Из опыта работы с начинающими в фортепианном классе ДШИ

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Несколько лет назад меня очень увлекла идея привлечения к занятиям музыкой детей 3-4-х летнего возраста. Специфика занятий с дошкольниками имеет свои особенности и требует использования разнообразных методических приёмов и средств. Учитывая это, на занятиях я не только использую разнообразные, в том числе и современные пособия и большое количество дидактического материала, обобщая имеющийся опыт работы педагогов-практиков, но и пробую собственные формы организации музыкально-дидактических и учебных пособий.

Начинаю обучение с воспитания музыкального восприятия. Сначала дети просто слушают в исполнении педагога мелодии и пьесы из детского репертуара, учатся эмоционально откликаться на выраженное в музыке настроение, определяют характер и жанр произведений (по наводящим вопросам).

Затем ребёнок не только слушает, но и сам (или вместе с педагогом) поёт со словами и запоминает простые песенки и попевки.

В то же время идёт ознакомление со строением клавиатуры: расположением верхнего, среднего и нижнего регистров фортепиано, делением на октавы. Изображая на инструменте щебетание птиц, рычанье тигра, баюканье куклы, или «расселяя» на клавиатуре героев любимых игр, ребёнок дотрагивается до инструмента в разных регистрах и запоминает их звучание (Рисунок 1).

Рисунок 1. Герои игры «Весёлый цирк» помогают изучить строение клавиатуры

Одновременно знакомимся с элементами музыкальной грамоты. Быстро и с интересом запомнить названия клавишей помогает сказка «Непослушная мышка» из учебника начального обучения игре на фортепиано К. Лоншан-Друшкевич и разноцветные маленькие игрушки. Ре – это мышка Рена, она в жёлтом сарафанчике, Фа – фартук, он оранжевый, си – сито, оно розовое, Соль – баночка с солью, ей соответствует красный цвет и т. д. Цвет игрушки впоследствии будет соответствовать конкретной ноте (Рисунок 2).

Рисунок 2. Персонажи сказки «Непослушная мышка»

В сказке говорится о том, как мышка Рена, спасаясь от кошек (это чёрные клавиши), куда-нибудь пряталась: то под фартук, то под сито, то за куклу Лялю (клавиша Ля), а кошки её находили и продолжали преследовать. Но закончилось всё благополучно и Рена перепуганная, но живая и невредимая вернулась домой.
Благодаря такому игровому подходу, ребенок запоминает название и расположение клавишей за короткий промежуток времени, не утомляясь, что даёт возможность педагогу быстрее перейти от клавиатуры к нотной записи (Рисунок 3).

Рисунок 3. Играя, ребенок запоминает название и расположение клавишей, а также цвета игрушек, закреплённые за конкретным звуком

Способ изучения нот по цветовой системе для самых маленьких детей, как показала практика, наиболее простой, эффективный и удобный. Конечно, со временем, большинство детей легко и естественно переходят к обычным чёрным и белым нотам.

Содержание сказки – Приложение 1.

Вместо игрушек в работе на уроке и дома можно использовать вырезанные из плотной бумаги фигурки персонажей сказки. Страничка-заготовка для вырезания – Приложение 2.
Параллельно ведётся работа по воспитанию чувства ритма. Шагая под музыку, отмечая метрические доли хлопками в ладоши, ребёнок учится выкладывать на «Фланелеграфе» и читать простейшие ритмические рисунки (Рисунки 4, 5).

Рисунок 4. Ребёнок выкладывает ритмический рисунок попевки с помощью длинных, и соединённых перекладинкой коротких палочек

Рисунок 5. Ребёнок выкладывает заданный педагогом ритмический рисунок, получая зрительное представление о соотношении длительностей

Освоение на практике метроритмических формул неразрывно связано с формированием звуковысотных представлений. Разнообразные формы занимательных игр-упражнений с «Лесенками» помогают детям осознать различные соотношения звуков в мелодии (выше – ниже, на одной высоте). Сначала можно предложить ребёнку «провести» игрушку по цветной лесенке, называя (или пропевая) ступеньки-звуки (Рисунок 6).

Рисунок 6. Педагог поёт мелодию, а ребёнок переставляет игрушку по ступенькам лесенки – звукоряда

Затем ученик поёт и хлопает попевки, выложенные педагогом на «Фланелеграфе», прослеживает их мелодический рисунок, водя указкой по высотным точкам, ступенькам «Лесенки», и определяет: куда идут звуки, нет ли в записи ошибок, и если они есть, пробует их самостоятельно исправить (Рисунок 7).

