Цели: расширение художественного кругозора, развитие творческого воображения, образного мышления учащихся.
Задачи: закрепить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве Даргомыжского, показать преемственную связь с традициями Глинки и черты новаторства камерно-вокальных произведений композитора.
Учитель: Ребята, почему имя Даргомыжского всегда ставят рядом с именем Глинки?
Дети: Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки.
У.: Совершенно верно. Они жили в одно время и занимались одним делом – созданием русской классической музыки. А кто первым достиг уровня классического искусства?
Д.: М. И. Глинка.
У.: Творчество Глинки отвечало самым высоким профессиональным требованиям, и именно Глинке принадлежит право называться основоположником русской классической музыки. Но это почетное для Глинки положение нисколько не уменьшает значения А. С. Даргомыжского, творчество которого также стало выдающимся явлением в русской музыкальной культуре. Скажите, а был ли Даргомыжский знаком с Глинкой?
Д.: Да.
У.: Конечно, они жили не только в одно время, но и в одном городе Петербурге. А детские годы их прошли в одной и той же Смоленской губернии, где находились родовые поместья их родителей: у Глинки – в селе Новоспасское, у Даргомыжских – в селе Твердуново Юхновского уезда. И покинули Смоленщину они в один и тот же год – в 1817-ом, правда, в разном возрасте: юному Глинке было 13 лет, а маленькому Даргомыжскому – 4 года. А зачем Глинка приехал в Петербург?
Д.: Чтобы учиться в Благородном пансионе.
У.: А Даргомыжский?
Д.: Потому что отец получил должность правителя канцелярии Коммерческого банка, и вся семья переехала в Петербург.
У.: И, конечно, находясь рядом, они не могли не встретиться. В каком году это произошло?
Д.: В 1834 году.
У.: Ранней весной 1834 года они встретились, и эта встреча сыграла решающую роль в творческой биографии Даргомыжского. Глинка тогда только что вернулся из заграничной поездки, полный решимости осуществить свою мечту – создать большую русскую национальную оперу. Как называется эта опера?
Д.: «Жизнь за царя».
У.: Можно сказать, что эта опера
рождалась на глазах Даргомыжского. Когда
возникла идея исполнить I акт оперы во дворце
князя Юсупова, Даргомыжский принял самое
деятельное участие в организации и проведении
оркестровых репетиций. Помогая Глинке, он
понимал, что рядом с ним был Мастер, ясно
осознававший свое предназначение в музыке,
для которого музыка была не салонным
времяпрепровождением, а делом всей жизни. И это
заставляло задумываться над своим музыкальным
будущим и твердо определить свои позиции. Через
год после знакомства с Глинкой Даргомыжский
пишет: «Что касается меня, то мои музыкальные
занятия приняли совершенно решительную форму: я
всецело бросил исполнительство и пробую себя все
время в различных родах сочинения».
Но Даргомыжский понимал, что имеющихся знаний у
него слишком мало для серьёзного
композиторского труда, и по совету Глинки и
Кукольника он засел за теорию музыки, а Глинка
передал ему пять своих драгоценных тетрадей с
лекциями З. Дена. Александр Сергеевич тщательно
их проштудировал и скопировал все 5 тетрадок на
немецком языке, хотя немецким он не владел так
свободно, как французским.
А теперь давайте вспомним, как проходило
музыкальное развитие Даргомыжского до
знакомства с Глинкой. В какой семье он вырос и
какое образование получил?
Учитель показывает портреты родителей Даргомыжского.
Д.: Родители старались всячески пробуждать и развивать творческие наклонности своих детей.
У.: Мать, Мария Борисовна, сама
обладала поэтическим даром, её стихи
публиковались в журналах.
Отец, Сергей Николаевич, тоже был незаурядным
человеком. Он начал свой путь с небольшой
должности почтового чиновника, но прирожденный
ум, сила воли помогли ему подняться достаточно
высоко: он вышел в отставку в генеральском чине
действительного статского советника. Сергей
Николаевич был человеком критичного ума, очень
остроумный, находчивый в беседах, и стремился
развивать эти качества у своих детей. Для них
существовала даже поощрительная премия: за
оригинальную шутку или ловкий ход в разговоре
ребенок получал 20 копеек. Композитор
Даргомыжский, который пережил своего отца всего
на пять лет, многое унаследовал от него:
вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность,
критический подход к окружающим. Все эти черты
ярко проявятся и в творчестве композитора.
