Цели: познакомить с фольклорным праздником «Встреча весны»; разучить песни-заклички; показать связь народной и классической музыки, научиться выполнять куклу из ниток – символ прихода весны.
Планируемые результаты: научить
выразительно исполнять веснянки, распознавать
авторскую и народную музыку;
– расширить представления о народных обычаях, о
роли вещей в обрядах и их символическом значении;
– ознакомить с народным видом ремесла –
изготовлением куклы из ниток;
– формировать представление о символике
красного и белого цветов в народной культуре;
– обучить приемам изготовления куклы из
волокнистых материалов в соответствии с
народными традициями.
Форма проведения: интегрированный урок.
Межпредметные связи: музыка, технология, окружающий мир.
Музыкальное сопровождение: ученики входят перед началом урока и выходят из кабинета по окончании урока под музыку песни «Дружба» из м/ф «Маша и медведь».
Материалы, инструменты:
для учителя: образец куклы «мартинички»,
большие пучки ниток для демонстрации приемов
работы; шаблон для демонстрации приема
заготовки, ножницы, технологическая карта
выполнения куклы из ниток;
для обучающихся: шерстяные нитки красного и
белого цвета; цветная нитка для перевязывания
пучков; ножницы; шаблон для отмеривания нити для
заготовки пучков.
Оформление доски: портрет П.И.Чайковского, поделка «Мартинички в весеннем лесу», технологическая карта изготовления куклы, образец готовой куклы.
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, интерактивная доска, магнитофон.
Разрабатывая и проводя наш урок, мы попытались показать, как через межпредметное содержание можно выходить на личностные результаты, учитывая особенности возраста детей, ориентировать и мотивировать учащихся на осознанное восприятие красоты фольклорного искусства.
Ход урока
1. Блок музыки
Организационный момент
На экране видеопроектора – Приложение 1 Слайд 2 (картина И.Левитана «Март»)
– Здрав-ствуй-те де-ти (музыкальное приветствие
учителя).
– Здрав-ствуй-те (музыкальное приветствие детей).
– Сегодня на уроке вы будете петь, мастерить,
слушать.
– Кто может сказать какое сейчас время года?
(Весна)
– Правильно, а чему посвящена нынешняя неделя?
(Масленица)
– Молодцы. А что означает этот праздник?
(Масленица – праздник «Провода зимы»).
– Только на улице холодно и снег лежит. Наверное,
весна ещё не пришла, а мы можем её поторопить?
(звучат разные ответы, но этот вопрос является
основой урока – ответ, на который учитель должен
получить в конце урока).
– Кто из вас знает, как Весну приглашают? (Если
затрудняются сразу ответить, педагог
рассказывает сам).
Знакомство с новым материалом
С давних времен, после провода зимы, у каждого
народа был свой праздник «Встреча весны». До сих
пор эти праздники проводятся. В средней полосе –
это «Праздник тетёрки», «Праздник жаворонка», у
северных народов и на Ямале – «Праздник сороки»,
в Молдавии – «Праздник марцишор».
Встречая весну на утренней заре, дети выходили на
улицу, взбирались на пригорки и кликовали как
можно громче, чтобы их было слышно в окрестных
селах. В этот период петь было нельзя, поэтому не
пели, а зазывали Весну-красну закличками.
Мы сейчас с вами одну из русских народных песнок-закличек выучим. Приложение 1 Слайд 3 (текст заклички)
Жучик, ключик, паучок.
Прилети к нам куличок.
Виту-виту-виту-лай!
Принеси весну в наш край!
(Педагог с учениками поет по строчкам с повторениями).
На Украине заклички называли «веснянками» и это название перешло ко всем закличкам. Приложение 1 Слайд 4 (текст веснянки).
Выйди, выйди, Иваньку,
Заспивай нам веснянку.
Зимовали, не спивали,
Весну дожидали.
Давайте, мы эту веснянку тоже выучим.
(Педагог с учениками поет по строчкам с
повторениями).
Подготовка к прослушиванию музыки
Ребята, в прошлом году вы познакомились с двумя жанрами народных песен: колыбельной и плясовой, сегодня узнали еще об одном жанре – песне-закличке. А ведь народные мелодии композиторы часто использовали в своих произведениях. П.И.Чайковский, композитор, с которым вы хорошо знакомы, 3-ю часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром написал на тему веснянки.
Прослушивание музыки
Приложение 1 Слайд 5 (П.И.Чайковский концерт № 1 для фортепиано с оркестром 3-я часть).
2. Блок технологии
Месяц март — время встречи двух времен года,
праздник всегда украшают куклами
«мартиничками». Это изделие пришло к нам из
далеких времен, но широко используется у
некоторых народов и в наши дни. Внешний вид стал
немного другим, для его изготовления
использовали несколько другие материалы, но
приёмы работы сохранились.
Это не просто декоративное изделие, а
символическое изображение весны.
