно распространен и встречается в фольклоре разных народов. Но Даргомыжский придал ему чисто русский характер. Песню «Мельник» нельзя просто назвать романсом. Это настоящая комедийная народно-бытовая сценка, вокальный театр с живыми колоритными персонажами. И сейчас ребята попробуют показать этот театр.

Стихотворение «Воротился ночью мельник» инсценируется по ролям.

Ребята попытались представить нам портреты действующих лиц и их характерные речевые интонации. Какой вы увидели жену?

Д.: Бойкая, сварливая, понимающая, что лучшая защита – нападение, упрекающая своего загулявшего мужа.

У.: Какая у неё речь? Как называется такая речь?

Д.: Очень быстрая. Скороговорка.

У.: Она на одном дыхании обрушивает каскад скороговорки, её визгливые крики сыплются как горох из мешка. Музыкальная интонация здесь естественно рождается из разговорной интонации и построена на народной песне «Шла девица за водой».

Учитель играет музыкальную фразу, которая из народной песни перешла в песню Даргомыжского.

Ну, а Мельник? Ещё не совсем трезвый, он идет, грузно переваливаясь, «плюхается» на лавку и видит чужие сапоги. Сначала мы слышим требовательное восклицание: «Женка! Что за сапоги?»  А после атаки жены его речь становится неуверенной, вопрошающей.
«Ведра?»  Какой интервал? Квинта;  при движении вверх звучит как вопрос.
«Право?»  Какой интервал? Неустойчивая септима передает недоумение, растерянность. Ну, а дальше герой  рассудительно, не спеша размышляет. Последние слова он произносит дважды и, как указывает ремарка, «с раздумьем», как будто не может решить: верить или не верить глазам своим? И только решительно звучащее фортепианное заключение как бы «снимает» вопрос: – Нет, конечно, не видал на ведрах медных шпор. При этом трель ещё больше усиливает комизм сценки.

В ходе разбора учитель исполняет фрагменты песни «Мельник», затем включается запись песни.

Скажите, какой тип мелодии преобладает в этом произведении: кантилена или речитатив? Конечно, речитатив – мелодия, приближенная к разговорной речи, передающая интонации речи. В «Мельнике»  с блеском проявилось умение Даргомыжского показать разные характеры с помощью свойственных им интонаций, умение фиксировать каждую реплику и даже манеру поведения: как идет мельник, как, подперев бока руками, его встречает жена. Такая отчетливость, реалистичность воплощения приводит к тому, что ухо обретает способность «увидеть» этот комический диалог. В то время это было поистине новаторское произведение, по сути, новый жанр – народно-бытовая речитативная сценка.

Дальнейшее развитие этот жанр получит в творчестве Мусоргского.

– Итак, какие произведения мы послушали?
– На чьи стихи они написаны?
– Что мы видим на примере этих произведений?

С одной стороны, Даргомыжский продолжает традиции Глинки, опираясь на эстетические  принципы пушкинской эпохи, а с другой стороны, выступает ярким новатором, находит свой путь в музыке. Как сказал замечательный русский музыковед и композитор Борис Асафьев, «Музыка Даргомыжского ещё эхо пушкинской эпохи и вместе с тем накануне Мусоргского». 4 мая 1868 года в посвящении, предпосланном двум своим песням – «Колыбельная Еремушке» и «С няней» – М. П. Мусоргский написал: «Великому учителю музыкальной правды – Александру Сергеевичу Даргомыжскому». В этих словах – не только глубокая благодарность старшему другу и наставнику, но и определение значения творческой деятельности Даргомыжского для русской музыкальной культуры.

Приложение 1