I. Вступительное слово
– Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня заседание школьного методического объединения мы проводим в рамках конкурса «Золотые россыпи» в форме педагогической мастерской.
Слайд 1. Тема педагогической мастерской – Портрет современного урока.
– Какую поставим цель?
Слайд 2. Выявить характерные черты современного урока и обосновать соответствие современным требованиям.
Всегда учителю не просто,
Хоть сто, хоть двести лет пройдет.
И время мчится безвозвратно.
Наука движется вперед.
Сегодня в 21 веке,
В открытый век, в век новизны.
Учителю в его работе
Стандарты новые нужны.
Урок быть должен современным,
Урок сотрудничества с детьми,
А как такой урок построить?
Вот в этом разберемся мы!
Бредихина С. В. преподаватель БГПУ,
кандидат педагогических наук
II. Дискуссия
Урок как основная форма обучения школьников
возникла в середине какого века? 16
века и кто обосновал?Была обоснована
Ян Амосом Каменским как полезная и возможная
форма коллективного обучения групп детей 30-50
человек, имеющих одинаковый возраст и один
уровень готовности к обучению. Уже 5 веков урок
остаётся основной формой обучения. С этого
момента, в разные периоды прогресса
человеческого общества и реформирования
образования – урок всегда сопровождается
критикой, выяснением его слабых сторон и
определением путей приведения его в
соответствие современным требованиям.
Итак, каковы современные требования к уроку?
Мы обратились к родителям учащихся, с вопросом
«Отличается ли современная школа от той, в
которой они учились сами и каковы основные
задачи современной школы?»
Фильм 1. (Видеоматериал, в котором родители высказывают своё мнение о современной школе).
Слайд 3.
К современным тенденциям развития
образования родители относят (какие
характерные черты?) инновации, креативность,
нестандартный подход в образовании, широкую
информатизацию, а главной задачей школы –
развитие учащихся, формирование умения жить в
коллективе, сбережение здоровья, ранняя
профориентация, которую мы понимаем как
проявление индивидуальных особенностей и
наклонностей школьника.
Усиление личностной направленности в обучении,
максимальная индивидуализация образования,
построение индивидуальных траекторий развития
каждого школьника, регламентируемые
нормативно-правовыми документами, которые
приняты за последние три года (Федеральный
Государственный образовательный стандарт и
Закон об образовании) ставят под сомнение
классно-урочную систему обучения младших
школьников. В связи с этим возникает вопрос – «Удовлетворяет
ли классно-урочная форма обучения требованиям
современной школы?» (Слайд 4) Может
действительно следует перейти на индивидуальное
обучение на основе дистанционного и отказаться
от привычного урока?
(Выступление учителей)
Главный недостаток – это однотемповость в
изучении учебного материала.
Трудно сочетать индивидуальные способности и
возможности с коллективными
Урок необходимо совершенствовать, более
индивидуализированным, ориентированным на
личность ребёнка.
Проектирует и реализует урок в учебном процессе
– учитель.
Каким должен быть учитель, чтобы создать
современный урок? Внимание на экран.
Фильм 2 (видеоматериал, где высказываются родители)
Интерпретируя слова родителей, как основного заказчика современного общества к подготовке конкурентоспособного выпускника, в контексте нашей дискуссии, становится очевидным, что родители хотят видеть (какого учителя) учителя, который может обеспечить на уроке любовь и интерес к процессу обучения, саморазвитию, использовать инновации, быть креативным, умеет совмещать все новое с хорошо забытым старым, умеет создать условия для достижения высоких результатов в освоении учебных предметов.
Тогда вопрос к вам уважаемые коллеги:
Слайд 5. «Современен ли Ваш урок? Каким должен быть урок, с вашей точки зрения, в наше время?»
Что-то изменилось с тем как вели мы урок 5 – 10
лет назад и сейчас?
Системность – система управления
познавательным процессом, (обмен информацией,
данными друг о друге, состоянием знаний и умений,
об отношениях и оценках). Урок является
системообразующим элементом по отношению ко
всему учебно-воспитательному процессу.
Логичность – четкая логика
построения урока, направленная на решение
определённой учебной задачи, охватывает весь
познавательный цикл.
