Игра как средство обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельностью. В 6-летнем возрасте происходит смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке , сделать интересным и осмысленным даже самые элементарные высказывания.

Игровые технологии имеют различную направленность:

1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни. С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие исследователи называют новое учебное и психическое состояние обучаемых игровым состоянием. Оно характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет играющих для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи.

Целями игрового обучения школьников являются:

1) развитие мышления средствами иностранного языка;
2) повышение мотивации изучения предмета;
3) обеспечение личностного роста каждого участника игры, способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Игровая технология строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения , помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование. Часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Учащиеся действуют по игровым правилам (так в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли – например, ролевые игры: «Мой друг у меня в гостях», «В аэропорту», «Время завтрака», «За столом» и т.д.)

Дидактические функции игры реализуются через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

На уроках иностранного языка используются игры, способствующие обогащению и закреплению у детей лексического словаря, монологической и диалогической речи. Игры развивают память, внимание, логическое мышление.

Игровое обучение на иностранном языке, как указывают О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, строится на следующих методических принципах:

1) системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, который находит своё выражение в комплексной реализации коммуникативных, воспитательных, образовательных и развивающих целях обучения на основе

а) выделения коммуникативных сфер деятельности обучаемого в реальной жизни и моделирования речевых ситуаций;
б) в тщательном отборе на этой основе языкового и речевого материала;
в) в поэтапном обеспечении нарастающей коммуникативности с ориентацией на воспроизведение основных черт реальной коммуникации;
г) в комплексном развитии всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности;

2) оптимальное сочетание различных видов работы на основе использования игровых методов обучения иностранным языкам;

3) конструирование творческих видов работ по принципу от простого к сложному: от драматизации, импровизации к разыгрыванию микроэтюдов, макроэтюдов.

Процесс обучения через игру состоит из двух функционально связанных видов познавательных и предметных действий: действий обучающихся как субъектов, направленных на самостоятельное добывание знаний в процессе игровой познавательной деятельности, и действий преподавателя как субъекта, направленных на обучение обучающихся видам и формам коммуникативной направленности. Таким образом, игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность, предопределенную содержательностью отобранного материала.

Работая по УМК ‘Enjoy English” М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, а так же по УМК «Английский язык» О.В. Афонасьевой, И.В. Михеевой,  считаю, что использование игровых технологий обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает введение и закрепление языкового материала и способствует формированию соответствующих видов речевой деятельности, она приучает учащихся к тем психологическим усилиям, которые необходимы для усвоения иностранного языка . Игра вызывает интерес и активность детей, учитывает их индивидуальные способности, дает учащимся возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию. При изучении таких тем, как «Приветствие», «Я и моя семья», «Мои игрушки», «Мир моих увлечений», «Мой дом», «В магазине» по УМК «Enjoy English-1» М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной следует использовать фонетические  игры, игры для работы с алфавитом, лексические, грамматические.

Данные языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений. Использование игровых технологий дает возможность не только усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет запоминать все новое, что встречается в игре. Игра « помогает» учащимся побороть стеснительность (психологический барьер). Она посильна всем, даже слабо подготовленным ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности. В любой вид деятельности на уроках иностранного языка можно внести элемент игры, которая способствует обогащению, закреплению лексического словаря связной речи, закреплению грамматических навыков учащихся.

Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом

1) Запомните предметы. Цель запоминание и контроль лексики. Посмотрите на расположенные, на столе предметы в течение 1-2 мин., накройте их бумагой и назовите все предметы (менее подготовленные учащиеся пытаются их назвать), а более сильные записывают названия.

2) Предметы комнаты. Тренировка оборота there is/ there are.

а) назовите все предметы на рисунке, изображающем комнату (учащиеся, все учащиеся);
б) назовите эти предметы с использованием оборота при описании комнаты;
в) «слабые» учащиеся произносят и строят предложения при помощи карточек «алгоритмов», «памяток».

3) Игра «Достопримечательности города». Цель: тренировка употребления грамматики и лексики в вопросно-ответных диалогических единствах.

Опираясь на вопросы и используя список названий, ответьте на вопросы друзей о достопримечательностях города, который вы посетили.
Игры типа интервью для активизации навыков и умений в системе «диалог-монолог в диалоге».

4) Игра «Слова-изображения». Цель: семантическая дифференциация лексики.

Напишите слова, соответствующие следующим изображениям.

5) Игра «Что в коробке».  Цель: активация лексических навыков на основе использования предметной наглядности. Ход игры: у каждой пары учеников есть емкость с  каким-либо предметом. Играющие задают вопросы друг другу о форме, цвете, размере предмета, стараясь угадать его.

6) Игра «Управляемое интервью». Цель: активизация навыков и умений смыслового восприятия иноязычной речи на основе восстановления контекста иноязычных общений.

Ход игры: участвуют пары или группы учащихся. Каждая группа получает записанные на карточке тему и ответы на вопросы. Необходимо сформулировать соответствующие вопросы:

Ролевые игры.

