Урок окружающего мира с использованием регионального компонента по теме "Что такое деньги?". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Экономика

Класс: 3


Номер в теме. Введение нового материала.

Тип урока. Комбинированный.

Программа.  УМК «Школа России» под редакцией А. А. Плешакова

Форму урока составляли традиционные структурные компоненты.

Этапы урока:

Подготовительный этап урока: знакомство, деление на группы.
1. Организационный этап: подготовка к восприятию.
2. Актуализация знаний.
3. Работа по теме урока: групповая работа, постановка проблемных вопросов, практическая работа.
4. Релаксация и двигательная пауза для снятия эмоционального напряжения.
5. Работа по закреплению материала по теме урока: групповая работа, постановка проблемных вопросов, практическая работа.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия.

Использование педагогических технологий: диалоговое обучение, проблемное обучение, информационные технологии. 

Я выбрала метод учебного диалога, когда в ходе вопросов дети самостоятельно приходили к открытию новых понятий. Учитывая возраст детей, я использовала вопросы, стремилась к тому, чтобы дети давали обоснованные ответы  и,  используя научную терминологию, доказывали свои ответы.

Методы и приёмы: проблемный метод, объяснительно-иллюстративный метод, метод самостоятельной познавательной деятельности, работа в группах.

Положительные стороны: активность детей, общительность, интерес к изучаемому материалу. Задачи урока выполнены.

С целью раскрытия эмоциональных ресурсов, актуализации сферы эмоциональных переживаний были созданы ситуации, ориентированные на осознание, оценку, воспроизведение детьми различных эмоциональных состояний, использованы методы и приёмы актуализации эмоционального состояния, стимулирования их деятельности, словесные, примера.

На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися, введение новых для детей слов, для обогащения словарного запаса);
наглядные (термины, демонстрация презентации обучающего курса, просмотр фрагмента мультипликационного фильма);
практические (работа с раздаточным материалом: иллюстрации монет  разного достоинства).
по виду учебной деятельности:
поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач).

На  уроке  использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, парная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о том, что такое денежные единицы и их роли в жизни человека; познакомились с двумя способами обмена: «бартер» и «купля-продажа»; были введены новые понятия «деньги», «товар», «цена», «зарплата», «сбережения»; обратились к истории возникновения денег; формирование представлений о ценности денег.

Важным этапом каждого урока окружающего мира я считаю работу с учебником. На этом этапе я учу детей добывать новые знания из книги, чаще всего это проходит в форме самостоятельной работы. Чтение детей целенаправленно, они ищут ответы на поставленные вопросы.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. На случай непредвиденной ситуации были приготовлены запасные методические приемы (дидактическая игра, решение сюжетных задач по теме урока, работа со стихотворением и т. д.).

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение с учащимися было доброжелательным, доверительным.  

Данное занятие имеет яркую эмоциональную окраску. Использовались современные технологии: здоровьесберегающие, имитационно-ситуативные.

Здоровьесберегающие технологии. С целью повышения работоспособности и снятия утомления детей провела физкультминутки: дигательную, зрительную, звуковую. Так в ходе звуковой, ребята произносили звуки.

Звук /М/ – придает покой и любовь.
Звук /Н/ – улучшает работу мозга, творческие способности.
Звук /Ш/ –  успокаивает нервную систему.

Сочетание звуков – /А _ О _ УМ/ – выводит на высшие сферы. 
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок  соответствовал возрастным особенностям детей. Занятие было направлено на формирование у учащихся здорового образа жизни, на развитие личности, способствовало умению работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, математика, русский язык.

Цель урока: познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями, развивать речь учащихся, расширять кругозор, воспитывать бережливость

Задачи урока:

Образовательная: – вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран; – в процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена.

Развивающая:

– через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления;
– развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач;
– развивать диалогическую речь учащихся;
– способствовать развитию памяти, внимания учащихся;
– совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека.

Воспитательная:

– вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно – к труду своих одноклассников;
– способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет;
– поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы, связаны с предыдущими учебными занятиями, построены по введенному  ФГОСу.

В ходе урока ученики:

Характеристика класса: В классе обучаются 19 учащихся. На уроке присутствовало 17 учащихся.  Уровень сформированности общеучебных умений и навыков средний. 9 учащихся имеют оценки в четверти 4 и 5. Ниже среднего в классе составляет 21%. Класс находится на второй ступени развития и обучения. Чувство коллективизма развивается постепенно, вследствие этого стараюсь в процессе  уроков вводить разные формы работы, в том числе вариантную, групповую, парную.

