Разработка урока математики по теме "Число 9. Цифра 9". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить с числом 9, его составом, написанием цифры 9.

Задачи:

  • Обучающие – формировать представление о числе 9, его составе, познакомить с графическим обозначением числа 9 (печатным и письменным), его изображением на числовом отрезке, сложение и вычитание в пределах 9;
  • Развивающие – развивать мыслительные операции, речь;
  • Воспитательные – способствовать формированию положительной учебной мотивации, развитие чувства взаимопомощи в коллективе.

Тип урока: знакомство с новым числом, цифрой.

Форма: классно-урочная.

Формы работы: фронтальная, коллективная, в парах, индивидуальная.

Методы: наглядный, диалог, беседа, самостоятельная работа.

Технологии: проблемно-диалогического мышления, развивающая,  личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Оборудование.

  • Для учителя:
    • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
    • компьютерная Презентация (подготовлена в Power Point);
    • иллюстрация доктора Айболита;
    • карточка с темой урока;
    • карточки с цифрами 1-8 на доске, отдельно карточка с цифрой 9;
    • элементы письменной цифры 9.
  • Для учащихся:
    • учебник «Математика» Л. Г. Петерсон  1 кл., 2 часть;
    • карточки с цифрами;
    • карточки с таблицей состава числа 9;
    • рисунки с термометрами;
    • линейки.

Универсальные учебные действия.

  • Предметные: соотношение  числа 9 с количеством предметов, письмо цифры 9, соотнесение числа 9 и цифры 9; образование числа 9, определение места числа 9 в последовательности чисел от 1 до 9.
  • Познавательные:
    • общеучебные –  уметь ориентироваться в учебнике;
    • логические – осуществлять синтез как составление целого (число 9) из частей.
  • Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; составлять план и последовательность действий; делать выводы о результате совместной деятельности на уроке; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, результат деятельности товарища.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Личностные: иметь желание и умение учиться.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

– Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши.
– Сегодня к нам на урок пришёл гость и очень надеется на вашу помощь. Кто же это? Отгадайте:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).

– Кто автор замечательной сказки о докторе Айболите? (К. Чуковский)

II. Актуализация знаний

– А теперь вперёд, за дело.
Математика нас ждёт.
Начинаем устный счёт.

1. Работа с числовым рядом.

1) – У доктора Айболита случилась беда. Кто-то нарушил порядок у него в шкафу – переставил бутылочки с лекарствами. Надо навести порядок.

Слайд 2 Баночки для лекарств.

– Что изображено на баночках? (Числа.)
– Сколько всего баночек?
– Давайте посчитаем. (Счёт.)
– Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили? (Числа 5 и 7 не на своих местах.)

Поменять местами баночки.

2) – Мы должны убедить Айболита, что хорошо знаем ряд чисел, чтобы он был уверен – мы не перепутаем места бутылочек. Возьмите карточки с цифрами и приготовьтесь показать свои знания.
Слайд 3.
– Какое число идёт при счёте за числом 7? (8)
– Какое число идёт при счёте перед числом 2? (1)
– Покажите число, которое стоит между числами 3 и 5. (4)
– Покажите число, следующее за числом 5. (6)
– Покажите число, предшествующее при счёте числу 4. (3)
– Какое число стоит слева от числа 3? (2)
– Какое число стоит справа от числа 6? (7)

2. Состав числа 8.

Слайд 4.

– Посмотрите внимательно на таблицу. Найдите закономерность и узнаете, сколько животных было на приёме у доктора Айболита вчера.

3 4 6
5 4 2
8 8 ?

– Какого числа не хватает?
– Как определили, что 8?
– Как же можно набрать число 8? (отвечают с опорой на таблицу.)
– Какого варианта состава числа 8 нет в таблице? (7 и 1) Дополнить.

– С заданиями вы справились, а какие знания и умения вам понадобились, чтобы выполнить их?   (Знание ряда чисел, состава числа 8.)

Физкультминутка

III. Самоопределение к деятельности

Слайд 5. Числовой отрезок.

– Что изображено? (Числовой отрезок)
– Покажите пропущенные числа с помощью карточек. Дополнить на слайде.
– Все ли части числового отрезка мы обозначили? Почему? (Не все. Нужна ещё одна цифра.)
– Какая? (9)
– Сформулируйте тему урока. (Число 9. Цифра 9.)   
Поместить таблицу с темой на доску.
– Чему будем учиться? (Писать цифру 9, считать в пределах 9, знать состав числа 9.)

IV. «Открытие» новых знаний

1. Число 9.

