Урок истории по теме "Общественное движение в России в 80–90-е годы XIX века". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с основами марксистского учения, которые определят развитие России в ХХ века;
  • выяснить особенности развития либерального и консервативных движений в это время.
  • Развивающие:
  • развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей,  сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
  • Воспитательные:
  • воспитание патриотизма через рассмотрение отношения либералов, консерваторов, революционеров и марксистов к своей стране и их борьбу за процветание России.

Оборудование: Презентация по данной теме, портреты, учебник.

Термины: марксизм, теория «малых дел», либеральное народничество.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания;
  2. Кризис революционного народничества;
  3. Либеральное движение;
  4. Распространение марксизма в России;
  5. Консерваторы;
  6. Выводы.

ХОД УРОКА

Время

Действия учителя

1-1,5 мин. 1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

Здравствуйте!
Ребята, на прошлом занятии мы прошли тему «Перемены в экономике и социальном строе» и разобрали основные цели экономической политики Александра III , деятельность Н.Х. Бунге, экономическую политику И. А. Вышнеградского и С.Ю. Витте, сельское хозяйство, социальную структуру пореформенного общества и я просила Вас подготовиться к историческому диктанту.

14 мин. 3. Проверка домашнего задания

4. Исторический диктант

  1. Исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков. (Винная монополия)
  2. Роспись расходов и доходов государства на определенный срок. (Бюджет)
  3. Рабочие (синоним). (Пролетариат)
  4. Владельцы капитала, собственники орудий труда, использующие наемный труд. (Буржуазия)
  5. Отрасль промышленности, энергично развивающаяся в районе Баку и Грозного. (Нефтяная)
  6. Платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в общегосударственный и местный бюджет. (Налоги)
  7. Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности. (Протекционизм)
  8. Взыскания с рабочих за опоздание, выпуск некачественной продукции. (Штраф)
  9. Министр финансов, который был инициатором постройки Транссибирской магистрали. (С.Ю. Витте)
  10. Наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления. (Косвенные налоги)
25 мин. 5. Объяснение нового материала

– Итак, ребята, мы с вами еще раз вспомнили социально-экономическое развитие страны при Александре III. Таким образом, активная экономическая политика Александра позволила укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. Из аграрной Россия превращалась в аграрно-индустриальную державу. В стране происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп  общества по экономическому признаку, что также повлияло и на развитие общественного движения в 80-90-е гг. Итак,  тема нашего сегодняшнего урока звучит так – «Общественное движение 80-90-х гг.». Откройте тетради и запишите тему урока. Целью урока является дальнейшее ознакомление с общественным движением в 80-90-е гг. ХIХ века. Для достижения данной цели будем работать по следующему  плану: изучение кризиса революционного народничества,  либерального и консервативного движения, а также распространения марксизма в России.

Рассказ учителя о кризисе революционного народничества.

В первые дни царствования Александра III люди, пользовавшиеся большинством нравственным авторитетом, сначала писатель Л. Н. Толстой, а в след за ним историк К.Д. Кавелин и философ В.С. Соловьев – высказали идею о необходимости помиловать цареубийц. ( портреты по слайдам). По их мнению, это обезоружило обезоружило бы революционеров морально и тем самым положило бы конец ожесточению в обществе. Но Александр не счел возможным оставить смерть отца без отмщения. 3 апреля 1881 г. состоялась публичная казнь террористов
После убийства Александра II один из участников покушения, Н. И. Рысаков, выдал полиции всех своих соратников.

– Ребята, в каком году и кем произошло покушение на Александра 2, в результате чего он погиб? (1 марта 1881 года, И.И. Гриневицкий)
Петербургская организация была «Народная воля» была разгромлена полицией. Убедившись, что надежды на революцию не оправдались, исполнительный комитет 10 марта 1881 года обратился с письмом к Александру 3, обещая прекратить террор в обмен на конституцию.
Осенью 1882 года 56 членов организации «Земля и воля» оказались в Шлиссельбургской крепости, а в 1886 году были казнены. (иллюстрация на стр. 251).
Убийство Александра II изменило атмосферу в обществе.