А мог ли Даргомыжский учиться в Благородном
пансионе, как Глинка?
Нет, так как отец его в тот период не имел
дворянского звания. Личное дворянство Сергею
Николаевичу было пожаловано в 1821 году за
безупречную службу, а право иметь собственный
герб и передавать дворянское звание по
наследству он получил лишь в 1829 году, когда его
сыновья были уже относительно взрослыми.
Таким образом, все дети в семье Даргомыжских
получили только домашнее, но очень серьезное
образование. Сергей Николаевич приглашал в дом
лучших учителей и не считался с затратами. Сашу с
6-летнего возраста обучали игре на фортепиано.
Правда, первая учительница Луиза Вольгеборн, как
писал композитор, «только целовала и ничему не
научила». Поэтому её сменил другой учитель –
Адриан Трофимович Данилевский, хороший пианист и
очень требовательный педагог. Но Данилевский не
поощрял желания своего ученика сочинять музыку.
Все пьески, которые Саша приносил ему, получали
оценку «весьма скверно» и тут же безжалостно
уничтожались. Удалось спасти совсем немногое –
несколько романсов и фортепианных пьес. Ну а
завершил пианистическое образование
Даргомыжский у выдающегося пианиста-виртуоза и
композитора Франца Шоберлехнера, который жил
тогда в Петербурге. Шоберлехнер был учеником
Х. Гуммеля, а Гуммель в свое время учился у
Моцарта. Таким образом, Даргомыжский стал как бы
правнуком Моцарта по искусству игры на
фортепиано и добился в этом искусстве больших
успехов. Не случайно Глинка, вспоминая первую
встречу с Даргомыжским, назвал его «бойким
фортепьянистом».
Кроме занятий на фортепиано, Даргомыжский брал
уроки игры на скрипке и мог принимать участие в
квартетных вечерах.
Удивительно чуткими были родители
Даргомыжского. Заметив, что сын увлечен
сочинением вокальной музыки, они пригласили в
дом ещё одного мэтра – учителя пения Цейбиха,
прекрасного певца, актера и режиссера.
Благодаря ему Даргомыжский познал основы
вокального исполнительства и сам стал
прекрасным педагогом. За всю его творческую
жизнь у него было свыше 60 учеников. Правда,
природа не одарила Даргомыжского красивым
голосом. Голос его был испорчен в юности болезнью
кори, от которой он чуть не умер и вследствие чего
не мог говорить нормально. Его голос напоминал
писклявое сопрано, охрипшее от простуды
(смесь детского голоса с голосом взрослого,
который осип). Тем не менее, пение Даргомыжского
приводило многих в восхищение. Вот что пишет
современник: «Декламация у него была
доведена до совершенства, а также задушевности
была бездна, так что ради этих последних качеств
забывалась странность его голоса».
Итак, мы видим, что к началу 30-х годов
Даргомыжский был уже достаточно известен в
Петербурге как сильный пианист и сочинитель
романсов, но по-прежнему оставался лишь
музыкантом-любителем. Хотя далеко не каждый
петербургский любитель музыки мог похвастаться
такими музыкальными познаниями и таким
исполнительским уровнем, каким обладал
Александр Сергеевич. Шоберлехнер считал его
первым своим учеником, который читает ноты как
книгу.
В это время Даргомыжский часто посещает
литературные, музыкальные салоны.
Что такое салон? В каких выражениях оно
используется?
Д.: Салон красоты, салон-парикмахерская, салон обуви, одежды. Это то место, где представлены лучшие товары или услуги.
У.: С французского языка это слово
переводится как гостиная для приемов и вечеров.
Салон – неотъемлемая часть светской жизни
аристократии, своеобразная форма проведения
досуга. В салонах, помимо светской болтовни,
велись беседы о литературе, зачитывались
литературные новинки и, конечно, музицировали. В
исполнении любителей музыки можно было
услышать не только песни и романсы, но и
фортепианные пьесы, квартеты, а иной раз и
симфонические произведения.
