Интегрированный урок (география + обществоведение) по теме "Охранять природу – значит охранять жизнь". 6-й класс

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология

Класс: 6


Земля – наш Дом.
И летом, и зимой,
И осенью, весной
Земля – наш Дом.
Задумайся о том!

Цели и задачи:

– познакомить обучающихся с понятием биосфера, экологическими проблемами;
– учить детей решать проблемы исходя из собственного опыта;
– закрепить навыки бережного отношения к природе;
– воспитывать чувства любви и патриотизма к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийное устройство, презентация, игра «ромашка», 4 ватмана, 4 пачки фломастеров, 3 варианта тестов по количеству человек в классе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

 Презентация. Слайд 1 – чтение эпиграфа к уроку и определение темы обучающимися самостоятельно.

 Миллиарды лет Солнце дарит Земле свою энергию. Долгие годы энергия бесследно исчезала в космосе. Но появилась жизнь на Земле, сначала в океане, затем спустя сотни миллионов лет на суше. Животные и растения приспосабливались к новой среде обитания и теперь живут по всей площади суши, в районах с самыми разными климатическими условиями.
Живые организмы живут не только на суше и в воде. Они есть в атмосфере и даже в толще горных пород.

 Слайд 2 – схема.

Все многообразие живых организмов составляет живую оболочку нашей планеты – биосферу. От греческого bios – жизнь и sphera – сфера. Попробуйте самостоятельно составить определение биосферы.

Слайд 3 – определение биосферы.

Биосфера – это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими.

Игра «Преобразования на Земле». Проводится в виде «Ромашки». На лепестках записаны названия организмов. Нужно объяснить,  как они преобразуют Землю.

  • Известняки – сложены отмершими раковинами древних моллюсков, водорослей и других морских организмов
  • Уголь, нефть – отмершие древние растения.
  • Коралловые рифы – создают морские организмы полипы.
  • Безжизненные скалы – на них поселяются лишайники и разрушают горные породы, в результате образуется почва.
  • Лес – выделяет кислород.
  • Растения – создают органическое вещество из неорганического.
  • Бактерии – способствуют разложению и превращению органических остатков в питательные вещества для растений.

Вывод: живые организмы играют большую роль в жизни биосферы. Они формируют нашу планету.

Слайд 4 – фото В.И.Вернадского.

Учение о биосфере разработал выдающийся русский ученый Вернадский Владимир Иванович. Именно он доказал, что биосфера – это единая и сплошная оболочка, которая связана всеобщим круговоротом вещества и энергии, как воды гидросферы связаны круговоротом воды.
В.И. Вернадский (1863 – 1945) – великий русский ученый, академик, основоположник многих наук о Земле.
Ученый много путешествовал. Его увлекала жизнь природы, он любовался красотой леса и нагромождениями скал, загадочным ночным небом. Он видел много разных городов, заводов – «вторую природу», созданную руками человека.
Большое впечатление произвела на него Америка, ее огромные города и развитая промышленность. Однажды он побывал в штате Онтарио, в тех местах, где добывали редкий металл – никель. Картина, представшая перед ним, произвела тяжелое впечатление. Люди буквально истребляли лес, вырубали все подряд, не оставляя даже маленького деревца для размножения самосевом красивейших канадских сосен. Там, где раньше шумели леса, Вернадский увидел бесплодные черные равнины. Одни лишь силуэты высоких труб дымили день и ночь – шла переработка руды.
Наблюдая все это, Вернадский задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли, в результате которого искажаются ее свойства, ее природный состав. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

Физкультминутка

Слайд 5.

Биосфера – самая молодая из земных оболочек, образующих нашу планету, ее возраст примерно 3,5 млрд. лет. По объему это самая маленькая оболочка. Объем вещества в биосфере не составляет и миллионной части объема горных пород. Если всю биомассу равномерно распределить по поверхности нашей планеты, то она покроет Землю слоем всего 2 см.
Это очень ранимая оболочка. Ведь, к сожалению, живое так легко сделать неживым.

Влияние человека на окружающую среду. Фронтальная работа со слайдами 6-10.

Ответы детей:

– гидросфера
– атмосфера
– биосфера
– литосфера

Дополнения учителей:

а) Экосистема Байкала формировалась 25 миллионов лет. Результат столь длительной эволюции – уникальное многообразие живой и неживой природы. Только эндемиков там 1300 видов. Максимальная глубина озера – 1620 метров (самое глубокое озеро мира), и обновление воды в озере происходит раз в 400 лет. Попавшие в него загрязнения остаются там навечно.

