Урок истории по теме "Католическая церковь. Крестовые походы". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Проверочная работа с различными формами моделей задания. Выявление у учащихся методологических умений путем установления логической последовательности; умение подбирать к суждениям аргументы; выявление положений текста фактического характера и характера оценочных явлений. Работа с графической информацией способствует у учащихся развитию навыков и умений, а работа с диаграммой — анализировать полученные данные и делать выводы. Работа с историческим источником (текстом) приводит не только к пониманию информации, содержащейся в тексте, но и к критическому оцениванию степени достоверности. Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Вариант I  

Часть 1

1. Установите логическую последовательность предложений таким образом, чтобы они составляли связный текст.

  1. После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.
  2. В 1054 году папа и патриарх предали друг друга проклятию.
  3. С тех пор западная церковь стала называться католической, а восточная – православной.
  4. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную.
А Б В Г
 

Получившуюся последовательность записать в виде таблицы.

2. К каждому положению первой части таблицы (суждениям) подберите подходящие по смыслу положения из второй части таблицы (аргументы).

I. Суждения

А. Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.
Б. В XIII веке римский папа создал специальный церковный суд – инквизицию.
В. В XI веке в Западной Европе появилось много безземельных рыцарей.
Г. Вскоре после Первого крестового похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордена (тамплиеров, госпитальеров).

II. Аргументы

  1. Они были созданы для обороны и расширения владений крестоносцев.
  2. Эти рыцари и составили главную силу Крестовых походов.
  3. Это было сделано для усиления власти папы и борьбы с еретиками.
  4. Церкви принадлежало около трети возделанных земель.
А Б В Г
 

Получившуюся последовательность записать в виде таблицы.

3. Прочитайте приведенный ниже текст.

  1. В конце XI века Европа пережила “семь тощих лет” – неурожаи, падеж скота, массовые эпидемии.
  2. Это привело к тому, что люди начали поговаривать о конце света.
  3. Отчаяние и голод привели в движение массы народа.
  4. Очевидно, что в походе на Восток бедняки увидели возможность избавиться от помещиков, вырваться из нищеты, получить землю и свободу.

Определите, какие положения текста носят

А. фактический характер (т.е. исторические факты),
Б. характер оценочных явлений (оценку, объяснение этих фактов историками)

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1 2 3 4
 

Часть 2

4. Работа с графической информацией.

Таблица. Задания 1-3 выполнить с использованием таблицы.

 I Крестовый поход
Дата Состав участников  Страны-участники  Цели похода  Итоги
Весна 1096 г. Крестьяне, бедняки. Германия Освободить гроб Господень, захватить новые земли. Добрались до Константинополя
В М.Азии были перебиты турками-сельджуками.
Осень 1096 – 1099 г.г. Феодалы, рыцари. Франция, Германия, Италия. Разбили турков-сельджуков. Захватили Антиохию.
1099 г. – Захватили Иерусалим. Создали свои государства.

1. Назовите основных участников похода осенью 1096 года

  1. бедняки и рыцари
  2. крестьяне и феодалы
  3. рыцари
  4. короли и папы.

2. Назовите итоги крестового похода бедняков

  1. захватили Иерусалим и освободили гроб Господень
  2. захватили новые земли и создали новые государства
  3. добрались до Константинополя и разбили турков-сельджуков
  4. были разбиты турками-сельджуками.

3. Найдите лишнее.

В Крестовых походах были заинтересованы рыцари:

  1. Германии
  2. Византии
  3. Италии
  4. Франции.

5. Диаграмма.

Проанализируйте данные диаграммы о четырех Крестовых походах

Какие можно сделать выводы на основании данной диаграммы?

Выберите верные утверждения из перечня и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Во всех походах участвовали все страны Западной Европы.
  2. Основная цель – захват Иерусалима – была достигнута.
  3. Все походы потерпели поражение.
  4. Основными участниками Крестовых походов были рыцари из Германии, Италии, Франции.
  5. Константинополь был захвачен рыцарями во Втором Крестовом походе.
  6. Крестоносцы не достигли своей цели – завоевать страны Востока.

Ответы: ________________________

С-1. На основе диаграммы сделайте выводы о последствиях крестовых походов:

  1. ________________________
  2. ________________________

Часть 3. Работа с текстом «Осада Иерусалима»

6. Установите соответствие между абзацами текста и их основным содержанием: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Абзац

А. I
Б. II
В. III
Г. IV

Содержание

  1. План крестоносцев.
  2. Сопротивление жителей Иерусалима.
  3. Отказ крестоносцев взять город приступом.
  4. Расправа с жителями.
А Б В Г
 

7. В чем состоял военный план крестоносцев.

  1. длительная осада города
  2. предложение жителям сдаться без боя
  3. неожиданное нападение с 3-х сторон
  4. взятие города приступом.

8. Выбрать лишнее.

Из Генуи и Пизы крестоносцам доставили

  1. воинов
  2. продовольствие
  3. осадные машины
  4. механиков.

9. Найти лишнее.

Как вели себя воины в захваченном городе?

  1. убивали мирных жителей
  2. захватывали золото и серебро
  3. захватывали дома
  4. спасали бедных, нищих, стариков.

С-2. Как вы считаете автор хроники (текста) на стороне крестоносцев или жителей города.

Объясните свое мнение и докажите примерами.

________________________

________________________

________________________

________________________

С-3. Как поведение крестоносцев согласуется с одной из заповедей – «не убий».

________________________

________________________

________________________

________________________

Текст «Историческая хроника об осаде Иерусалима»

В июне 1099 года крестоносцы подошли к стенам Иерусалима. С 1098 года город Иерусалим находился во власти египетского халифа. Город был снабжен всем необходимым, чтобы выдержать осаду; его охрана была поручена сильному гарнизону. Крестоносцы отказались от мысли взять хорошо укрепленный город приступом, поэтому они его осадили. Генуя и Пиза доставили крестоносцам осадные машины и механиков. Эти же города доставили крестоносцам продовольствие.

В течение трех дней и ночей крестоносцы пытались захватить город. Жители Иерусалима отчаянно сопротивлялись. Когда раскачиваемый осаждавшими таран стал ударять в одно и то же место стены, чтобы ее пробить, то жители на веревках спускали со стен города мягкие матрасы или мешки, набитые соломой. Тарант ударял по соломе и отскакивал назад, не достигнув цели. Осажденные бросали со стен пылающие факелы, стремясь уничтожить огнем деревянные осадные машины.

Военный план крестоносцев состоял в следующем: ворваться в город

сразу с трех сторон. С целью обмануть бдительность гарнизона приготовления к осаде делались в одном месте, чтобы под покровом ночной тьмы перетащить осадные машины в другое место, где враг не ожидал нападения, и там ворваться в город. Этот план удался.

Крестоносцы ворвались в город и стали убивать и мужчин, и женщин.

И была такая бойня, что ноги стояли по лодыжку в крови. Крестоносцы рассеялись по всему городу, хватая серебро и золото, коней и мулов, забирая (себе) дома, полные всякого добра. Говорят, что погибло до 10 000 человек.

Потом, радуясь и плача от радости, пришли поклониться гробу Спасителя Иисуса. После крестоносцы решили устроить покаянные церемонии, чтобы очистить себя от совершенных грехов.

Вариант 2, ответы, спецификация – Приложение.