– Ребята, подумайте, было ли в требованиях представителей радикального и либерального движений что-либо общее? как событие 1881 года могло повлиять на либеральное движение?  (Общее – требование представительного правления, введения демократических свобод. Но после убийства Александра 2 выступить с такими же идеями означало проявлять некоторую солидарность с убийцами императора, поддерживать их требования).
При Александре III вновь назначенный на пост министра внутренних дел Д.А. Толстой повел новое наступление на земства. Прекратил существование «Земский союз». В этих  условиях либеральное движение принимает новые формы. От политических вопросов его внимание обращается к проблемам человека, отдельной личности, что ярко выражено в литературных произведениях таких писателей, как В.Г. Короленко, М.Е. Салтыков-Щедрин и т.д. на смену конституционных требований приходит идея «незаметного служения», теория «малых дел».
– Как вы думаете, в чем заключалась эта теория? (деятельность учителей, врачей, агрономов  –  их повседневная, кропотливая работа, способствующая улучшению жизни народа, помогающая ему освободиться от безграмотности, нищеты, невежества).
– Ребята, а не напоминает ли вам такая деятельность какие-либо события, происходившие ранее? Вот именно.
– Значит в стране возникло народничество, только уже либеральное. В 80-е гг. одним из центров либерального движения стало Вольное Экономическое общество. Другим центром – основанное в 1883 г. в память Н.И. Пирогова Общество русских врачей. Однако либеральное движение пошло на спад. События начала 1880-х гг., уход с политической арены либералов, способствовали тому, что консерватизм становится ведущим направлением правительственной политики, влияние либеральных идей на выработку этого курса резко сокращается.
– Вспомните, основные идеи консерваторов. (Сохранение абсолютной монархии, предотвращение всяких попыток реформ)
– Главным идеологом консерватизма был К.П. Победоносцев. Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания М.Н. Каткова. Они решили сплотить общество при помощи идеи русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они пытались доказать, что тысячелетнее развитие России в условиях отсутствия тесных связей с западной Европой, обширность территории и многонациональный состав населения сделали невозможным переделку страны по западноевропейскому образцу, как предлагали либералы.
– Давайте рассмотрим основные консервативные организации, которые были созданы в то время.
Летом 1881 года в Петербурге была основана тайная организация «Священная дружина» во главе с П.П. Шуваловым.
В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.
– Как вы думаете, а как же сам император относился к таким организациям? (Он считал, что существование организаций, стоящих на страже самодержавия, свидетельствует о слабости власти).
– Поэтому «Священная дружина» в 1883 году была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.
– Ребята, кроме этих течений в России возникает еще одно течение – марксистское. А что же такое марксизм? Давайте послушаем доклад вашей одноклассницы и  запишем в тетради определение.
– Марксизм – это… (Система теоретических взглядов немецких ученых К. Маркса и Ф. Энгельса, который был призван в совокупности своих идей и положений призван доказать необходимость и неизбежность коммунизма как высшей общественной формации)
– Разгром российских организаций вынудил уцелевших народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Там они начали искать новые теории для продолжения революционной деятельности.
В Европе в тот период росла популярность марксизма. Критика капитализма и революционные идеи марксистской теории были знакомы русским народникам. А марксистская надежда на пролетариат окончательно избавила многих из них от веры в революционные возможности крестьянства и социалистическую сущность общины.
Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г.В. Плеханов. На стр. 253 вы можете увидеть его портрет. (смотрят). После раскола «Земли и воли» он возглавил организацию «Черный передел», ставившую своей задачей продолжение пропагандистской и агитационной работы в народе. Однако в январе 1880 г., оказавшись под угрозой ареста, вынужден был уехать в Швейцарию.
Ребята, а в каком году произошел раздел «Земли и воли»? какая еще организация была создана кроме «Черного передела»?  (1879, «Народная воля»)
За границей Плеханов объединил своих единомышленников –  В.И. Засулич, П.Б. Аксельрода, В.Н. Игнатова –  в группу «Освобождение труда».
Задание. Давайте посмотрим по слайдам таблицу и выясним какие же цели ставила эта организация и какими методами хотела достичь?
Также эта небольшая организация за 20 лет выпустила 250 переводов и оригинальных марксистских работ, которые расходились по всей России. Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружков по изучению марксизма. Примеры этих организаций вы можете увидеть по таблице на слайде.

Выводы. В 80-90 е гг. произошла перегруппировка общественно-политических сил России. В революционном движении ослабли позиции народников, появились первые марксистские организации. Усилилась роль консерваторов, многие идеи которых легли в основу правительственной политики. Влияние либералов на общественно-политическую жизнь страны значительно уменьшилось.

Домашнее задание: п.30