Цель: способствовать активизации интереса обучающихся к истории Родины, к людям, вписавшим в историю России особые страницы своим научным подвигом и целеустремленной деятельностью
Задачи:
- содействовать популяризации имени великого русского ученого Д.И. Менделеева среди молодежи;
- способствовать интересу к изучению жизни и деятельности Д.И.Менделеева для понимания значимости его вклада в отечественную и мировую науку;
- развивать навыки исследовательской деятельности, грамотного оформления исследовательской работы;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- развивать способности выступления перед аудиторией;
- патриотическое воспитание через изучение и осмысление научного наследия Д.И. Менделеева.
I. Подготовительный этап
Учащимся 8-11 классов были предложены направления исследовательских работ к 180- летию со дня рождения Д.И.Менделеева.
Направления исследований:
1. Малая Родина великого ученого.
2. Семья в жизни Д.И.Менделеева.
3. История открытия и экспериментального
подтверждения периодического закона.
4. Интересы и увлечения Д.И.Менделеева.
5. Вклад Д.И. Менделеева в развитие российской
промышленности.
6. Д.И. Менделеев и метрология.
7. Д.И. Менделеев – создатель русского
химического общества.
8. Заграничная деятельность Д.И.Менделеева.
9. Международные контакты и признание заслуг Д.И.
Менделеева.
10. Д.И. Менделеев в Боблово.
1. Обсуждение с учащимися тем исследований.
2. Консультации для ознакомления с требованиями к оформлению работ.
Темы исследований определялись авторами и могли касаться любых вопросов разнообразной научной деятельности Д.И.Менделеева. Индивидуально осуществлялся выбор тем, обсуждение плана проведения исследования, этапы работы с информационными источниками, анализ результатов, подготовка и оформление работ. Была организована поездка в музей – усадьбу Д.И.Менделеева в Боблово, которая способствовала развитию интереса учащихся к жизни и деятельности великого русского ученого. Вместе с учащимися 10-х классов составлен план проведения конференции.
Оформление зала к конференции
- портрет Д.И. Менделеева;
- выставка книг, статей о Д.И. Менделееве, исследовательских работ, посвященных Д.И. Менделееву;
- газеты, выпущенные учащимися о Д.И.Менделееве.
План проведения конференции
- Показ кинофильма «Менделеев» студии Леннаучфильм, 1981
- Вступительное слово ведущего о порядке проведения конференции
- Представление членов жюри
- Выступления учащихся
- Подведение итогов, награждение
II. Проведение конференции
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ
Ведущий. В книгу истории развития человеческих знаний вписано немало подвигов. Величие научного подвига Д.И. Менделеева не меркнет со временем. К сожалению, мы очень мало знаем об этом гениальном человеке. Сегодня нам представился случай встретиться с интересными людьми, заслушать выступления о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, расширить свои знания о великом ученом. «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.) и других сопредельных с химией и физикой дисциплин, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве…» – такую характеристику дал Д.И. Менделееву Лев Александрович Чугаев [1]. Д.И. Менделеев не любил, когда его называли гением. Он отвечал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений» [3]. Менделеев был уникальным человеком во всех отношениях, и каждый обязан знать и помнить, как много Дмитрий Иванович сделал для человечества! Великий учёный, государственный и общественный деятель, патриот, он многое успел за 55 лет творческой жизни. Результаты его деятельности оказали огромное влияние на многие стороны интеллектуальной и материальной жизни страны.
Выступления учащихся
В работе «Семья в жизни Д.И.Менделеева» автор выяснил место семьи в жизни Д.И. Менделеева, влияние семьи на становление ученого и его дальнейшую научную деятельность. Знакомство с детством Д.И.Менделеева с точки зрения отношений в его семье и воспитания; изучение деятельности Д.И.Менделеева в разные периоды его жизни;исследование особенностей взаимоотношения Д.И. Менделеева с детьми, позволило сделать вывод о важности семьи и родственных отношений для Д.И. Менделеева.