Характеристика деятельности учащихся

  • Характеризовать виды обмена между товарами (бартер и купля – продажа) 
  • Раскрывать роль денег в экономике 
  • Различать денежные единицы разных стран 
  • Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их     
  • Работать с  терминологическим словарем
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Актуализируют:
– представления об особенностях товарно–денежных отношений;
– знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
– представления о денежных единицах разных стран;
– представления о функциях денег в жизни человека.
Приобретают:
– представления о том, что такое деньги;
– знания, расширяющие кругозор в области товарно–денежных отношений; 
– умения устанавливать причинно–следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
– умения сравнивать анализируемые понятия: “обмен”, “купля–продажа”;
– представления о самых первых денежных средствах на Руси.
Закрепляют:
– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

Необходимое оборудование и материалы:

– Компьютеры – 1 шт. для учителя,
– Мультимедийный экран.
– Презентация “Что такое деньги?”
– российские монеты (современные, устаревшие); 
– иллюстрации бумажных денег;
– карточки для практической работы;
– Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2010  г.
– Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2010 г.
– Элекронное  приложение к учебнику  А А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс. 2012 г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Повторение домашнего задания. Работа по вариантам.
Запиши по одному слову названия отрасли промышленности.  Проверка: Называет один учащийся с каждого варианта.
Что производит ваша отрасль? А теперь вы задайте вопрос, связанный с этой темой. Спросите его у своего одноклассника.  Проблемный вопрос. Для кого эти товары? Что с ними делать? Что для этого нужно?

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний учащихся

Презентация. Слайд 1 Демонстрация фрагмента учебного фильма по теме «Что такое деньги» в разделе «Экономика» в элекронном приложении к учебнику.
Работа в паре. Доскажи словечко. Приложение 1:  Карточка №1.  О чем мы сегодня будем говорить? А что бы вы хотели узнать про деньги?
Слайд 2  Для чего они нужны? Так что такое деньги?

III. Введение новой темы

Слайд 3 Несколько тысяч лет назад люди не знали что такое деньги. Они просто обменивались лишними товарами. Но ценность товаров была  разная. Например –  за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен люди придумали деньги. Одними из первых денег были раковины каури, за одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Слово «рубль» произошло от слова «рубить». Со временем стали делать надписи на кусочках металла. Первые копейки появились в России в XYI веке – в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного. Но купцам – торговцам было неудобно возить с собой такой груз. Люди придумали выход – золото сдавали в банк, а брали в дорогу бумажные расписки на это золото. Так появились бумажные деньги. Поэтому и говорят, что деньги – особый товар.

Слайд 4

В нашем Приморском крае, в котором мы проживаем с вами, жили древние государства. У них в обиходе тоже были деньги. Об этом говорят археологические находки.
Про эти находки расскажет Ким Владислав:
Находки относятся к государству  Бохай (698-926 гг.) и Золотой империи чжурчжэней 1115-1234 гг.Чжурчжэни — древний народ, который жил на территории современного Приморья в X-XIII веках. Среди их занятий — земледелие, скотоводство, ремесленное производство, а также торговля с Китаем и Японией.

Слайд 5

С Китаем и Японией и в наши дни  Приморский край дружит и обменивается товарами.
Основным товаром Приморского края для продажи является лес, а покупаем  из Японии – машины, а из Китая разнообразные товары.

Слайд 6

Старинные монеты рассказывают много о прошлом разных стран. «Нумисма» – это латинское слово «Монета». Люди, которые коллекционируют и изучают такие монеты, называются – нумизматы.

Слайд 7

Каждая монета состоит из частей, которые имеют свои названия.

Слайд 8

Работа с учебником. Работаем в паре. Приложение №2. Карточка №2.  У вас есть карточки, в них напишите названия сторон монеты. В этом поможет вам страница 70. 
Практическая работа. Взаимопроверка.  Проверьте работу с экраном компьютера . Вот эта монета выпущена Банком России в обращение в 2012 году.

Слайд 9 Центральным Банком    Российской Федерации   выпускаются  серии памятных монет из недрагоценных металлов, монеты предназначены для сферы обращения, эти монеты являются законными платежными средствами на всей территории России.
На декабрь 2012 года  в данной серии 33 разновидности монет.
На одной из таких монет изображен символ нашего Приморского края – это герб Приморского края.