Таких салонов в 1830-х годах в Петербурге было не
счесть. Но я хочу назвать, а вы постарайтесь
запомнить, несколько самых известных салонов,
которые принесли большую просветительскую
пользу России.
Это, в первую очередь, салон графа Михаила
Юрьевича Виельгорского, человека блестяще
образованного в самых разных областях, который,
казалось, дышал воздухом искусства, литературы,
музыки. Дж. Россини назвал его «первым знатоком в
мире». Он был отличным музыкантом: пианистом и
композитором, а его родной брат Матвей –
профессиональным виолончелистом, принимавшим
участие в концертах самого высокого класса.
Братьев Виельгорских знала вся просвещенная
Москва и весь просвещенный Петербург. Их дом был
настоящим культурным центром, где встречались
известные писатели и музыканты, актеры и
живописцы, люди науки и где разговор шел
исключительно по-французски. Здесь выступали
многие мировые известности: Ф. Лист,
Р. Шуман, Г. Берлиоз, П. Виардо. Всякий артист с
громким именем, приехав в Петербург, считал
честью представиться Михаилу Юрьевичу.
Несомненно, постоянным гостем был здесь
Даргомыжский.
Его можно было встретить и в салоне Екатерины
Андреевны Карамзиной – вдовы знаменитого
писателя-историка. Современники говорили, что
здесь создавались литературные и художественные
репутации, т.е. обсуждение литературных новинок
или иных произведений искусства носило весьма
компетентный характер и заслуживало
безусловного доверия. В этом радушном и высоко
эстетическом доме любили бывать А. С. Пушкин, М. Ю.
Лермонтов.
Часто посещал Даргомыжский и «субботы» Владимира
Федоровича Одоевского. Одоевский был
энциклопедически образованным человеком и
большим чудаком. Его кабинет напоминал
лабораторию алхимика. Повсюду были разбросаны
рукописи и старинные книги, вдоль стен
размещались ящички с самыми невероятными
предметами. Вместо барометра князь держал в
банке лягушек, которые своим поведением
предсказывали погоду (к дождю они по лесенке
вылезали из воды). Над роялем висел большой
портрет Бетховена с красным платком на шее.
Музыка была любимым занятием Одоевского. Он
владел музыкальными инструментами, мог с листа
сыграть самую сложную пьесу, а также писал статьи
на музыкальные темы, рассказы о композиторах и
музыкантах. Одоевский внимательно следил за
развитием русской музыки, а в дни премьеры «Жизни
за царя» Глинки он пророчески сказал, что с
Глинки начинается «новая стихия, новый период в
искусстве – период русской музыки».
Посмотрите, какие интеллектуалы окружали
Даргомыжского, весь цвет творческой
интеллигенции того времени. Но никто из них не
может сравниться с той огромной ролью, которую
сыграл Глинка в творческом становлении
Даргомыжского. В одном из писем Даргомыжский
назвал Глинку «славным советником». Композитор и
критик А. Н. Серов с полным основанием отмечал
близкое родство «Русалки» с операми Глинки и
называл её «достойным продолжением того же
стиля, той же школы». В таком же родстве находятся
«Камаринская» Глинки и «Казачок» Даргомыжского.
В свою очередь, и Глинка, и Даргомыжский испытали
сильное воздействие Пушкина. Они жили в одно
время с великим русским поэтом. Поэтическое
слово Пушкина озаряло весь их творческий путь,
вдохновляло на создание лучших сочинений.
Александр Сергеевич Пушкин был самым любимым
поэтом Александра Сергеевича Даргомыжского.
Широко известна его фраза: «Опять тезка! Что
делать, не могу шагнуть без него».
«Пушкиниана» Даргомыжского по количеству одна
из самых значительных в русской музыке. Из
четырех сценических произведений Даргомыжского
три созданы на сюжеты Пушкина. Какие?
Д.: Оперы «Русалка», «Каменный гость», опера-балет «Торжество Вакха».
У.: На слова великого поэта
Даргомыжским написано более 25 романсов и
вокальных ансамблей. Пушкинские романсы
Даргомыжского – это, в первую очередь, конечно,
любовная лирика и среди них такие шедевры, как: «Я
вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева».
