План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Игра-викторина "Клуб знатоков сказок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Задачи:

Социализация.

  • Формировать проявление активности, самостоятельности, творчества на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

Познание.

  • Обобщить знания детей по правилам дорожного движения.

Коммуникация.

  • Развивать умение строить общение со сверстниками.
  • Развивать навыки пересказывания отдельных эпизодов сказки.

Безопасность.

  • Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
  • Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту и на улице.
  • Закрепить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья человека, помочь им самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Здоровье.

  • Закрепить представления о том, как поддерживать и сохранять свое здоровье.

Чтение художественной литературы.

  • Развивать умение анализировать содержание сказки.
  • Развивать литературную речь.
  • Закрепить представления об особенностях сказки.

Методы и приемы:  наглядные (просмотр видеозаписей*, иллюстрации), словесные (вопросы, ответы), игровые (дидактические игры, игровые упражнения).

Материалы и оборудование: ноутбук, звуковая юла со стрелкой, конверты с номерами вопросов, инструменты настоящие и игрушки (игла, ножницы, отвертка и т. п.), большой мяч, табло с цифрами 0, 1, 2, 3, 4.

Предварительная работа: чтение сказок: «Спящая красавица», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Петушок – золотой гребешок», «Белоснежка», «Петушок и бобовое зернышко», К. Чуковский «Доктор Айболит»; беседы: Т.Б. при работе с «опасными предметами», безопасное поведение при общении с незнакомыми людьми; знакомство с правилами поведения за столом во время приема пищи, с дорожными знаками, с правилами безопасного поведения на дороге в качестве пешехода.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая Дидактические игры: «Угадай-ка», «Что лишнее».
Двигательная Игровые упражнения: «Можно – нельзя», «Лучший пешеход».
Коммуникативная Вопросы, речевые ситуации, пересказ отдельных эпизодов.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1 Воспитатель спрашивает детей, любят ли они сказки. Почему?
Что такое «главная мысль произведения?

Предлагает детям  организовать  игру-викторину  знатоков сказок: «Сказочный калейдоскоп» с родителями. Команда родителей будет задавать детям-знатокам  видеовопросы* (ноутбук). Дети отвечают.  После каждого ответа на табло будет появляться счёт игры. Тема сегодняшней игры «Безопасное поведение» Что означают эти слова?».

Предлагает занять места за игровым столом, выбрать капитана команды.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
Главная мысль произведения – то, что хотел сказать автор, «урок», который нужно запомнить.

Безопасное поведение – умение беречь своё здоровье, вести себя в разных ситуациях правильно, чтобы ему не навредить.

Дети рассаживаются за круглый стол, где в середине стоит юла со стрелкой и по окружности разложены конверты с номерами вопросов.

Демонстрируют интерес к последующей деятельности. Определена цель деятельности.
2 Итак, начинаем игру.

Воспитатель включает видеозапись* с вопросом первого родителя: «Внимание – вопрос!» Демонстрация первого видеоролика. На столе стоит шкатулка, в которой находится веретено. Родитель: «Добрый день, ребята! Меня зовут …, я мама … (имя ребёнка). Вы любите сказки и, конечно же, многие из них вам знакомы. Уважаемые знатоки, у меня к вам вопрос: «Что за предмет находиться в этой шкатулке? Из –за этого предмета уснуло большое количество людей.»
После ответа «знатоков: «Внимание, правильный ответ!», включает  продолжение записи: «Посмотрим, что лежит в шкатулке (открывает шкатулку, достает веретено). Это веретено из сказки … «Спящая красавица» (показ иллюстрации этой сказки).

Дети запускают волчок  и открывают тот конверт, на который указала стрелка.
Дети думают, рассуждают, обсуждают возможные варианты, выбирают оптимальный.
Формулируют правило – с острыми предметами нужно обращаться осторожно. Ничего опасного в самом предмете нет, если с ним правильно работать. Был неосторожен – поранился, а в сказке неосторожное обращение привело к исполнению умысла злой волшебницы.
Капитан называет игрока, который даёт итоговый вариант ответа.