В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с использованием роли разрабатывается модель- пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли (« обязательное содержание»).

1) Игра «Кто ответит на вопрос?»

Цель: Тренировка вопросно-ответных взаимодействий различного типа.

Ход игры: Всем участникам присваивают игровой номер. Каждый 2 раза бросает кубик: выпадает номер игрока и номер конверта с вопросом.

Игры на уроках английского языка во 2-5 классах

1) Бухта «БАБОЧЕК»

Teacher: Attention! Attention! Радиосигнал – SOS! В бухте «Бабочек» что-то случилось. Бабочки в опасности. Злой волшебник заколдовал их, они не могут летать! Надо их расколдовать. А в этом нам помогут волшебные ниточки и скрепочки.

Teacher: Let’s try to help them. (учащиеся соединяют разноцветные части бабочек при помощи ниток и скрепок)

TASK 1

Teacher: Ребята, а что ваши бабочки умеют делать? What can they do?
Pupil 1: My butterfly can fly and jump.
Pupil 2: My butterfly can dance and sing. (Etc)

TASK 2 (тренировка диалогической речи учащихся)

Teacher: А какие вопросы помогут нашим бабочкам больше узнать друг о друге?
Pupil 1: What is your name?
Pupil 2: What is your surname?
Pupil 3: Where do you live?
Pupil 4: How old are you?
Pupil 5: What is your favourite colour?

TASK 3

Teacher: А сейчас с помощью волшебства бабочек давайте расспросим друг друга.

2) Игра «Интервью» (учащиеся задают вопросы друг другу).

Pupil 1: Hello!
Pupil 2: Hi!
Pupil 1: What is your name?
Pupil 2: My name is Nastya.
Pupil 1: What is your surname?
Pupil 2: My surname is Pavlova.
Pupil 1: Where do you live?
Pupil 2: I live in Astrakhan.
Pupil 1: How old are you?
Pupil 2: I am 8 years old.
Pupil 1: What grade are you in?
Pupil 2: I am a student of the second grade.
Pupil 1: What is your favourite colour?
Pupil 2: It’s pink.
Pupil 1: Thank you very much. Good-bye!
Pupil 2: Good-bye! (Etc)

Фонетические игры во 2-3 классе

а) Игра «Фонетическая отработка звуков [ r ], [ m ], [u], [ ? ], [? ], [t ], [ w], [?], [d], [?]».

Teacher: Сейчас потренируем наши язычки. Mr.Tongue работал и устал [u-u-u-gud], отдохнул и обрадовался [m –m –m- m?n]. Mr.Tongue решил пригласить гостей. Надо убрать в комнате. Mr.Tongue решил выбить пыль из дивана [d-d-d-daun]. А теперь пыль из ковра [t-t-t-sit]. Пришли гости [? - ?- ? - n ?t]. Мr.Tongue обрадовался гостям [r-r-r-red]. Когда гости ушли, Mr.Tongue погасил свечку и лег спать [w-w-w-swim].

б) Фонетическая игра «Слышу – не слышу». Цель: формирование навыков фонетического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на две команды. Учитель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный … или …, обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки… или…, все поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

в) Фонетическая игра «Правильно – неправильно». Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонетического слуха.

Ход игры: учитель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определённые звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звука обучаемые поднимают руку с зелёной карточкой (флажком), при неправильном – руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчёта очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.

Лексические игры (2-3 класс)

1) Игра «На приёме у врача»

Teacher: Перед путешествием мы должны пройти медосмотр.
Teacher: I want to be a doctor. Answer my questions. Be very attentive, children. (тренировка грамматической структуры: Can you…? Yes, I can\No, I can’t; отработка лексики и глаголов движения).
Teacher: Vika, can you go?
Pupil 1: Yes, I can go.
Teacher: Nastya, can you fly?
Pupil 2: No, I can’t fly. (Etc.)

(verbs: to run, to swim, to climb, to read, to sit, to stand, to go, to draw, to sing, to jump, to write).

2) Игра «Цвета» Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность. Там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра – это:

1) деятельность;
2) мотивированность, отсутствие принуждения;
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
5) развитие психических способностей и функций;
6) « учение с увлечением»

Г.А.Китайгородская считает, что игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

Список используемой литературы:

1. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». Справочное пособие. Минск «Высшая школа», 2000г.
стр.191-192; стр.198-199;стр. 204; стр. 210-211.
2. Г.А.Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М., 1982.– стр.39-41.
3. Е.И.Пассов «Урок иностранного языка в средней школе».– Москва «Просвещение» 1988г. стр. 204-209.
4. О.А. Артемьева «Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности» – Тамбов, 2007. – с. 5-9.
5. И.В. Голышкина, З.А. Ефанова «Изучаем английский язык играя» 5-6 классы.– Волгоград, 2007.
6. Noomi Moir, Oxford basics for children “Starting and Endings Lessons”. – Oxford,UP-2009.