Название «мартинички» уже указывает, что
делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну,
приближали ее начало, праздновали и радовались
ее приходу. «Мартинички» прикалывали к
одежде, привязывали к пояскам, развешивали в
доме, во дворе и на ветвях деревьев. А рядом
ребятишки пели веснянки и играли с выпеченными
из теста небольшими птичками жаворонками. Приложение 1 Слайд 6
Традиционно весну закликали 21 марта. Время
праздника выбрано не случайно – это время
весеннего равноденствия.
«Мартинички» – это соединенные пояском две
куколки, скрученные из ниток – белая и красная,
мужская и женская Их вяжут парами: из белых и
красных ниток — белый цвет символ уходящей зимы,
а красный — символ весны и красного солнышка. Их
делают в виде сувениров и дарят на счастье,
прикрепляя, как украшения к одежде.
– Прежде чем приступить к работе, необходимо
повторить правила техники безопасности с
ножницами. Приложение 1 Слайд
7
– Для изготовления куклы нам понадобятся:
шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы,
шаблон из картона. Приложение 1
Слайд 8
Анализ образца: обсуждение приемов изготовления изделия
– Рассмотрите образец и схему изготовления
куклы (технологическая карта).
– Кукла делается из 2 пучков: один, пучок
побольше, из него получается туловище с головой и
ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка
получается путем стягивания пучков в нужных
местах цветной ниткой.
Обратите внимание: цветная нитка для
перевязывания пучков одновременно будет и
украшением. Она изображает ожерелье, поясок и
манжеты, других украшений мастер не делал.
– Ребята, вы сегодня будете работать в паре, у вас
на партах лежат наборы необходимых материалов
для девочки и мальчика. Выберите, кого вы будете
выполнять на уроке (второй набор убирается).
– Один из вас подготовит заготовку для туловища,
а второй для рук.
– Решите, кто будет готовить туловище, а кто руки.
3. Блок музыки
Физминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой),
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет. (Имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (сели).
4. Блок технологии
Практическая самостоятельная работа в малых группах
Начнем работу с наматывания 2 пучков ниток на картонную заготовку. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Один из вас готовит пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки наматываем нитку 25 витков. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась, но и провисать нитки не должны. Второй, наматывает нитку по короткой стороне 15 витков. Приложение 1 Слайд 9
Демонстрируем, помогаем отдельным ученикам индивидуально.
– Под верхний сгиб пропускаем нить и
завязываем на три узелка. Приложение
1 Слайд 10
– Отступаем немного вниз от узла и
обвязываем ниткой контрастного цвета, формируем
голову. Приложение 1 Слайд 11
– Снять моток с короткого шаблона, на
небольшом расстоянии от краёв мотка обвить и
завязать концы пряжей. Приложение
1 Слайд 12
– Разрезать пряжу по краям мотка,
получились руки.
Приложение 1 Слайд 13
– Расправить моток с головой и
продеть готовые руки.
Приложение 1 Слайд 14
– Ручки придвинуть к голове и
плотно перевязать пряжей в области пояса. Приложение 1 Слайд 15
– Нижний край тела куклы (мотка)
разрезать и расправить, получилась нижняя часть
куклы. Приложение 1 Слайд 16
– Для куклы мальчика, делим юбочку
на две равные части и формируем ножки. Приложение 1 Слайд 17
– Ребята, на праздник принято дарить подарки,
давайте, и мы с вами подарим наши «мартинички».
Выставка. Приложение 1 Слайд 18
Итог урока
5. Блок музыки
– Ребята, вы сегодня молодцы, успели и веснянки
выучить, и «мартиничку» сделать.
– Можем мы теперь ускорить приход весны? (Спеть
веснянку или закличку).
– Так давайте позовем весну и споем веснянку
«Выйди, выйди, Иваньку».
(Педагог с учениками поет веснянку).
– В каком произведении звучит эта веснянка?
(Концерт П.И.Чайковского).
– Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны,
хорошо слушали и работали. Наш урок не прошел
напрасно, вы узнали много нового и интересного о
встрече праздника весны.
Ученики выходят из кабинета под музыку песни
«Дружба» из м/ф «Маша и медведь».
Литература
1. «Жаворонушки». Русские песни, прибаутки,
скороговорки, считалки, сказки, игры. Составитель
Науменко Г. М. Москва, 1977 г.
2. Конышева Н.М. Технология. Секреты мастеров.
Учебник для 2 класса общеобразовательных
учреждений. ООО Издательство «Ассоциация 21век»
214004 г. Смоленск.
3. Конышева Н.М. Методические рекомендации к
учебнику «Технология», 2 класс. ООО Издательство
«Ассоциация 21 век» 214004 г. Смоленск.
4. Учебно-методический комплект: «Музыка» 2 класс
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Москва
«Просвещение» 2011 г.
5. Фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка» 2 класс MP3 ОАО «Издательство
«Просвещение» 2011 г.
6. Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка»2 класс, Москва «Просвещение» 2000 г
7. Интернет ресурсы:
сalendareveryday.ru
www.slav-seti.ru
http://www.nr2.ru
Страна мастеров Ихтиандра. Картинки мартиничек