Урок математики по теме "Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда". 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

  • Образовательные:   ввести понятие объёма, рассмотреть свойства объёмов геометрических тел, рассмотреть формулу объёма прямоугольного параллелепипеда, рассмотреть решение основных типов задач (из банка заданий ЕГЭ) по теме,  учить решать задачи практического содержания
  • Развивающие:   развивать логическое  мышление, пространственное воображение,  расширять представления об окружающем нас мире, развивать умение осуществлять самоконтроль
  • Воспитательные:   воспитывать ответственное отношение к учебному труду, уважительное отношение к сверстникам, развивать умение оказывать взаимопомощь, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: набор карточек с формулами для вычисления площадей, модели многоугольников, презентации к уроку, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку и подготовленность классного помещения.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: К сегодняшнему уроку вам предлагалось вспомнить формулы для вычисления площадей плоских фигур.

(К доске прикреплены бумажные модели известных учащимся геометрических фигур (прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник, ромб, квадрат, произвольный треугольник, параллелограмм)).

Вызванный к доске ученик из имеющегося набора карточек с формулами площадей выбирает нужные и прикрепляет их рядом с соответствующей фигурой.

Учитель: А мы пока проверим, как вы выполнили задание по карточкам.

Рисунок 1

В ходе фронтальной беседы с классом обсуждаем получившиеся результаты:

№1. Рис.1 – «3 вниз», рис. 2 – «3 от нас», рис. 3– « 2 к нам»;
№2. Фигуры  2 и  4;
№3. «останется без изменений»

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Учитель: При решении задач на уроках геометрии (в том числе и при решении задач ЕГЭ) нам очень часто приходится вычислять площади геометрических фигур.
Давайте вспомним соответствующие формулы (класс проверяет работу вызванного к доске ученика).
А теперь предлагаю вашему вниманию  задачи  из банка заданий ЕГЭ.

Задание 1. (Устно). Найдите площади фигур, изображённых на рисунке (клетка 1см х 1см).

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Задание 2. Найдите площадь четырёхугольника ABCD, заданного координатами своих вершин A(– 4; 3), B(5; 5), C(8; – 1), D(2; – 2).

Учащиеся работают в тетрадях, а один из учеников решает задачу у доски.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель: Что отличает геометрические тела, с которыми мы работаем на уроках стереометрии, от рассмотренных геометрических фигур?
Правильно, геометрические тела объёмные.
Итак, мы с вами приступаем к изучению ещё одного очень важного понятия – объём.

Тема урока: «Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда»

Учащимся демонстрируются слайды №1-3 презентации (смотри Приложение 1). Сегодня мы:

  • совершим небольшой экскурс в историю
  • узнаем, какими свойствами обладают объёмы
  • вспомним, как вычисляется объём прямоугольного параллелепипеда
  • посмотрим, как эти сведения используются на практике.

Также сегодня вам предстоит поработать в группах, а закончится урок математическим диктантом, так что будьте внимательны!

В качестве девиза нашего занятия я выбрала античный афоризм  «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз».
А сейчас слово Ивановой Даше, она вкратце ознакомит нас с историей возникновения понятия объёма.

(Ребятам демонстрируется презентация, выполненная этой ученицей; смотри Приложение 2).

Учитель:Объёмы, также как и длины отрезков, и площади многоугольников, обладают рядом свойств. Эти свойства достаточно очевидны и аналогичны известным вам свойствам.
После этих слов учителя на экране «всплывают» слова «Свойства длин отрезков, площадей многоугольников, объёмов тел». Далее по щелчку мыши на экране появляются вышеупомянутые свойства, известные учащимся, а соответствующее свойство объёмов тел дети формулируют самостоятельно, после чего это свойство тоже «всплывает» на экране.

(На этом этапе работы используется слайд №4 презентации, смотри Приложение 1).

В современной архитектуре, да и не только в современной, используются различные формы, представляющие из себя известные нам геометрические тела  (демонстрируются слайды №5-6 презентации, смотри Приложение 1). Назовите эти тела.

Изучение теории объёмов мы начнём с достаточно часто встречающегося геометрического тела – прямоугольного параллелепипеда.

А теперь блиц-опрос.

  • Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?
  • Какими фигурами являются грани прямоугольного параллелепипеда?
  • Сколько измерений у прямоугольного параллелепипеда?
  • Как мы их обычно называем?
  • Верно ли, что куб является прямоугольным параллелепипедом?
  • Все грани куба – это …
  • Назовите предметы окружающей обстановки, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.

Теперь давайте вспомним формулу, по которой вычисляется объём прямоугольного параллелепипеда. Эта формула хорошо вам известна из курса математики 5 класса.
Итак, как вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?

Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают формулу V = abc

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Учитель: Пришла пора потренироваться в решении задач на нахождение объёмов прямоугольных параллелепипедов.

Задача 1. Кабинет, в котором проходит наш урок, имеет форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6,5 м, 8 м и 3,6 м. По принятым санитарным нормам на одного учащегося в учебном кабинете должно приходиться не менее 6 м3 воздуха. Какое наибольшее количество учащихся можно разместить в этом кабинете, не нарушая санитарных правил?

(Дети решают эту задачу самостоятельно в своих тетрадях, после чего обсуждаем получившиеся результаты).

Решение. Вычислим объём классной комнаты: 6,5 . 8 . 3,6 = 187,2 м3 . Узнаем, сколько учащихся можно разместить в этом помещении, при условии, что на одного учащегося приходится 6 м3 воздуха: 187,2 : 6 = 31,2. Следовательно, в кабинете может заниматься 31 ученик.

Задача 2. При подготовке к ЕГЭ вам наверняка встречались задания на нахождение объёмов многогранников такого вида (на экране появляется слайд №7 презентации, смотри Приложение 1).
В процессе обсуждения способов решения задачи вспоминаем изученное на уроке свойство объёмов, которое позволяет нам разбивать многогранник на части, объёмы которых мы в состоянии вычислить.

После проведённой с ребятами беседы на экране поочерёдно появляются те самые «части многогранника» со всплывающими измерениями (демонстрация слайда с анимацией).

6.  Применение знаний и способов действий

На этом этапе урока учащиеся работают в группах по 4 человека. Каждой группе предлагается карточка с заданиями по изученному на уроке материалу.

Рисунок 5

На работу в группе отводится 7 минут.
По окончании работы полученные результаты обсуждаются (каждое из предложенных заданий высвечивается на экране, слайды №8-11 презентации, смотри Приложение 1).

7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Учащиеся в тетрадях выполняют задания математического диктанта:

  • Заполни пропуски: «Равные тела имеют … объёмы».
  • Заполни пропуски: «Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен … объёмов этих тел».
  • Заполни пропуски: «Объём прямоугольного параллелепипеда равен … трёх его измерений».
  • Заполни пропуски: «Объём куба равен … его ребра».
  • Найдите объём многогранника, изображённого на рисунке (все двугранные углы прямые).
  • Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 10 см, 10 см и 5 см. Найдите ребро куба, объём которого в 2 раза больше объёма данного параллелепипеда.
  • Во сколько раз нужно увеличить каждое из трёх измерений прямоугольного бруса, чтобы объём его увеличился в 8 раз?

(При выполнении заданий 1-5 соответствующая информация демонстрируется учащимся на экране; слайды №12-13 презентации, смотри Приложение 1).
После выполнения всех заданий диктанта ребята осуществляют самопроверку (открываются правильные ответы, записанные за доской).

8. Информация о домашнем задании

а) из учебника п. 74, 75 (до следствия 1)
б) подобрать, используя различные ресурсы, 2-3 задачи рассмотренных на уроке типов из банка заданий ЕГЭ
в) выполните задание на карточке: «Когда человеку уютно, приятно, спокойно, он говорит, что ему комфортно. Оказывается, комфортность определяется формой помещения, его линейными размерами. Коэффициент комфортности можно найти по формуле:  , где  – коэффициент комфортности, V – объём жилища, S – площадь поверхности жилища, включая пол. Чем меньше коэффициент, тем комфортнее жилище. Используя данную формулу, определите наиболее комфортную комнату в вашей квартире».

9. Рефлексия

Закончите фразу «Сегодня на уроке я …».

Ребята, а кому из вас сегодняшний урок поможет лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ?

10. Подведение итогов занятия

Учитель даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Спасибо за урок! (Демонстрация последнего слайда №14 презентации, смотри Приложение 1).