Вариативность – вариативность
методических приёмов, которая обеспечивает
вариативные учебные задания, направленные
решение учебных задач, создания оптимальных
условий дляусвоение каждым ребёнком знаний,
умений и навыков с опорой на их опыт, интуицию,
уровень подготовленности.
Продуктивность – продуктивная
мыслительная деятельность учащихся,
высказывание детьми самостоятельных суждений и
способов их обоснования.
Сейчас очень много говорят о технологиях
обучения, которые гарантируют достижения
желаемых результатов. Наши родители тоже
высказывают мнение о том, что учитель должен
владеть инновационными технологиями обучения,
но в тоже время родители, хотят творчества и
креатива от учителя.
Что важнее для урока – технология или
творчество? Где грань между ними? И что лучше?
Для справки:
Технология обучения – система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей. Принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.
Творческая деятельность – направлена на создание качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Отличается оригинальностью, креативностью, гибкостью мышления.
Справка для размышления, в том плане, что важнее технология или творчество.
Главный участник урока – младший школьник.
Это для него мы готовим урок, это для него мы
создаём ситуацию.
Урок, как пишут психологи, есть часть жизни
ребёнка, есть протекание сорокоминутного
момента жизни как продолжение её, домашней,
уличной, как часть истории личностной судьбы
ребёнка.
Каким видит урок ребёнок? Что ему интересно на
уроке? Внимание на экран.
Фильм 3 (говорят обучающие 1-4 классов)
О чём дети говорят? А уроке должно быть комфортно. Они увлечены, весело, главное эмоциональное состояние детей.
Безопасность – сохранение здоровья детей, их благоприятное состояние, посильный объём учебной нагрузки.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 6. Какой урок ценнее, полноценнее, современнее: тот, который построен по сценарию или урок – экспромт?
Что у нас получилось? Итак, современный урок, характерные черты, которые характеризуют портрет современного урока.
Слайд 7.
- Продуктивность
- Экономичность
- Безопасность
- Системность
- Вариативность
– Итак, портрет современного урока нарисовали.
Слайд 8.
Итог: современный урок, судя по его характеристике. Имеет сложную структуру, которая включает в себя:
дидактическую подструктуру, т.е.
чётко соблюдаются этапы урока,
логико-психологическую подструктуру,
т. е. логика урока, направлена на решение
определённых учебных задач;
мотивационную подструктуру,
которая обеспечивает процесс усвоения
содержания
и методическую подструктуру,
которая интегрирует в себе все обозначенные
ранее подструктуры и обеспечивает
взаимодействие, сотрудничество, сотворчество
учителя и обучающихся при усвоении учебного
материала, т.е. это совокупность методических
приёмов, которые обеспечивают продуктивную
деятельность обучающихся.
Слайд 9. Наша задача обосновать, что
эти методические приёмы соответствуют
современному уроку.
Предметная область – Математика.
Содержательная линия – Обучение решению
текстовых задач.
Вы можете воспользоваться доской,
компьютером, бумага, ручки, линейка.
III. Работа в группах
Каждая группа получает текст задачи и обосновывает соответствие современному уроку методических приёмов обучения решению текстовых задач в образовательной системе «Гармония»:
I группа – методические приёмы
моделирования;
II группа – методические приёмы выбора;
III группа – методические приёмы
преобразования.
Слайд 10. Условие задачи.
У Веры 9 открыток, у Маши на 4 открытки меньше, а у Лены открыток в 3 раза больше, чем у Маши. Сколько открыток у девочек?
Итог: удалось продемонстрировать, доказать, что методические приёмы соответствуют требованиям современного урока.
IV. Итог
Современному уроку присущи следующие черты:
- продуктивность,
- экономичность,
- безопасность,
- системность,
- вариативность.
V. Рефлексия
Слайд 11.
– Хочется узнать ваше настроение. К смайлику прикрепите стикеры-лучики:
- жёлтого цвета, если для себя открыли что-то новое
- красного цвета, если почувствовали, что необходимо пополнить копилку знаний (Как говорим Макаренко: «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»)
- зелёного цвета, если убедились, что на правильном пути
– Спасибо за работу.