Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Разделы: Русский язык


Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания в художественном стиле по картине И. Грабаря "Февральская лазурь".

Задачи:

образовательные:

  • узнать сведения о выдающемся художнике и искусствоведе И. Грабаре;
  • узнать об истории создания картины "Февральская лазурь";
  • определить замысел художника в написании картины;
  • узнать значение новых слов: лазурь, сапфировый, ультрамариновый.

развивающие: совершенствовать умения:

  • описывать предмет в соответствии с конкретной речевой задачей (художественное описание);
  • вдумываться в тему, осмысливать ее границы;
  • раскрывать тему сочинения, подчинять ее основной мысли;
  • наблюдать, собирать материал для описания и рассуждения;
  • систематизировать материал, составляя план и рабочие материалы;
  • строить сочинение в определенной композиционной форме;
  • правильно выражать свои мысли, то есть в соответствии с нормами литературного языка;
  • исправлять, улучшать написанное, то есть совершенствовать свою речь.

воспитательные:

  • пробудить эстетическое наслаждение, приобщая обучающихся к великим шедеврам искусства;
  • развивать способность понимания мотивов создания произведений искусства;
  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию;
  • воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации слайдов презентации, раздаточный дидактический материал для совершенствования классификационных умений.

Ход урока

1. Организационный момент.

Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи. Учитель слушает, дополняет, корректирует.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством удивительного художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Откроем для себя мир волшебных, сказочных образов в обыкновенном, на первый взгляд, пейзаже. Подготовимся к написанию сочинения по картине "Февральская лазурь".

3. Актуализация речеведческих знаний.

Вспомним, как выглядит схема описания. (Предмет 1 + признак 1 + признак 2 ... ; предмет 2 + признак 1 + признак 2 ... ). Слайд 1.

Перед вами два текста. Прочитайте их и ответьте на вопрос: чем они отличаются?

Текст № 1

Берёза – лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У берёзы мелкие листья, а весной распускаются серёжки. Весной у бёрезы листья светло-зелёные, потом они темнеют, а осенью они становятся жёлтыми и красными. Берёза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в тёплых краях, но и в Сибири.

Текст № 2

На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в её одиночестве среди неприглядного осеннего поля.

(Текст № 1 относится к деловому описанию, а текст № 2 – к художественному).

Как вы это установили? (В первом тексте содержится информация о берёзе, её признаках. В тексте нет авторской оценки. Во втором тексте есть особенные слова, которые создают образ красивого дерева (нежная и атласная кожица). Берёза будто живая, у нее есть характер (радостно взмахивала ветвями, восторженно приветствуя солнце, было что-то задорное, даже дерзкое). И перед нами открывается образ автора, человека, способного видеть удивительный мир природы. Значит, в тексте № 2 содержится авторская оценка).

На какой текст будет похоже наше сочинение? (Текст № 2)

Какова будет основная задача? (Найти выразительные слова, создающие художественные образы, и выразить свое отношение к описываемому предмету).

4. Лирический переход к теме.

Слайд 2.

Кто из поэтов создал красивый образ берёзы? (Сергей Есенин в стихотворении "Берёза"). Вспомним строки, в которых содержатся выразительные средства. ("Принакрылась снегом,// Точно серебром", "На пушистых ветках// Снежною каймой// Распустились кисти// Белой бахромой", "горят снежинки в золотом огне"). Стихотворение написано в 1913 году. С тех пор прошло 100 лет, но мы не перестаём восхищаться трогательными строками, посвящёнными красавице берёзе.

5. Просмотр слайдов с изображением зимней природы.

Слайды 3-7.

После просмотра прошу учащихся поделиться своими впечатлениями. (Красивые деревья, как в сказке, берёза, как в стихотворении Есенина, красивая, нежная, нарядная).

6. Выявление первичного восприятия картины Грабаря.

Берёза восхищала не только поэтов, но и художников. Откройте учебник, рассмотрите репродукцию картины И.Грабаря "Февральская лазурь". Какие мысли у вас появились при взгляде на картину? (Возможны разные мнения: кто-то увидит красоту природы, а кто-то заметит, что берёза у Сергея Есенина красивее, чем на картине Грабаря. Это неплохо, так как первое впечатление не опирается на знания о замысле художника. В результате детального рассмотрения репродукции попытаемся понять, что мы видим подлинно русскую картину, в которой выражена праздничная красота зимней природы).

