Методы: поисковый, частично исследовательский, работа в группах, эвристическая беседа.
Цели урока:
- Обучающие: изучить строение, физические и химические свойства, применение металла алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, продолжить знакомство с особенностями научного исследования, (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами, применением алюминия.
- Развивающие: развивать умения определять тему и цели урока, развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии.
- Воспитательные: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: ПСХЭ, образцы алюминия, концентрированные растворы серной, азотной кислот, соляная кислота и гидроксид натрия, гранулы алюминия, лабораторное оборудование стаканчик с водой, бенгальский огонь, спички, карточки с заданием инструкции.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока (1 час):
- Организационный момент (2 мин.)
- Формулировка темы урока (2 мин.)
- Выполнение практических работ, заполнение таблицы (15 мин.)
- Подведение итогов работы, обмен мнениями по итогам работы в группах (5 мин.)
- Работа с раздаточным материалом, применение алюминия (10 мин.)
- Фронтальный опрос в форме синквейна (10 мин.)
- Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок (1 мин.)
Стадия «Вызов»
Постановка темы и цели урока
Актуализация знаний и мотивация
– Сегодня мы познакомимся с металлом, о котором, написано стихотворение (достается Черный ящик с предметом из алюминия).
«В тринадцатой квартире
Живу, известный в мире
Как проводник прекрасный.
Пластичен, серебрист.
Еще по части сплавов
Завоевал я славу.
И в этом деле я специалист.
Вот мчусь я словно ветер,
В космической ракете.
Спускаясь в бездну моря, там знают все меня.
По внешности я видный,
Хоть пленкою оксидной
Покрыт, она мне – прочная броня.
Я мягкий, легкий, ковкий,
Сверкаю в упаковке,
Обернуты конфеты блестящею фольгой.
Для плиток шоколада
Меня не мало надо,
А раньше был я очень дорогой.
– Вы догадались, о каком металле идёт речь.
Значит, какая сегодня будет тема урока?
– Проверим это, открываем чёрный ящик ? в нём
алюминиевая ложка.
– Перечислите все свойства этого металла, о
которых говорится в стихотворении.
– Сегодня, изучая на уроке алюминий и его
свойства, мы попытаемся найти ответы на все
возникшие вопросы. По ходу урока заполните
таблицу:
Знаю | Хочу узнать |
Что нового узнал |
|
Реализация смысла
Работа в группах, изучение свойств алюминия на основе практических заданий (выдаются карточки с заданием).
– По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования.
После выполнения практических работ обсуждение результатов, каждая группа озвучивает свои наблюдения. В ходе обсуждения ученики делают вывод, что алюминий реагирует и с кислотами, и со щелочами.
– Значит, этот металл обладает двойственной
природой.
– Как называют такие соединения? Амфотерные.
– На основе раздаточного материала, нужно
определить области применения алюминия.
(Работа с материалами, книгой, вырезками из газет, Интернет).
– На основе ответов учащихся составляем схему «Области применения алюминия» на доске.
Рефлексия
– Подводя итог нашему занятию, я предлагаю составить синквейн, каждая группа зачитывает свой вариант.
Домашнее задание: § 53, выполнить задания к параграфу.