Рисунок 7. Ребёнок поёт и анализирует мелодический рисунок, выложенный на «Лесенках» «Фланелеграфа»

В дальнейшей работе ученику предлагается, прослушав песенку и определив направление движения, выбрать правильную лесенку и самому выложить мелодию. При этом малыши используют цветное изображение нот, которое закрепляется за каждым звуком. Ещё можно использовать игру «Узнай песенку»: выложенные на ступеньках «Лесенки» знакомые попевки, ученик должен спеть и узнать. Так дети учатся сопоставлять слышимое с видимым.

После того, как у ребёнка разовьётся слуховое внимание, окрепнет музыкальная память, он сможет легко узнавать песенки уже без слов, только по интонации и приобретёт некоторый опыт по фиксации мелодических рисунков на наглядных пособиях, можно приступать к подбору по слуху. Это даст возможность педагогу обратить большее внимание на организацию игровых движений ребёнка, последовательное овладение им простейшими аппликатурными закономерностями.
Подбирая знакомые мелодии на клавиатуре с разноцветными кружочками, которые можно периодически наклеивать, дети закрепляют цветовые обозначения клавишей-звуков (Рисунки 8,9).

Рисунок 8. Ребёнок подбирает мелодию знакомой песенки

Рисунок 9. Ребёнок подбирает мелодию знакомой песенки

Постепенно переходим от клавиатуры к нотной записи. На нотоносце «Фланелеграфа» ребёнок сможет своими руками каждую нотку «посадить» в свой «домик» – на линейки или между ними (Рисунок 10).

Рисунок 10. Ребёнок выкладывает нотами-кружками звукоряд на нотоносце «Фланелеграфа»

 «Мелодии, правильно подобранные по слуху (на клавиатуре фортепиано), дети учатся выкладывать на нотоносце Фланелеграфа», определяя высотность, «повышая» или «понижая» на полутон, «обозначая» длительности (Рисунок 11).

Рисунок 11. Ребёнок выкладывает нотами мелодию знакомой попевки

После того, как дети научатся подобранные на клавиатуре мелодии легко и свободно выкладывать на нотоносце «Фланелеграфа», связывая звучание знакомых песен с их графическим изображением, можно переходить к игре по нотам.

В ходе работы с начинающими, мною были подготовлены нотные примеры, наиболее подходящие для детей младшего дошкольного возраста, которые я объединила в своем учебно-методическом пособии «Фортепианная азбука в картинках».

Для удобства весь нотный материал пособия представлен в семи тетрадях, т.к. построен на мелодиях, диапазон которых охватывает определённый интервал (секунду, терцию, кварту, квинту, сексту, септиму, октаву).

Сборник состоит из двух частей: 1-ая часть содержит методические пояснения, в которых рассмотрены возможные пути решения основных задач «донотного периода» обучения детей (они изложены выше), 2-ая часть – непосредственно нотные примеры.

Нотные примеры 1-ой тетради «Азбуки» построены на мелодиях в диапазоне секунды: до – ре, ре – ми, ми – фа и т.д. в пределах первой октавы. Все они даны в четырёхручном изложении. Для лёгкости прочтения все ноты в партии ученика – разноцветные, и это – основная особенность пособия. Исполняемые педагогом аккомпанементы сделают исполнение  песенок более увлекательным, ярким и живым. К тому же весь нотный материал сопровождается точно подобранными стихами и красочными картинками, иногда очень забавными, пробуждающими фантазию и воображение ребёнка (Рисунок 12).

Рисунок 12. Пример песенки из сборника «Фортепианная азбука в картинках»

Можно прослушать примеры: «Банька» – Приложение 3; «Спасайте Егорку!» – Приложение 4.
В конце сборника указаны авторы мелодий и стихов, а также имена художников, чьими рисунками проиллюстрированы нотные примеры.

Учебно-методическое пособие «Фортепианная азбука в картинках» можно использовать:

  • для  формирования у детей первичных музыкально-ритмических способностей (в «донотный период» обучения);
  • для ознакомления их в интересной и доступной форме с основами музыкальной грамоты;
  • для игры по нотам и первого опыта чтения с листа;
  • для разучивания и запоминания, с целью выработки у учащихся двигательных навыков и решения некоторых пианистических задач.

Составитель и автор пособия надеется, что оно поможет преподавателям, которые работают с маленькими детьми, заинтересовать их музыкой, последовательно развивать их музыкальные способности, а также сделать свои уроки яркими и интересными.

«Фортепианная  азбука в картинках» 1 тетрадь – Приложение 5.