7. Слово о художнике.

Что вам хочется узнать о художнике? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Круг интересов: информация о художнике и его картинах (Когда родился? Почему стал художником? Какие картины создал?), история создания картины "Февральская лазурь").

8. Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст и найдите ответы на вопросы.

Игорь Эммануилович Грабарь с детства любил рисовать, лучшим подарком для него всегда были принадлежности для рисования: мольберт, кисти, краски в тюбиках.

Грабарь окончил гимназию, университет, поступил в Академию художеств. Он увлекался иностранными языками, музыкой, литературой, но рисование всегда оставалась на первом месте.

Игорь Эммануилович совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь с целью детального изучения мирового искусства и получения архитектурного образования.

Вернувшись в Россию, художник восхищается красотой русской зимы и "сказкой инея" на берёзах, рисует пейзажи. Увлекается архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

В течение двенадцати лет Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею. Он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. По инициативе Игоря Эммануиловича создаются реставрационные мастерские. В них были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.

 Какие интересные сведения вы для себя открыли?

9. Просмотр слайдов с изображением репродукций картин Грабаря.

Увидим портрет художника. Слайды 8-9.

10. Краткая история создания картины в исполнении подготовленного ученика-экскурсовода.

Слайд 10.

Картина "Февральская лазурь" находится в Третьяковской галерее. Высота полотна – 141 см, ширина – 83 см. Художник писал картину в Подмосковье, когда гостил у художника Мещерина в имении Дугино. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел на прогулку. Его поразило необычное состояние природы. "Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу", – вспоминал художник. В то утро одна из берез привлекла его внимание, поразив редкостным ритмическим строением ветвей. Художник уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. "Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной фантастического зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба".

Игорь Эммануилович вырыл в снегу траншею, взял кисти, краски, расположил полотно на мольберте и стал рисовать.

Художник рассказывал: "Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать несколько дней подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель".

Ответьте на вопрос: в каком году была создана картина, если она "старше" стихотворения Есенина на 9 лет? (Учащимся нравятся подобные вопросы, которые задаются с целью привлечения внимания, особенно тем, кому ближе точные науки. Путём несложного действия выясняется, что над картиной художник работал в 1904г.)

11. Работа над планом и рабочими материалами. Орфографическая работа.

Перед нами репродукция картины "Февральская лазурь". Почему так называется полотно? (Художник нарисовал февральское утро).

Что такое лазурь? (Синий цвет).

Уточним значение слова по словарю. Послушаем выступление подготовленного ученика. Запишем новые слова в справочник.

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Для описания можно использовать слова: ультрамариновый – ярко-синий цвет; бирюзовый – зеленовато-голубой; сапфировый – синий, голубой.

С чего можно начать сочинение? Какие слова первыми появляются у вас? (Можно начать с впечатления. Можно сообщить о том, что изображено на картине в целом. Можно кратко написать об истории создания картины).

Какие предметы вам захотелось описать? (Хочется описать небо, снег, берёзы).

Составим план и подберём рабочие материалы. Слайд 11.

1. Вступление. Какое впечатление возникает при взгляде на репродукцию картины? Что изобразил художник? (Общая панорама).

И.Э. Грабарь "Февральская лазурь"

Удивление, восторг, радость (радостное настроение). Зимний пейзаж.

2. Основная часть. Описание картины:

а) небо;

б) снег;

в) берёза на переднем плане;

г) другие берёзы.

Небо голубое, лазурное, бирюзовое, ультрамариновое, безоблачное, высокое, бесконечное. Солнечное утро.

Снег светло-голубой, серебристый, сапфировые тени деревьев.

Берёза на переднем плане высокая, белоствольная, с белоснежным стволом, изогнутым стволом; ветви раскинулись, белоствольная берёза раскинула ветви. Прошлогодняя листва красно-коричневая, горит на солнце; листья, словно маленькие свечи; язычки пламени.

Другие берёзки на заднем плане дополняют композицию, будто раскинули нарядное кружево. Красавицы берёзки похожи на девушек, собравшихся в хоровод.

3. Колорит.

