Цели урока:
- образовательная – изучить особенности соединений потребителей, закрепить изученный материал, оценить практическое применение данного материала;
- развивающая – развить образное мышление, быстроту реакции, умение чётко определить способы соединения и параметры электрической цепи с несколькими потребителями;
- воспитывающая – формировать уважение к профессионалам и любовь к профессии, умение работать в команде;
- деятельностная – применять полученные знания на практике.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- по характеру дидактических целей и решению познавательных задач: объяснение, демонстрация на действующем макете, решение задач;
- по форме взаимодействия преподавателя и обучающихся: 1) пассивный, словесный(объяснение), наглядная (макеты), практическая (задача); 2) интерактивные методы: практическая направленность осваиваемых умений, навыков на уровне компетенций
Оснащение уроков:
- технические средства: макет “Неразветвленная электрическая цепь”;
- дидактические средства: раздаточный материал с пропущенными местами для заполнения формулами и результатами вычислений.
Формируемые компетенции.
ПК 2.1 | Организовывать и проводить монтаж схемы соединений потребителей. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. |
ОК 3 |
Работать в коллективе. |
Ход урока
Организационный момент (3 мин).
Приветствие. Проверка присутствующих, готовности к уроку.
Целевая установка (2 мин).
Цель работы: Ознакомиться со способами соединения потребителей, изучить особенности последовательного включения потребителей в электрическую цепь.
Актуализация опорных знаний (10 мин) в форме фронтальной беседы.
Преподаватель | Обучающийся |
Вопрос 1. Дайте определение электрической цепи. | Ответ: Электрическая цепь– это электротехническое устройство, состоящее из таких элементов, как источник энергии, потребитель, соединительные провода, датчики, электроизмерительные приборы и т.д. |
Вопрос 2. Какие электрические цепи вы знаете? | Ответ: Неразветвленные и разветвленные. |
Вопрос 3. Чем характеризуется неразветвленная и разветвленная электрические цепи? | Ответ: Неразветвленная электрическая цепь не имеет электрических узлов, а разветвленная имеет. |
Вопрос 4. Какие элементы электрической цепи можно отнести к категории потребителей? | Ответ: электрические лампы, двигатели, печи, утюги, насосы, вентиляторы и другие. |
Изложение нового материала (30 минут).
Потребители в электрической цепи могут быть соединены по-разному: последовательно и параллельно, наконец, смешанно, звездой и треугольником.
Сегодня мы рассмотрим последовательное соединение. При последовательном соединении условный “выход” первого потребителя соединён с условным “входом” второго, “выход” второго со входом третьего и т.д.
Например, электрическая цепь с 3-мя сопротивлениями нагрузки имеет вид:
Рис. 1.
В общем случае: R1≠R2≠R3
Особенности последовательного соединения.
- Ток в цепи через все сопротивления один и тот же.
- При повреждении одного элемента (потребителя ) ток в цепи прекращается. Это происходит потому , что протекание тока в цепи возможно при одновременном выполнении двух условий, а именно : 1) цепь замкнута; 2) в цепи имеется источник питания. С повреждением одного из потребителей условие 1 нарушается, и ток в цепи не течет.
- Напряжение источника распределяется между потребителями пропорционально
их сопротивлениям, т.е.
U= U1+U2+U3
Справедливость данного выражения вытекает из закона сохранения энергии и легко подтверждается опытным путем. - 11Общее (эквивалентное) сопротивление цепи выводится из предыдущего выражения путем подстановки значений напряжений: U=I*Rэкв; U1=I*R2; U2=I*R2; U3=I*R3, поэтому результате Rэкв = R1+ R2+ R3
- Общая мощность, потребляемая цепью, равна сумме мощностей, потребляемых каждым потребителем. Если в выражении U=U1+U2+U3 почленно каждую из величин умножить на одно и тоже число, (в данном случае на I), то суть равенства не изменится, т.е. U*I=U1*I+U2*I+U3*I получим выражение для мощности: P=P1+P2+P3
Для закрепления материала (30 мин) преподаватель включает макет “Неразветвленная цепь постоянного тока” с последовательным соединением 3-х ламп накаливания различной мощности.
Включив напряжение источника (показания вольтметра 220 В), преподаватель задает вопрос: какой режим мы наблюдаем в электрической цепи? Ответ: режим холостого хода (I=0 ; U1=0; U2=0; U3=0)
При замыкании тумблером цепи из трех ламп видим показания измерительных приборов:
I=1,14 А; U1=87,7В; U2=65,8В; U3=65,8В.
Преподаватель раздает карточки заданий по результатам наблюдаемого опыта, куда следует вписать необходимые формулы вычислений и их результаты. Для этого необходимо:
- удостовериться, что U= U1+ U2+ U3
- вычислить Rэкв
- определить R1, R2, R3.
- проверить с помощью вычислений справедливость равенства Rэкв=R1+R2+R3
- найти мощности каждой из ламп, т.е. P1, P2, P3
- численно доказать правильность вычислений тождеством: P=P1+P2+P3
Далее преподаватель отмечает, что в случае, если R1=R2=R3=R,
формулы имеют вид Rэкв=n*R,
где n – число последовательно
включенных потребителей и
P=n*P,
где P – мощность одного
потребителя.
В заключение преподаватель обращает внимание обучающихся еще раз на п.2 особенностей последовательного соединения. Такого рода соединение имеет ограниченное практическое применение , так как повреждение одного из потребителей приводит к тому, что электрическая цепь не работает. Последовательное соединение может быть в елочной гирлянде, где собраны маломощные лампочки, рассчитанные на небольшие напряжения. В целях формирования навыков умственного труда, преподаватель задает вопрос: сколько лампочек, рассчитанных на напряжение 2,5В следует включить последовательно, чтобы гирлянда работала при напряжении сети 220В? Ответ 88 шт.
Вопрос: как поступить, если имеется всего 50 ламп? Ответ: включить добавочное сопротивление, рассчитанное на 95В (220В-2,5*50=95В)
Подведение итогов урока (10 мин): оценить активно работавших на занятии обучающихся, ответить на возможные вопросы по данной теме.
Домашнее задание (5 мин).
- Конспект.
- В.С.Попов “Теоретическая электротехника”, стр.53–55.
- Решить задачу: определить, какое напряжение должно быть подано на добавочное сопротивление, включенное последовательно с электрическим звонком, рассчитанным на 12В, если напряжение сети 220В.
- Подготовиться к выполнению лабораторной работы “Исследование последовательного и параллельного способов соединения потребителей”.