Счёт на табло 1 : 0

 Выделяют главную мысль произведения. Имеют представления о последствиях неосторожного обращения с «опасными» предметами.
3 Воспитатель предлагает детям игру   «Что лишнее». Дети находят и называют «опасный» предмет в группе, предложенных воспитателем, объясняют свой выбор, правила работы с этим предметом. Выделяют потенциально опасные предметы из группы предложенных.
4 Воспитатель включает видео* со вторым вопросом.  Родитель: «Добрый день, уважаемые знатоки. Меня зовут …, я мама … (имя ребёнка). Это  дом, где живёт наша семья (показ квартиры). Мы очень любим встречать гостей. Но иногда в дверь звонят незнакомцы. (Звонок в дверь.) Кто–то звонит. Интересно, что делать, если ты дома остался один или одна, никого из взрослых нет? Как вы думаете?»

Воспитатель: «Внимание – правильный ответ», включает продолжение записи после ответа команды знатоков: «Я думаю, вы ответили правильно: нельзя подходить и открывать дверь».

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых герои нарушили это правило и чем всё закончилось.

Дети слушают вопрос, обсуждают предложенную ситуацию.

Формулируют ответ: нельзя подходить к двери и открывать её.

Счёт на табло: 2 : 0
Дети вспоминают и называют сказки: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Петушок – золотой гребешок», «Белоснежка», рассказывают о последствиях нарушения правила.

Имеют представления о безопасном поведении при общении с незнакомыми людьми.
5 Воспитатель: «Внимание на экран – следующий  вопрос», демонстрация видеозаписи*. Родитель сидит за накрытым столом: «Доброго вам здоровья! Меня зовут ...  Вы уже позавтракали? И я накрыла стол к завтраку. А вы знаете, что при приеме пищи надо соблюдать правила поведения за столом, чтобы уберечь себя от неприятностей? Только не все эти правила знают. Назовите героя сказки, который нарушил эти правила».

Продолжение видеозаписи*: «Конечно же, это петушок из сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитатель предлагает игру «Можно – нельзя».

Дети обдумывают вопрос, предлагают свои варианты ответа, аргументируя их (что происходило с героями, почему так случилось, чем закончилось).

Капитан команды выбирает игрока, который будет отвечать.

Дети встают в круг и передают мяч друг другу, называя правила поведения за столом, что можно и нельзя.
Счёт на табло 3 : 0

Обладают знаниями безопасного поведения за столом.
6 Воспитатель: «Внимание на экран». Родитель листает книгу сказок: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут …, я мама ... Когда я была маленькая, я очень любила слушать, читать сказки и рассматривать картинки в книжках». Читает отрывок: «И прибежала зайчиха и закричала: «Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвай. Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай. Он бежал по дорожке и, ему перерезало ножки. И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой». Из какого произведения этот зайчик, и, кто автор этой грустной истории?»

Воспитатель включает видеоответ*: «Посмотрите, правильно ли вы ответили на мой вопрос (показ книги и иллюстрации к этому отрывку). Это сказка К.Чуковского «Доктор Айболит»

Дети смотрят видеозапись*, слушают вопрос, вспоминают похожие сюжеты, обсуждают, вспоминают автора, дают ответ: К.И.Чуковский «Доктор Айболит»

 

Счёт на табло 4:0

Формулируют правила безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, правил перехода через дорогу.
7 Воспитатель просит детей вспомнить  правила перехода через улицу.

 

 

Воспитатель предлагает игру «Лучший пешеход».

Дети вспоминают, называют правила перехода: только на зелёный сигнал светофора (для пешеходов) по дорожной разметке (зебре), при двухстороннем движении сначала смотрим налево, а, дойдя до середины дороги –  направо.
Дети на зеленый сигнал «светофора» маршируют, на желтый – хлопают в ладоши, на красный – замирают.
8 Воспитатель обращает внимание детей на результаты игры, подводит их к главному выводу. Дети смотрят на табло, отмечают результаты игры. Формулируют  мысль о том, что только собственные знания помогли им одержать победу в игре. Но это необычная победа, она свидетельствует о том, что дети знают, как уберечь своё здоровье от возможных неприятностей. Делают выводы на основе результатов, полученных в игре – викторине. Демонстрируют радость от победы в игре.

Итоговое мероприятие: презентация проекта «Берегиня».

*Примечание. Видеоматериалы викторины спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.