Залог успеха поэтапного развития речи у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, формирования слухоречедвигательного взаимодействия, развития фонематических процессов и ориентировочной деятельности в звуковой действительности – использование элементов фонетической ритмики.
На занятиях по формированию произношения с использованием элементов фонетической ритмики, у детей нормализуется речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, формируются умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов, влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия.
Развитие речи – это сложный и многообразный процесс, все этапы работы над речью одинаково важны. Рассмотрим упражнения по фонетической ритмике, которые направлены на развитие умений управлять работой дыхательных мышц, формирование плавного длительного выдоха, чёткой ненапряжённой артикуляции, при помощи дыхательной гимнастики «Цигун».
(Цигун (易筋经 – кит. Ци – дыхание, Гун – движение) – это уникальный комплекс упражнений, используемый в даосских монастырях. Методы оздоровления, которые были известны более 7 тысяч лет назад в Китае, воплощены в китайской гимнастике цигун.)
Сильный, глубокий выдох представляет трудность для детей с ограниченными возможностями. Из 95 % детей поступающих в наш детский дом, у 78 % встречается ротовое или смешанное дыхание.
Клинические признаки: рот полуоткрыт, при дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледная кожа, они постоянно облизывают губы.
При ротовом дыхании изменяется и форма верхней челюсти: она сужается в боковых участках в результате неправильного положения языка и давления нижних мышц. Одновременно с сужением челюсти изменяется форма носовых входов, искривляется носовая перегородка, а эти деформации в свою очередь провоцируют возникновение ротового дыхания.
Очень важно в процессе упражнений «Цигун» научить детей правильному дыханию, так как воздух проходит через множество носовых входов, увлажняется, высушивается, охлаждается или прогревается, очищается от пыли. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотоке головного мозга.
Нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к состоянию тревоги или угнетения, расстройству сна, дефектам речи, что затрудняет и так замедленное развитие организма.
Упражнения «Цигун», адаптированные для логопедической работы
Гармония. В положении лёжа на спине, руки располагаются вдоль туловища. Язык слегка прижат к бугоркам над верхними зубами. Выполняется обычная дыхательная гимнастика путём естественного следования внимания за вдохом и выдохом. Логопед ведёт счёт дыхания (шу) – счет количества вдохов-выдохов – от одного до пяти.
Послушный мячик. В положении лёжа ребёнок осваивает прямое диафрагмальное дыхание: вдох – живот выпячивается, выдох – втягивается. Логопед следит за амплитудой движения животом и непрерывностью дыхания. Следование дыханию (суй) – ритм биения сердца начинает подчиняться ритму дыхания и наоборот.
Дыхание зайчонка. Сидя на пятках, для ограничения двигательной активности – выдохнуть, нос зажать пальцами – приостановка дыхания (чжи). Счёт до трёх-пяти. Глубокий вдох и выдох через рот (рот плотно закрыт).
Воздушный шарик. В положении стоя, для восстановления ритма, проводится диафрагмальное дыхание. Логопед следит, чтобы вдох ребёнка не был форсированным и его плечи не поднимались. Ребёнок созерцает дыхание (гуань) – наблюдает за движениями, связанными с вдохом и выдохом.
Перемешиваем море. Интенсивно растирать ладони рук до ощущения тепла. Рот плотно закрыт. Дыхание через нос. Далее по заданию логопеда тёплые ладони помещаются в заданную область (щёчки…)
Большое дерево. Ноги расставлены в стороны. Вдох через нос, руки поднять перед собой, затем вверх. Выдох через рот, руки в стороны и медленно опустить вниз. Возвращение дыхания (хуань).
Волшебный дракон. Выдохнуть. Подняться на носки, руки на голову, свести лопатки – вдох, опускаясь на полную ступню, расслабленно опустить руки вниз, наклониться вперед – выдох.
Дыхание ёжика. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей носа, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.
Священный журавль. Глаза закрыты, дыхание через нос. Логопед предлагает"слушать дыхание".Дыхание происходит беззвучно, но хотя звука и не слышно, человек ощущает движение воздуха в носу. Оно может быть быстрым или медленным, тяжелым или легким. Поэтому при помощи этого способа облегчается достижение покоя, все мысли сводятся к одной, повышается эффективность занятий, очищение дыхания (цзин).
Гимнастика для губ
Мудрая лягушка. Ребенок надувает обе щеки. Медленно выдувает воздух через сжатые губы. Повторять упражнение 2-3 раза в течение 20 секунд (в зависимости от возраста).
Слон удачи. Ребенок вытягивает губы в трубочку как при свисте, а затем их растягивает, как при широкой улыбке. Повторять 3-5 раз в течение 1-2 минут.
Золотая рыбка. В углах рта при несомкнутых губах, логопед помогает ребенку установить мизинцы рук, в таком положении помогает сомкнуть ребёнку губы. Так как пальцы создают определенное препятствие для смыкания губ, это служит хорошей тренировкой мышц рта. Повторяют 3-5 раз в течение 30 секунд.
День-ночь. Сомкнуть губы, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Кольцо силы. Перед зеркалом:
А) губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть;
Б) губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок;
В) губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.
Приучить детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью к правильному дыханию трудно, но добиться желаемого результата можно благодаря деятельности междисциплинарной команды специалистов Детского дома-интерната.
Установление нарушения функции осуществляется совместно врачом и логопедом. Далее проводится нормализация или постановка правильного дыхания на логопедических занятия в «сенсорной комнате», которая обеспечивает широкий спектр сенсорных и моторных впечатлений, влияющих на интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка.
На протяжении всего дня с помощью воспитателей, психологов, дефектологов и социальных педагогов многократно активизируются упражнения и закрепляются полученные навыки.
Благодаря обучению тренировки правильного дыхания, некоторые дети (17 %) высмаркивают нос не через обе ноздри, а поочередно. При пускании мыльных пузырей, у них исчезло напряжение или вялость губ, движения стали свободными, с хорошей переключаемостью.
При ходьбе и беге ребята начали вдыхать и медленнее выдыхать носом. Выдох продолжается в полтора-два раза дольше, чем вдох (его делаем на четыре шага, а вдох на два шага).
На занятиях создаётся обстановка сотрудничества и успеха, поэтому воспитанникам интересен предлагаемый материал.
Необходимо отметить инновационный подход применения фонетической ритмики – дыхания «Цигун». В процессе реабилитации детей со сложной структурой дефекта, который ранее не использовался специалистами в логопедической практике.
Применение данной методики оказывает положительное влияние на двигательные расстройства речевых органов, влияет на развитие чувства ритма, темпа произношения, общее самочувствие и поведение воспитанников.