Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям

Разделы: Русский язык


Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по личным впечатлениям, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими. В целях приобщения к искусству мастеров слова обучаем работе с художественными текстами. Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям;

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
  • воспитывать любовь к родной природе,
  • создавать внутреннюю мотивацию кучению.

Познавательные УУД:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
  • формировать умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

  • искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

  • учить постановке цели работы,
  • учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

Ход урока

Деятельность учителя  Деятельность учащихся УУД

1. Постановка учебной задачи.

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя

Прекрасна наша природа. Прекрасна во все времена года. Сейчас зима. Какая она у нас?

Люди с юга говорят:»Холодная, снегу много!» А житель крайнего севера скажет, что у нас зима вовсе не холодная, и снежных буранов нет. Кто из них прав? Конечно, и те и другие. Зима наша очень разная. На первый взгляд всё одно: снег да мороз. Только приглядеться надо. Она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью снежная, да с солнцем. Выйди зимним вечером, когда на небе мало облаков и взгляни внимательно на небо, тебе покажется, что звёзд на небе так много, что их не сосчитать.

А какой день зимой разный! Вот раннее утро. Подёрнутый синевой мороз, со съёжившимся солнцем и снегом, искрящемся в его лучах.

А вечер… Такой длинный, задумчивый. Времена года, как люди, разные на лицо и душой. Наша зима у поэтов – красавица. Порой шаловливая, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А.С. Пушкина: холодная, но беспечальная.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы…

В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег.

3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

– Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

 

 

 

Тема урока: Сочинение описание зимы, снега.

 

 

 

 

 

 

Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

 

Личностные,

Мотивация

Регулятивные

 

Предметные

 

Регулятивные,

целеполагание

2. Учебная задача

Подготовка к сочинению-описанию.

1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка» (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

– Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?

– Какие ощущения вызывают у него эти слова?

2. Беседа по личным наблюдениям

– По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

– Каков же снег?

– Всегда ли он одинаков?

– Отчего зависит состояние, вид снега?

3. Литературный монтаж о первом снеге

– Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов. На фоне «Вальса» (музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») звучит литературный монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимися.

– Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

– Почему он робок и тих?

– Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?

– Какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов?

– Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого? Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом? (Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.) (Слайды 5,6)

4. Работа с текстом

– А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» мы сегодня уже слышали:

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...

– Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.

– Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

– Какие выразительные средства языка использовал автор?

– А каким становится снег весной?

5. Словарная работа

(Анализ таблицы «Снежные слова»)

Цвет, краски

Снежный покров на взгляд и на ощупь

Звуки

– Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой.

На партах у каждого лежат таблицы.

По ходу урока заполняют ее словами и фразами для передачи

Цвета, красок снега

Снежный покров на взгляд и на ощупь

Звуки

Слушают товарищей, заполняют таблицу.

 

 

Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
лёгкий, новый
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой…
(Я. Аким)

Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пёстрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
(А. Горбунова)

Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...
(С. Иванов)

Слушают товарищей, заполняют таблицу.

Слушают текст, отбирают нужное.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

Зачитывают подобранные самими детьми отрывки художественных текстов.

Заполняют таблицу.

Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…

Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…

Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…

Личностные

Эстетические

 

 

 

 

 

Познавательные

Умение отбирать главное,

Заполнять таблицу

Умение работать с дополнительной литературой,

Подбирать материал по

Теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать материал, заполнять таблицу

Регулятивные

Оценка своей работы, коррекция

3. Результат работы.

1. Составление плана сочинения. Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.

На листах составьте примерный план сочинения.

2. Творческая работа.Укажите темы, которые вы себе выбрали и как бы вы ее назвали.

На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме.

Подумайте в какой части сочинения будет расположен ваш фрагмент.

Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.

Работа в группах, разработка плана сочинения.

 

 

Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме.

 

Слушают работы товарищей, корректируют.

Коммуникативные

Умение работать в группе

Регулятивные

Учиться составлять план

Предметные

Составление плана текста описания природы

Личностные Мета

Предиетные

Развитие речи учащихся

Регулятивные

4. Подведение итога. Рефлексия

Д.З.

– Напишите дома черновик сочинения.

– Что мы делали сегодня на уроке?

– Чему научились?

– Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

– Что показалось трудным на уроке?

– Достаточно ли вам материала для написания сочинения?

Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать с худ. литературой, работать в группах…

Регулятивные

Самоанализ

самооценка