Урок химии по теме "Алюминий". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Методы: поисковый, частично исследовательский, работа в группах, эвристическая беседа.

Цели урока:

  • Обучающие: изучить строение, физические и химические свойства, применение металла алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, продолжить знакомство с особенностями научного исследования, (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами, применением алюминия.
  • Развивающие: развивать умения определять тему и цели урока, развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии.
  • Воспитательные:  Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: ПСХЭ, образцы алюминия, концентрированные растворы серной, азотной кислот, соляная кислота и гидроксид натрия, гранулы алюминия, лабораторное оборудование стаканчик с водой, бенгальский огонь, спички, карточки с заданием инструкции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока (1 час):

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Формулировка темы урока (2 мин.)
  3. Выполнение практических работ, заполнение таблицы (15 мин.)
  4. Подведение итогов работы, обмен мнениями по итогам работы в группах (5 мин.)
  5. Работа с раздаточным материалом,  применение алюминия (10 мин.)
  6. Фронтальный опрос в форме синквейна (10 мин.)
  7. Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок (1 мин.)

Стадия «Вызов»
Постановка темы и цели урока
Актуализация знаний и мотивация

– Сегодня мы познакомимся с металлом, о котором, написано стихотворение (достается Черный ящик с предметом из алюминия). 

«В тринадцатой квартире 
Живу, известный в мире 
Как проводник прекрасный. 
Пластичен, серебрист. 
Еще по части сплавов 
Завоевал я славу. 
И в этом деле я специалист. 
Вот мчусь я словно ветер, 
В космической ракете. 
Спускаясь в бездну моря, там знают все меня. 
По внешности я видный, 
Хоть пленкою оксидной 
Покрыт, она мне – прочная броня. 
Я мягкий, легкий, ковкий, 
Сверкаю в упаковке, 
Обернуты конфеты блестящею фольгой. 
Для плиток шоколада 
Меня не мало надо, 
А раньше был я очень дорогой. 

– Вы догадались, о каком металле идёт речь. Значит, какая сегодня будет тема урока?
– Проверим это, открываем чёрный ящик ? в нём алюминиевая ложка.
– Перечислите все свойства этого металла, о которых говорится в стихотворении. 
– Сегодня, изучая на уроке алюминий и его свойства, мы попытаемся найти ответы на все возникшие вопросы. По ходу урока заполните таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Что нового узнал

 

 

   

Реализация смысла

Работа в группах, изучение свойств алюминия на основе практических заданий (выдаются карточки с заданием).

– По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования.

После выполнения практических работ обсуждение результатов, каждая группа озвучивает свои наблюдения. В ходе обсуждения ученики делают вывод, что алюминий реагирует и с кислотами, и со щелочами.

– Значит, этот металл обладает двойственной природой.
– Как называют такие соединения? Амфотерные.
– На основе раздаточного материала, нужно определить области применения алюминия.

(Работа с материалами, книгой, вырезками из газет, Интернет).

– На основе ответов учащихся составляем схему «Области применения алюминия» на доске.

Рефлексия

Подводя  итог нашему занятию, я предлагаю составить синквейн, каждая группа зачитывает свой вариант.

Домашнее задание: § 53, выполнить задания к параграфу.

Приложение