б) Кислород атмосферы – это продукт фотосинтеза, иначе – растительный продукт. А леса с каждым годом на земле редеют. В то же время в атмосфере скапливается все больше токсичных газов (от автомобилей и предприятий), пожирающих кислород. Для дыхания, для горения, для прочих химических и рудных процессов нужен кислород, кислород и кислород… Сколько же его надо, если только один реактивный самолет, пересекающий Атлантику, расходует 35 тонн кислорода.

в) Во многих странах Средиземноморья певчих птиц не слушают, а … кушают. В Италии вылавливают 40 миллионов птиц, да еще 30 миллионов с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников. 170 миллионов пернатых  гибнет от пуль и дроби. Дрозды, зарянки, овсянки, соловьи, жаворонки, коноплянки, щурки, иволги – все идет в котел.

г) «Кожаные пальто из натуральной кожи, кожаные куртки, кожаные костюмы…»– надрывается реклама на российском рынке. И никто из нас не задумывается – чья это кожа? Для изготовления одного кожаного пальто требуется убить 40 животных, но носит его только один. Известная киноактриса  Бриджит Бардо задумалась над этим и призвала женщин не носить шубы из меха животных. Это уже относится к экологии нравственности!

д) Все живое – единая цепь, а мы вырываем из нее звенья. За последние 2000 лет люди истребили 245 видов животных, а сейчас этот процесс ускорился вдесятеро, в нашем веке ежегодно с лица Земли исчезает по одному виду животных и растений.

е) На начало нового столетия в мире имелось 55 тысяч ядерных зарядов. В процессе разоружения и их утилизации образуются десятки тысяч тонн ядерных отходов. Хорошо, если бы они безболезненно «испарились». Но человечество намеренно захоронить их не только в недрах Земли (шахты, пещеры, пустоты в породах) и водах Мирового океана (скважины на  шельфе, траншеи на дне), но и в Космосе «в контейнерах». Принимай, Вселенная, подарок от разумных обитателей планеты Земля!

3. Работа в группах

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает ватман и на нем фломастерами выполняет задание.

Задания для групп:

  • 1 группа – указать положительные стороны поведения человека;
  • 2 группа – указать отрицательные стороны поведения человека;
  • 3 группа – составить правила поведения человека в природе;
  • 4 группа – составить правила экологической морали.

Защита работ.

Слайды 11-19.  Медиадиктант (устно). Определите,  к какой сфере относятся рисунки.

4. Тесты

1 вариант

1 задание. В Москве и других больших городах России быстро растет число автомобилей. Как, с вашей точки зрения, это влияет на состояние воздуха?

2 задание. Дети, живущие в старой части города, стали чаще болеть. Что этому способствует?

а) появление новых парков;
б) состояние улиц: мало зелени и дома стоят близко;
в) постоянно растущее количество автомобилей;
г) отсутствие возможности у многих семей вывозить детей за город.

3 задание. Опишите изменения, которые происходят с рельефом, почвой, растительностью, водными объектами вашей местности под влиянием людей.

2 вариант

1 задание. В процессе экономических реформ в России многие крупные предприятия закрываются. Как это влияет на состояние воздуха в городах, где расположены эти предприятия?

2 задание. Крупное предприятие, выбрасывающее ежедневно в воздух  большое количество пыли и газов, было зак5рыто на реконструкцию. Подумайте о возможных изменениях на прилегающей территории.

а) состояние зеленых насаждений улучшится;
б) жители окрестных домов будут чаще проветривать квартиры;
в) зимой снег станет более грязным.

3 задание. Опишите изменения, которые происходят с рельефом, почвой, растительностью, водными объектами вашей местности под влиянием людей.

3 вариант

1 задание. Подумайте, как обеспеченность предприятий денежными средствами может повлиять на состояние воздуха в окружающих жилых кварталах.

2 задание. Колодец с питьевой водой выкопали на склоне холма. Позже на вершине холма устроили свалку. Можно ли дальше использовать этот колодец?

а) можно продолжать пить сырую воду из колодца;
б) необходимо прекратить пользоваться этим колодцем;
в) водой из колодца можно поить животных.

3 задание. Опишите изменения, которые происходят с рельефом, почвой, растительностью, водными объектами вашей местности под влиянием людей.

5. Итог

Слайд 20. Подвести детей к общему выводу темы урока.

6. Домашнее задание: сочинение на тему «Природа моего поселка».

Список литературы:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Издательство «Академия развития», 1998 год, 240 с.
  2. Боголюбов Л.Н., Виноградов Н.Ф., Городецкая Н.И. Учебник по обществоведению, 6 класс. М.: Просвещение, 2008 год.
  3. Домогацких Е.М., Алексеевских Н.И. География 6 класс, М: Русское слово, 2012 г., 231с.
  4. Лиознер В.Л. К уроку географии. М: Флинта, Наука, 2001 год, 47с.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба, М.: Просвещение, 2008 год, 221с.
  6. Интернет-ресурсы.