АКТУАЛЬНОСТЬ:
Необходимость в разработке программы по курсу «Экономический практикум» возникла в связи с реформированием нашего общества, изменением социально-экономических условий жизни людей, парадигмы экономических знаний и системы образования в целом.
Курс «Экономический практикум» не является систематизированным изложением основ экономики, в программу входят некоторые фрагменты экономической теории, отражающие преимущественно хозяйственную практику потребителя и различные аспекты личной и семейной экономики.
Определяя содержание обучения экономике учащихся 7 классов специальной школы, мы старались произвести отбор тех понятий и фрагментов экономической теории, тех конкретных экономических явлений и проблем рыночного бытия, которые тесно смыкаются с повседневной жизнью каждого человека, каждой семьи, и по этой причине психологически близки ученикам. Большое внимание уделено принципу доступности учебной информации для учащихся с нарушением интеллекта.
При разработке экономического практикума мы старались приблизить содержание предмета к реальной жизни. Требования и понятия программы не выходят за рамки обыденной экономической действительности.
ЦЕЛЬ: Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях, умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать и рассуждать «по-хозяйски»;
ЗАДАЧИ:
- Выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- Обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- Освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения;
- Знание основ потребительской культуры.
Курс 7 класса рассчитан на 34 часа занятий (1 час в неделю) с учащимися 7 класса коррекционной школы и обеспечен разработками занятий по всем темам данной программы, экспериментально апробированной. В каждой разработке указаны цели, оборудование, дан экономический словарь, предложено примерное содержание темы, обозначен блок вопросов для закрепления учебного материала, приведён обширный практикум по теме, включающий разнообразные задания, упражнения, деловые игры, конкурсы, кроссворды, реальные ситуации и сюжеты, актуальную экономическую информацию и т.д.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: лекции, беседы, упражнения, деловые игры, конкурсы, кроссворды, разбор реальных ситуаций , экономические тесты.
Возможно изучение отдельных модулей в рамках других школьных дисциплин (социально-бытовая ориентировка, история). Педагог должен включать лишь тот материал, который, на его взгляд, с наибольшей вероятностью может быть востребован в самостоятельной жизни.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
Понимать термины: «экономика», «цена выбора», «бартер», «приватизация», «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «инфляция», «безработица», «семейный бюджет», «страхование», «налог», «адресная социальная помощь».
Называть экономические блага и экономические услуги, роли человека в экономической системе (работника, покупателя, потребителя, налогоплательщика), виды современных фирм, виды цен, виды финансовых услуг банков.
Сравнивать общественную и частную формы собственности, рыночную экономику с плановой, сдельную, повременную и реальную заработную плату, стоимость ценных бумаг.
Характеризовать недостатки натурального хозяйства, преимущества товарной экономики, достоинства и недостатки рыночной экономики, основные черты рыночной экономики ( право на частную собственность, свободу выбора, личную выгоду и др), поведение претендента при устройстве на работу, назначение ценных бумаг, главные правила культурного потребления (учёт денежных возможностей, умеренность потребления, извлечение из покупки наибольшей полезности), условия обмена товара с недостатками, права потребителя в сфере услуг.
Ориентироваться в наиболее распространённых символах, знаках, эмблемах, обозначениях. Указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви.
Приводить примеры взаимосвязи семейной экономики с экономикой предприятий, государства; неблагоприятного воздействия инфляции на экономику семьи.
Устанавливать равноценность натурального обмена, экономическую роль, выполняемую человеком в конкретных ситуациях, уровень жизни своей семьи.
Анализировать реальные ситуации, вязанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, поведение покупателя (процедуру и мотивацию покупок).
Принимать решения на основе сравнения альтернативных вариантов выбора, например, по проблеме сохранения и приумножения семейных сбережений, экономного планирования приёма гостей, рационального подбора продуктов в пределах определённой семьи в целях обеспечения полноценного питания семьи в течение одного или нескольких дней.
Оформлять документы (по образцу): бланк трудового контракта, страхового договора, бланки, необходимые для постановки на учёт в службе занятости, тетрадь семейного бюджета, домашнюю хозяйственную книгу.
Решать экономические задачи:
- Расчёт размера заработной платы;
- Подсчитывание стоимости содержания домашних животных;
- Расчёт доходов по банковскому вкладу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» В 7 КЛАССЕ (34 ЧАСА)
№ | Название раздела и темы | Количество часов |
Человек как потребитель ( 28 часов ) | ||
1. | Торговля . | 4 часа |
2. | Реклама товара. | 1 час |
3. | Деньги | 3 часа |
4. | Цена. | 3 часа |
5. | Семейная экономика | 3 часа |
6. | Потребности. Потребитель. Потребление. | 3 часа |
7. | Права потребителя. Защита прав потребителя. | 4 часа |
8. | Финансовые услуги. Банк. | 4 часа |
9. | Страховые услуги. Страхование. | 1 часа |
10. | Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги. | 1 час |
11. | Обобщающее занятие | 1 час |
Человек как член общества ( 6 часов) | ||
11. | Налоги. | 3 час |
12. | Социальная защита населения. | 2 часа |
13. | Обобщающее занятие | 1 час |
ВСЕГО: | 34 часа |
ЛИТЕРАТУРА:
- Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
- Без нотариуса не обойтись//Детская деловая газета. – 1994.- № 6. – С.6.
- Васильева Т. Помощь в кризисной ситуации//Социальное обеспечение. – 1997. - №11.- С. 30-31.
- Докучаев Д. Валюта//Детская деловая газета. – 1994. - № 22. – С. 4.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992.- 336 с.
- Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М. Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
- Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 148 с.
- Экономика для всех: популярный словарь/ Т.М. Ершова. – М.: Экономика, 1997. – 389 с.
- Юридическая консультация. Права потребителя//Спрос. – 1998. - № 10. – С. 40-41.
- 1000 советов по экономике в быту /В.И. Фёдоров, Е.М. Каневский, И.И. Колчина и др. – 2-е изд. – М.: Экономика, 1990. – 272 с.