– Каким числом заканчивается наш числовой отрезок? (9)
– Как получить число 9 по числовому отрезку? (8 + 1) Показать стрелкой.
– Расскажите всё, что знаете о числе 9. (Стоит на числовом луче после числа 8; соседи числа 8 и 10; больше числа 8 на 1, меньше числа 10 на 1.)
– Проверьте, верно ли изобразили число 9?

Слайд 6. Изображение цыплят и прямоугольников.
(Цыплят 9.  Прямоугольников 8, надо добавить ещё один.)

2. Цифра 9.

– Покажите цифру, которой можно дополнить числовой отрезок и подписать наши рисунки.

Выбирают цифру на доске. Дополнить записи на Слайде 6 цифрой 9.

– Используя ваши карточки, можете показать цифру 9? (Перевернуть цифру 6.)

Учитель показывает карточку с цифрой 6:

9, как и 6, вглядись.
Только хвост не вверх, а вниз.

Слайд 7

Цифра 9 иль девятка,
Числовая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.

– Где в окружающем мире встречается цифра 9?

Слайд 8.  Номер дома,  часы,  линейка.

3. Письмо цифры 9.

– Настала пора научиться писать цифру 9.

Пальчиковая гимнастика.

Перед тем, как нам писать,
Надо пальчики размять.

4. Показ образца и объяснение.

Слайд 9

– Посмотрите  на образец написания цифры 9. Из каких элементов состоит цифра 9? (Из овала и закругления.) Показать элементы цифры 9.
Пишу сверху овал и веду вниз закругление.

5. Письмо цифры 9 на с. 19.

– Откройте учебники по закладке. На правой странице внизу найдите цифру 9.

Дополнительно для тех, кто закончит раньше: определить закономерность во второй строчке и продолжите запись.

6. Состав числа 9.  

– Что ещё должны узнать о числе 9? (Состав числа)
– Узнаем состав числа 9, а заодно поможем доктору Айболиту раздать градусники. А зачем ему градусники? (Измерять температуру.)
– Возьмите градусники. Сколько их? (9)

Таблица на Слайде 10 и такие же на партах у детей.

– Один из вас будет раздавать градусники, а второй вести учёт, т. е. записывать в таблицу. Отложите в сторону столько градусников, сколько указано в таблице. Посчитайте, сколько осталось градусников. Получившееся число запишите в таблицу:

9 1 2 3 4 5 6 7 8
               

– Продолжите самостоятельно. (Работа в парах)
– Давайте проверим, что у вас получилось.

Назвать все случаи состава числа 9 и дополнить таблицу на слайде.

– Сколько таких случаев получилось?  (8)

Физкультминутка

V. Первичное закрепление

1. Учебник с. 18 № 2.

– Чтобы легче запомнить состав числа 9, выполним одно задание. На левой странице найдите № 2. Рассмотрите внимательно записи.
– Что объединяет первые примеры в каждом столбике? (Сложение, находим целое, получается 9.)
– Какое равенство в первом столбике? (8 + 1 =)
– Дополним его. (9)
– Чем являются числа 8 и 1? (Части.)
– Чем является число 9? (Целое.)
– Как составить следующее равенство? (Переставить части местами.)
– Как нужно рассуждать при составлении следующего равенства? (Если из целого вычесть одну часть, то останется другая.)
– Каким будет четвёртое равенство?
Составить и записать
– А теперь поработайте самостоятельно. Первый вариант составляет выражения во втором столбике, второй – в третьем. Кто успеет раньше, работает с выражениями четвёртого столбика.

Два ученика работают у доски.

2. Учебник с. 19 № 3.

– Лекарство приготовили, градусники на месте. Можно начинать приём больных. Найдите № 3.
К доктору пришло много животных. Сколько их?
– Прочитайте задание. Кому из зверей нужна помощь?
– А как нам это узнать? (Решим выражения и получим номера, под которыми изображены звери, нуждающиеся в помощи.)
– Девочки решают выражения первого столбика, мальчики – второго. Кто сосчитает раньше свои примеры, решите примеры другой команды. Кому трудно, можете считать по линейке.
(Девочки: 4, 5, 3 – морской котик, дельфин, ёжик.
Мальчики: 7, 9, 2 – воробей, бабочка, щенок.)
– Какие знания пригодились для выполнения задания? (Состав чисел, знание взаимосвязи между частями и целым.)

VI. Итог урока

– Какую цифру научились писать на уроке?
– Какое число мы записываем этой цифрой?
– Из каких частей состоит число 9?

VII. Рефлексия

– Проследите глазами за числами в порядке возрастания. Соедините буквы, записанные рядом с ними, и прочитайте слово.

Слайд 11.

– Какое слово получилось? (Молодцы!)
– Так вашу работу оценил доктор Айболит. Кто так же оценил свою работу, хлопните в ладоши. Поблагодарите своего соседа.

– Вы славно потрудились! Урок закончен.