Слайд 10 Анализ. Как вы думаете? Какие деньги лучше: монеты или банкноты? (Сравнительная таблица в Презентации)

Вывод: Деньги всякие важны

Слайды 11, 12, 13 Денежные единицы. В России это рубль, в С Ш А – доллар, в странах Европы – евро.  В домашнем задании вам нужно будет вырезать из приложения и наклеить  денежные единицы разных стран в тетради, а на следующем уроке проверим правильность выполнения с помощью компьютера.

 IV. Физминутка

Буратино потянулся, 
Раз нагнулся, два нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Монетки, видно не нашел. 
Чтоб монетки нам достать 
Надо на носочки встать. 
С кустика достать монетку, 
Закопать их в поле редко.

Слайд 14. Физминутка для глаз, но с заданием.  Посчитайте глазками, сколько раз подбрасывает Буратино монетку и умножьте на 10. Какое получилось число в ответе?

Слайд 15, 16   Практическая работа.  Способы обмена. Приложение 3: Карточка №3 и №4 Практическая работа в группе. Надо обсудить и выполнить задание.  Вспомните правила работы в группе. Работать дружно и коллективно.

15  Ответь: Бартер –  это прямой обмен одних товаров (или услуг) на другие. (тезисы в презентации)
16   Купля – продажа –  это такой обмен, в котором участвуют деньги. (тезисы в презентации). Вывод: Обмен можно совершить двумя способами
Во время самостоятельной работы учащимуся с уровнем выше среднего дано задание «Найди и покажи классу коллекцию «старинных» денег в информационной сети Интернет. (Учащийся с этой работой справился)

Слайд 17: Сбережения Сбережение – часть дохода домохозяйств, после уплаты налогов, который,  не используется на приобретение потребительских товаров. Что делает человек?  Банковские счета  Акции Пластиковые карточки  Банковские ячейки  Дома  Вывод :  на пластиковой карточке – в любое время можно снять на   необходимые расходы
Слайд 18:  Современные деньги.  Пластиковые карточки прочно и надолго вошли в нашу жизнь. Карта – это платежный инструмент.  Одним словом, пластиковые карты  применяются везде. Коллектив учителей тоже имеет пластиковые карты. Вот такого образца. Для применения пластиковых карт необходимы банкоматы.
Слайд 19:  Екатериновка И в нашем селе есть современные банкоматы, с их помощью мы можем произвести оплату за телефон и другие квитанции.
Слайд 20:  А что в народе говорят про деньги?
Работа в группе.  Собери пословицу. (задание представлено на карточках)

Проверка.

V. Закрепление изученного

Слайд 21. Работа с тетрадью. Страница  38  задание 1
Сегодня у нас в распоряжении бумажные деньги и монеты. Их выпускает правительство, и все люди принимают и используют их.  Мы можем сделать четыре важные вещи с помощью  денег. Во-первых,  с помощью денег  можем вести обмен, торговлю. Во-вторых,  деньги – это мера ценности. В-третьих,  деньги – это запас ценности.  В-четвертых,  деньги служат основой будущих платежей

 VI  Итог урока. Рефлексия. 
Слайд 22. Больше всего мне понравилось …  Ответы учащихся.  Каждый из вас оценит сам свою работу на уроке и  возьмет себе  с оценкой «3»  белую монетку, с  оценкой «4»  зеленую монетку, с  оценкой «5»  желтую (золотую)  монетку.

Домашнее задание. Прочитать с. 68-72 в учебнике, ответить на вопросы. Тетрадь – с. 38-39, в. 3

Слайд  23. На следующем уроке познакомимся с вопросами государственного бюджета.

Использованные источники и литература:

П– Дмитриева О.И. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 3 класс: Вариативность изучения тем. Тесты, практические проверочные работы и др.: Новый комплект уроков. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Просвещение, 2010 г.
– Арефьева И.П., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. – Международный институт развития “ЭкоПро”, 2008 г.
– www.liveinternet.ru/
– http://enc.lib.rus.ec/bse/008/103/878.htm
– http://www.happy-school.ru/publ/12-1-0-543
– http://www.russianshanghai.com/articles/china/post2239
– http://www.animalpix.ru/down/abc/cow/29/300/