Колорит яркий, сочетаются тёплые и холодные тона, ощущение рассыпавшейся на миллионы брызг радуги, можно представить морозную жар-птицу.

4. Заключение. Что хотел выразить художник с помощью картины?

Красоту зимней природы, красоту русской зимы, праздник зимней природы, восхищение зимней природой.

12. Чтение готового сочинения.

Выдаётся текст, в котором есть несколько речевых и грамматических недочётов. Задача – увидеть их, исправить, дополнить текст выразительными средствами. 

Восхищение, удивление, радость рождаются в нас при взгляде на репродукцию картины И. Грабаря "Февральская лазурь". Так красиво изобразил художник зимний пейзаж!

Перед зрителем открывается чудесная картина. На фоне лазурного безоблачного неба нежно белеют стволы берёз. На небе нет солнца, но мы видим именно солнечное утро. Стволы деревьев отражают ослепительные лучи, а на светло-сиреневом снегу лежат сапфировые тени.

На переднем плане Грабарь нарисовал берёзу. У берёзы был стройный ствол. Кора у берёзы была белая, с тёмными линиями. Ветви берёзы свисали вниз. На верхушке берёзы есть прошлогодние листья.

Берёзки на заднем плане кружевными узорами ветвей дополняют пейзаж. Деревья похожи на нарядных красавиц, собравшихся в хоровод.

Всё в картине служит созданию праздничной атмосферы. Художник использовал яркий колорит, сочетая тёплые и холодные тона. Какое богатство красок в изображении неба! Мы видим нежную, мягкую лазурь, переходящую в насыщенный ультрамарин. Удивляет разнообразие оттенков в изображении деревьев. Создаётся ощущение рассыпавшейся на миллионы брызг радуги и ослепительной белизны на "голубой эмали неба".

Картиной "Февральская лазурь" И.Э. Грабарь хотел выразить сказочную красоту русской зимы, где берёза подобна чудо-дереву или морозной жар-птице.

13. Корректирование.

Недочёты обнаруживаем в 3 абзаце:

На переднем плане Грабарь нарисовал берёзу. У берёзы был стройный ствол. Кора у берёзы была белая, с тёмными линиями. Ветви берёзы свисали вниз. (Необходимо устранить повтор. Глаголы должны быть в настоящем времени, так как картина статична).

Предлагаю ребятам такой вариант:

На переднем плане Грабарь нарисовал березу. У неё стройный ствол. Кора у неё белая, с темными линиями. Ветви у неё свисают вниз. (Ошибка: повторяется местоимение с предлогом у неё).

Какие выразительные средства можно добавить? (Сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения).

В результате работы добавляются выразительные средства. Может получиться так:

На переднем плане Грабарь нарисовал берёзу с белоснежным изогнутым стволом. Тонкие ветви её раскинулись на фоне высокого лазурного неба. На верхушке дерева остались прошлогодние листья. Они горят на солнце, словно маленькие свечи.

14. Чтение наизусть своего стихотворения.

Слайд 12.

Иногда ребята спрашивают о впечатлении учителя. Отвечаю:

Небо лазурное,
Небо бескрайнее.
Чудо-берёза стоит!
То ли берёза,
То ли жар-птица,
Крылья расправив, летит.
Яркою сказкой,
Светлою песней
Вдруг обернулся февраль.
Праздник природы
Сердцу на радость
Создал Игорь Грабарь.

15. Домашнее задание.

написать сочинение, используя рабочие материалы. Для сильных учащихся более сложное задание: написать сочинение в жанре письма. Адресат выбирается самостоятельно. Обязательным условием выполнения работы является использование обращения.

Дополнительное творческое задание по желанию: написать стихотворение – поэтический отзыв о картине "Февральская лазурь". (Работы выполняются к юбилейной дате 2014 года: 110 лет картине Грабаря).

Использованы материалы:

  1. Е.Г. Середнякова "Русская живопись XIX – начала XX века". (Знакомство с Третьяковской галереей. От средневековья к XX веку). Москва, 2001.
  2. В.В. Тихова, И.Ю.Третьякова "Речеведческий атлас". (Учебно-наглядное пособие по развитию речи). Кострома, 2000.
  3. Интернет-ресурсы: фотографии, репродукции картин, материалы о биографии художника и истории создания картины "Февральская лазурь" (artsait.ru > Грабарь).