Урок физики по теме "Способы соединения потребителей. Последовательное соединение"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. образовательная – изучить особенности соединений потребителей, закрепить изученный материал, оценить практическое применение данного материала;
  2. развивающая – развить образное мышление, быстроту реакции, умение чётко определить способы соединения и параметры электрической цепи с несколькими потребителями;
  3. воспитывающая – формировать уважение к профессионалам и любовь к профессии, умение работать в команде;
  4. деятельностная – применять полученные знания на практике.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  1. по характеру дидактических целей и решению познавательных задач: объяснение, демонстрация на действующем макете, решение задач;
  2. по форме взаимодействия преподавателя и обучающихся: 1) пассивный, словесный(объяснение), наглядная (макеты), практическая (задача); 2) интерактивные методы: практическая направленность осваиваемых умений, навыков на уровне компетенций

Оснащение уроков:

  1. технические средства: макет “Неразветвленная электрическая цепь”;
  2. дидактические средства: раздаточный материал с пропущенными местами для заполнения формулами и результатами вычислений.

Формируемые компетенции.

ПК 2.1 Организовывать и проводить монтаж схемы соединений потребителей.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК 3

Работать в коллективе.

Ход урока

Организационный момент (3 мин).

Приветствие. Проверка присутствующих, готовности к уроку.

Целевая установка (2 мин).

Цель работы: Ознакомиться со способами соединения потребителей, изучить особенности последовательного включения потребителей в электрическую цепь.

Актуализация опорных знаний (10 мин) в форме фронтальной беседы.

Преподаватель Обучающийся
Вопрос 1. Дайте определение электрической цепи. Ответ: Электрическая цепь– это электротехническое устройство, состоящее из таких элементов, как источник энергии, потребитель, соединительные провода, датчики, электроизмерительные приборы и т.д.
Вопрос 2. Какие электрические цепи вы знаете? Ответ: Неразветвленные и разветвленные.
Вопрос 3. Чем характеризуется неразветвленная и разветвленная электрические цепи? Ответ: Неразветвленная электрическая цепь не имеет электрических узлов, а разветвленная имеет.
Вопрос 4. Какие элементы электрической цепи можно отнести к категории потребителей? Ответ: электрические лампы, двигатели, печи, утюги, насосы, вентиляторы и другие.

Изложение нового материала (30 минут).

Потребители в электрической цепи могут быть соединены по-разному: последовательно и параллельно, наконец, смешанно, звездой и треугольником.

Сегодня мы рассмотрим последовательное соединение. При последовательном соединении условный “выход” первого потребителя соединён с условным “входом” второго, “выход” второго со входом третьего и т.д.

Например, электрическая цепь с 3-мя сопротивлениями нагрузки имеет вид:

Рис. 1.

В общем случае: R1≠R2≠R3

Особенности последовательного соединения.

  1. Ток в цепи через все сопротивления один и тот же.
  2. При повреждении одного элемента (потребителя ) ток в цепи прекращается. Это происходит потому , что протекание тока в цепи возможно при одновременном выполнении двух условий, а именно : 1) цепь замкнута; 2) в цепи имеется источник питания. С повреждением одного из потребителей условие 1 нарушается, и ток в цепи не течет.
  3. Напряжение источника распределяется между потребителями пропорционально их сопротивлениям, т.е.
    U= U1+U2+U3
    Справедливость данного выражения вытекает из закона сохранения энергии и легко подтверждается опытным путем.
  4. 11Общее (эквивалентное) сопротивление цепи выводится из предыдущего выражения путем подстановки значений напряжений: U=I*Rэкв; U1=I*R2; U2=I*R2; U3=I*R3, поэтому результате Rэкв = R1+ R2+ R3
  5. Общая мощность, потребляемая цепью, равна сумме мощностей, потребляемых каждым потребителем. Если в выражении U=U1+U2+U3 почленно каждую из величин умножить на одно и тоже число, (в данном случае на I), то суть равенства не изменится, т.е. U*I=U1*I+U2*I+U3*I получим выражение для мощности: P=P1+P2+P3

Для закрепления материала (30 мин) преподаватель включает макет “Неразветвленная цепь постоянного тока” с последовательным соединением 3-х ламп накаливания различной мощности.

Включив напряжение источника (показания вольтметра 220 В), преподаватель задает вопрос: какой режим мы наблюдаем в электрической цепи? Ответ: режим холостого хода (I=0 ; U1=0; U2=0; U3=0)

При замыкании тумблером цепи из трех ламп видим показания измерительных приборов:

I=1,14 А; U1=87,7В; U2=65,8В; U3=65,8В.

Преподаватель раздает карточки заданий по результатам наблюдаемого опыта, куда следует вписать необходимые формулы вычислений и их результаты. Для этого необходимо:

  1. удостовериться, что U= U1+ U2+ U3
  2. вычислить Rэкв
  3. определить R1, R2, R3.
  4. проверить с помощью вычислений справедливость равенства Rэкв=R1+R2+R3
  5. найти мощности каждой из ламп, т.е. P1, P2, P3
  6. численно доказать правильность вычислений тождеством: P=P1+P2+P3

Далее преподаватель отмечает, что в случае, если R1=R2=R3=R, формулы имеют вид Rэкв=n*R, где n – число последовательно включенных потребителей и
P=n*P, где P – мощность одного потребителя.

В заключение преподаватель обращает внимание обучающихся еще раз на п.2 особенностей последовательного соединения. Такого рода соединение имеет ограниченное практическое применение , так как повреждение одного из потребителей приводит к тому, что электрическая цепь не работает. Последовательное соединение может быть в елочной гирлянде, где собраны маломощные лампочки, рассчитанные на небольшие напряжения. В целях формирования навыков умственного труда, преподаватель задает вопрос: сколько лампочек, рассчитанных на напряжение 2,5В следует включить последовательно, чтобы гирлянда работала при напряжении сети 220В? Ответ 88 шт.

Вопрос: как поступить, если имеется всего 50 ламп? Ответ: включить добавочное сопротивление, рассчитанное на 95В (220В-2,5*50=95В)

Подведение итогов урока (10 мин): оценить активно работавших на занятии обучающихся, ответить на возможные вопросы по данной теме.

Домашнее задание (5 мин).

  1. Конспект.
  2. В.С.Попов “Теоретическая электротехника”, стр.53–55.
  3. Решить задачу: определить, какое напряжение должно быть подано на добавочное сопротивление, включенное последовательно с электрическим звонком, рассчитанным на 12В, если напряжение сети 220В.
  4. Подготовиться к выполнению лабораторной работы “Исследование последовательного и параллельного способов соединения потребителей”.