Прежде чем послушать романс «Я вас любил»,
давайте прочитаем стихотворение и ощутим
красоту и музыкальность его поэтического языка.
О чем это стихотворение?
Д.: О несчастной, неразделенной любви.
У.: О любви, которая никогда не была возможна, которую герой утаивал, а сейчас вдохновенно произносит свое признание, потому что это – последнее, что предстоит сказать. Какой глагол несколько раз повторяется в этом стихотворении, и в каком времени?
Д.: «Любил», в прошедшем времени.
У.: Этот трижды повторенный глагол
передает глубину чувства, а используемая форма
прошедшего времени говорит о невозвратимости
прошлого, даже если любовь ещё «угасла не
совсем».
А сейчас давайте послушаем, как Даргомыжский
соединил стихи с музыкой. У меня к вам будет очень
простой вопрос. В каком ладу написан этот романс?
Д.: В мажорном.
У.: А уточните, какой вид мажора использован?
Д.: Гармонический. Это мажор, у которого понижена VI ступень, и субдоминантовое трезвучие становится минорным.
У.: Но почему же мажор, а не минор, ведь история грустная? Наверное, герой Пушкина в интерпретации Даргомыжского уже пережил свою любовь и хочет избавиться от страданий, хотя это ему удается не совсем, и душевная боль, как рана, напоминает о себе. Послушайте внимательно, какое слово выделяется VI низкой ступенью и минорной субдоминантой?
Д.: «В душе».
У.: То есть душа ещё отзывается болью.
Но, в целом, мажорный лад сообщает этому романсу
сдержанно-благородное, возвышенно-просветленное
звучание.
В искусстве есть такое понятие: катарсис. Это
понятие пришло к нам из Древней Греции, его
дословный перевод – «очищение». Так называли
особое духовно-психическое состояние, в процессе
которого человек очищается от страданий души и
тела. Мне кажется, момент катарсиса есть и в
романсе Даргомыжского «Я вас любил». Излечение
от болезни неразделенной любви
приводит к внутреннему просветлению,
успокоению, восстановлению разрушенной
гармонии. Отсюда и мажор, а также очень
сдержанный темп, плавность и уравновешенность
мелодии.
Ещё один замечательный романс на стихи Пушкина –
очаровательная миниатюра «Юноша и дева». Текст
романса простой, в духе сентиментальной
чувствительной поэзии.
Учитель читает стихотворение.
Видите, как девушка расчувствовалась и сколько
пролила слез сначала из-за ревности, а потом от
умиления, глядя на юношу, задремавшего у неё на
плече. Здесь, конечно, нет такой глубины
переживаний, как в романсе «Я вас любил». Все
счастливы, юноша безмятежно спит, а девушка
оберегает его сон. Так и хочется представить эти
застывшие фигуры в какой-нибудь красивой
скульптуре. И хотя вы услышите минорный лад, он
лишь усиливает чувствительный характер,
добавляет мягкости и нежности этому романсу.
Сейчас прозвучит романс «Юноша и дева» (лучше,
если его исполнит сам педагог или иллюстратор),
а вы, ребята, попробуйте определить, в каком
переменном размере написан этот романс?
Д.: Размер на 6 долей и размер на 3 доли.
У.: Скажите, а в каком размере больше распевности, широты мелодического движения?
Д.: В размере 68.
У.: В размере 68 и начинается романс. Здесь ещё можно отметить появляющиеся в мелодии задержания – интонации, похожие на вздох, которые являются типичными чувствительными оборотами. А дальше, когда меняется размер, задержаний уже нет (юноше не подобает чувствительно вздыхать) и начинают чаще появляться сильные доли. Учащая акценты, композитор как бы хочет ещё больше заострить наше внимание на этой восхитительной паре и словно начинает лепить их образы, их пластику. (Учитель поет фразу «К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал» и инсценирует её движениями головы). Когда засыпаем, голова сама собой падает, и мелодия это обрисовывает. Возникает зрительная ассоциация! И хотя этот штрих еле уловимый и, может быть, не очень существенный в этом беспредельном господстве лирической интонации, но он уже показывает стремление композитора следовать за текстом, передавать все его детали.