Особое внимание присутствующих вызвала работа по теме «Интересы и увлечения Д.И.Менделеева. Авторы исследовали интересы и увлечения Д.И. Менделеева в различных сферах: были определены предпочтения Д.И.Менделеева в науке, рассмотрены интересы и увлечения ученого в жизни, личные привязанности Д.И. Менделеева. Рассмотрев многие из увлечений и интересов великого учёного, учащиеся выяснили, насколько разносторонней личностью был этот замечательный человек. Интересуясь точными науками, он не оставлял без внимания и духовное развитие. Будучи по натуре увлекающимся человеком, Дмитрий Иванович всю жизнь работал, но не по необходимости, а по велению души. Труд Дмитрий Иванович ставил превыше всего, находя в нём вдохновение и не представляя своей жизни без дела. Менделеев всегда был увлечен разнообразными идеями и проектами, настойчиво претворял их в жизнь. Подробное исследование увлечений помогло лучше узнать Д.И.Менделеева, как человека. Ведь творческий человек – всегда увлеченный человек. Закончили выступление замечательными словами академика Ю.А. Овчинникова: «Разносторонность интересов, умение везде оставить печать своего таланта, какая-то удивительная способность внешне легко достигать подлинных высот в познании предмета, несомненно, роднят его с Леонардо да Винчи, Михаилом Васильевичем Ломоносовым...» [3].
Учащиеся 8-х и 10-х классов посетили с экскурсией музей – усадьбу Д.И.Менделеева в Боблово, поэтому очень увлекательным получилось выступление по теме «Знакомство с Менделеевским Боблово». Целью данной работы стало освещение научной деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева в Боблове, изучение его деятельности по созданию основ российской агрохимии. Учащиеся узнали, что именно гипотезы, опыты и исследования Менделеева послужили началом нового направления в этой науке, дали начало комплексному использованию органических и минеральных удобрений. Для достижения цели автором поставлены и решены следующие задачи: посещение музея-усадьбы Д.И.Менделеева в Боблове; анализ первоисточников и изданий, посвященных данной тематике; составление схем, таблиц, диаграмм по результатам опытов в области агрохимии.
Выполняя исследование по теме «Д.И.Менделеев и освоение Крайнего Севера», учащиеся выяснили вклад Д.И. Менделеева в развитие Крайнего Севера и судостроения в России; рассмотрели предложение Менделеева об экспедиции по Северному Ледовитому океану через Северный полюс; изучили экономические и политические аспекты освоения Крайнего Севера в конце XIX – начале XX века и в настоящее время.
Представляя работу «Д.И.Менделеев и метрология», автор показал зависимость внимания, которое Менделеев уделял методике и точности измерений и успеха большинства его научных работ. По мнению автора, обращение Дмитрия Ивановича к метрологии было вполне закономерным. Точности требовали абсолютно все исследования Д.И.Менделеева и научные эксперименты, подтверждая правило, которое он сформулировал в своем знаменитом высказывании: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры»[3]. Как человек широчайшего кругозора, отчетливо представляющий механизмы общественного развития, Дмитрий Иванович был убежден, что метрология на хорошей организационной и законодательной основе может и должна эффективно содействовать развитию экономики России.
Тематика следующих выступлений:
- Д.И. Менделеев – патриот своей Родины
- Вклад Д.И.Менделеева в российскую промышленность
- Д.И. Менделеев и проблемы переработки нефти.
- Международные контакты и признание заслуг Д.И. Менделеева.
- Тверская земля в жизни Д.И. Менделеева.
- Д.И.Менделеев и Всемирные выставки.
- Д.И. Менделеев – ученик и учитель.
- Заветы Д.И. Менделеева молодежи.
- Работы Д.И. Менделеева и современность.
- Д.И. Менделеев о труде, работе и трудовом воспитании.
Ведущий. Д.И. Менделеев – уникальная, многогранная, самобытная личность, сочетающая в себе огромные природные дарования, оригинальное мышление, титаническое трудолюбие, необыкновенные человеческие качества, результатом которых явились многочисленные его труды. Дмитрий Иванович прожил долгую и интересную жизнь, наполненную истинной заботой о благосостоянии России. Патриотизм Д.И.Менделеева, его вера в возрождение России через собственный кропотливый труд, являются примером для нынешнего поколения. На слайде демонстрируются слова академика Ю. А. Овчинникова из доклада на юбилейном Менделеевском съезде в 1984 году: «Имя Д. И. Менделеева бессмертно. Личность его легендарна, а подвиг научный благодарное человечество не забудет никогда. Жизнь великого человека всегда достойна подражания... И пусть будет для нас примером, пусть вдохновляет нас во всех делах на благо Родины и народа, во имя прогресса и мира на земле величественная фигура гениального учёного, творца главного закона современной химии, славного сына и гражданина земли русской, нашего соотечественника Дмитрия Ивановича Менделеева».
III. Подведение итогов, награждение
Литература:
1. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников.
— М.: Атомиздат, 1973.
2. Менделеев Д. И. Заветные мысли. — М.: Мысль,
1995.
3. Писаржевский О. Дмитрий Иванович
Менделеев. М.: Молодая гвардия, 1949.