В лирическом романсовом стиле Даргомыжского
заметно влияние Глинки. Оно сказывается в
широкой мелодической напевности, в обобщенном
музыкальном воплощении поэтического текста, в
господстве чисто мелодического начала.
Но вот Даргомыжский взял в руки томик
драматических сочинений Пушкина – «Сцены из
рыцарских времен». Его внимание привлекла
веселая, озорная песня «Воротился ночью
мельник», которую поет миннезингер Франц. Этот
сюжет достаточно распространен и встречается в
фольклоре разных народов. Но Даргомыжский придал
ему чисто русский характер. Песню «Мельник»
нельзя просто назвать романсом. Это настоящая
комедийная народно-бытовая сценка, вокальный
театр с живыми колоритными персонажами. И сейчас
ребята попробуют показать этот театр.
Стихотворение «Воротился ночью мельник» инсценируется по ролям.
Ребята попытались представить нам портреты действующих лиц и их характерные речевые интонации. Какой вы увидели жену?
Д.: Бойкая, сварливая, понимающая, что лучшая защита – нападение, упрекающая своего загулявшего мужа.
У.: Какая у неё речь? Как называется такая речь?
Д.: Очень быстрая. Скороговорка.
У.: Она на одном дыхании обрушивает каскад скороговорки, её визгливые крики сыплются как горох из мешка. Музыкальная интонация здесь естественно рождается из разговорной интонации и построена на народной песне «Шла девица за водой».
Учитель играет музыкальную фразу, которая из народной песни перешла в песню Даргомыжского.
Ну, а Мельник? Ещё не совсем трезвый, он идет,
грузно переваливаясь, «плюхается» на лавку и
видит чужие сапоги. Сначала мы слышим
требовательное восклицание: «Женка! Что за
сапоги?» А после атаки жены его речь
становится неуверенной, вопрошающей.
«Ведра?» Какой интервал? Квинта; при
движении вверх звучит как вопрос.
«Право?» Какой интервал? Неустойчивая септима
передает недоумение, растерянность. Ну, а дальше
герой рассудительно, не спеша размышляет.
Последние слова он произносит дважды и, как
указывает ремарка, «с раздумьем», как будто не
может решить: верить или не верить глазам своим? И
только решительно звучащее фортепианное
заключение как бы «снимает» вопрос: – Нет,
конечно, не видал на ведрах медных шпор. При этом
трель ещё больше усиливает комизм сценки.
В ходе разбора учитель исполняет фрагменты песни «Мельник», затем включается запись песни.
Скажите, какой тип мелодии преобладает в этом произведении: кантилена или речитатив? Конечно, речитатив – мелодия, приближенная к разговорной речи, передающая интонации речи. В «Мельнике» с блеском проявилось умение Даргомыжского показать разные характеры с помощью свойственных им интонаций, умение фиксировать каждую реплику и даже манеру поведения: как идет мельник, как, подперев бока руками, его встречает жена. Такая отчетливость, реалистичность воплощения приводит к тому, что ухо обретает способность «увидеть» этот комический диалог. В то время это было поистине новаторское произведение, по сути, новый жанр – народно-бытовая речитативная сценка.
Дальнейшее развитие этот жанр получит в творчестве Мусоргского.
– Итак, какие произведения мы послушали?
– На чьи стихи они написаны?
– Что мы видим на примере этих произведений?
С одной стороны, Даргомыжский продолжает традиции Глинки, опираясь на эстетические принципы пушкинской эпохи, а с другой стороны, выступает ярким новатором, находит свой путь в музыке. Как сказал замечательный русский музыковед и композитор Борис Асафьев, «Музыка Даргомыжского ещё эхо пушкинской эпохи и вместе с тем накануне Мусоргского». 4 мая 1868 года в посвящении, предпосланном двум своим песням – «Колыбельная Еремушке» и «С няней» – М. П. Мусоргский написал: «Великому учителю музыкальной правды – Александру Сергеевичу Даргомыжскому». В этих словах – не только глубокая благодарность старшему другу и наставнику, но и определение значения творческой деятельности Даргомыжского для русской музыкальной культуры.