Урок математики по теме "Арифметические действия с дробями. Дробные выражения". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока: ввести понятие дробного выражения, знаменателя и числителя дробного выражения

Задачи урока:   формировать устные и письменные вычислительные  навыки, повторить теорию по теме «Умножение и
деление дробей»

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • систематизация и обобщение знаний учащихся по теме “Все действия с обыкновенными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умения);
  • тренировать способность выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления дробей;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить пройденный материал;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, индивидуальная

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, листы самооценки

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап

Вступительное слово  учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.
«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
– Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.-Ж. Руссо.  (Приложение 1. Слайд 1)

Учащиеся готовы к началу работы.
2. Актуализация знаний

– Какой теме были посвящены последние уроки?
– Где встречались с этими действиями?
– Какие ещё задачи рассматривали во время изучения данной темы?

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

– А как вы считаете, каким будет сегодняшний урок?
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. (Слайд 2)
– Откройте тетради и запишите тему урока «Арифметические действия с дробями»
Выдвигают предположения о теме урока
Записывают в тетрадях тему урока
– Какую цель вы определите для себя на данном уроке? 
– Я предлагаю вам совершить путешествие в страну дробных чисел на математическом поезде.  (Слайд 3)
Во время путешествия вы будете решать примеры и задачи, за которые вы получите баллы. В конце путешествия мы подведем итоги и по количеству набранных баллов вы поставите себе оценки за работу на уроке.
Учащиеся перечисляют:  отрабатывать вычислительные навыки, повторить изученные правила  и использовать их при решении. 
– На столах у вас лежат листы самооценки.  В течение урока вы постарайтесь оценить себя, по критериям, которые указаны в листе самооценки. (Приложение 1) Знакомятся с листом самооценки, уточняют критерии оценки.
– Чтобы сесть в поезд, что для этого вы должны иметь?
– Сейчас вы должны купить билет, но не за деньги, а за свои знания.
Предлагаю блиц-опрос по пройденному теоретическому материалу.

Блиц-опрос (слайд 4)

  1. Как умножить дробь на натуральное число?
  2. Как выполнить умножение двух дробей?
  3. Как выполнить умножение смешанных дробей?
  4. Какие числа называются взаимно обратными?
  5. Сформулируйте правило деления дробей.
  6. Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.
  7. Сформулируйте правило нахождения числа по его дроби.

– Молодцы.   Оцените себя в листе самооценки.
– Билеты куплены, можно отправляться в путь.

Отвечают на вопросы
Первая станция  «Угадайка» (слайд 5)

Перед вами примеры, нужно выйти к доске и прокомментировать решение, сверить полученный ответ. Остальные работают в тетрадях.

Комментируя, выполняют решение  примеров, предлагают удобный способ решения.
Вторая станция «Действия с дробями»    (слайд 6)

На станции пошел дождь и размыл примеры. Восстановите их. За каждый правильно  разгаданный пример 1 балл.

Заполняют пропущенные числа
 

3. Планирование действий по достижению цели

– Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым  вам захотелось бы поработать  над решением проблемы?  как достичь цели, что для этого будем делать?

Перечисляют качества личности, перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач
4. Изучение нового материала

Третья станция « ?  »  (слайд 7)

Выдвигают предположение о названии новой математической модели.
– Как же нам быть в подобных случаях?
– Дайте название этому примеру.
– А почему?
Намечают план работы с новой моделью.
– Обычно в математике, если появляется новая математическая модель, ей дают определение. Попробуйте сформулировать определение, какое выражение будем называть дробным.
– Проверьте себя по учебнику стр. 110
– Просмотрите, как решаются дробные выражения.
Формулируют определение, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, разбирают примеры.
– Дайте название станции Предлагают название станции
5. Первичное осмысление и закрепление знаний

1. Молодцы. Предлагаю в течении 2-3 минут решить в паре данное дробное выражение и представить свое решение.

2. Предлагаю рассмотреть примеры из рабочей печатной тетради по математике.(стр. 100, №3г)

Не забывайте про самооценку.

Выполняют предложенное задание
6. Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямили
И друг друга похвалили.
Руку друга вы пожмите
И прошу вас подсчитать:   Сколько рукопожатий было сделано?

Выполняют физкультминутку
7. Закрепление полученных знаний

Четвертая станция «Задачи на дроби» (Слайд 8)

Предлагаю выйти на сайт ЦОР ( цифровые образовательные ресурсы по математике) и решить задачу

Работают с ЦОР электронного учебника  «Математика  5 – 6 класс», авторы Васильев В.В., Соснина Л.И., Волович М.Б., Лозницкая Т.О. – М. : Вентана-Граф, 2004 год, решают текстовую задачу.
Пятая станция «Геометрическая» (Слайд 9)
  1. – Какие четырехугольники мы изучили?
  1. Постройте трапецию.
  2. Измерьте острый угол.
  3. Постройте биссектрису этого угла.
  4. Измерьте длину большего основания трапеции.
  5. Измерьте боковую сторону.
В программе Nootebok  выполняют решения геометрических задач.
8. Домашнее задание (слайд 10)

– Наше путешествие подходит к концу. Путешествуя по стране дробей, мы повторили правила действия с дробями, познакомились с дробными выражениями, рассмотрели метод их решения. При выходе из вагона не забудьте свой багаж знаний. Дома проверьте все ли знания у вас на месте, выполнив домашнее задание

– Вы можете записать домашнее задание на выбор.

П.19 выучить правило, записать в тетрадь для опорных конспектов,

1) №716(а,б,ж), задача №718
2) №716(а,б,д,ж,и), задача №718, геометрическая задача №721

– Оцените выбор домашней работы: 1 балл– выбрал два  номера, 2 балла – выбрал три номера.

 

 

 

 

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

 

Оценивают свой выбор.

9. Контроль полученных знаний

– Чтобы благополучно вернуться домой, предлагаю выполнить самостоятельную работу
– Откройте ноутбуки, на рабочем столе откройте папку Задачи ОМС ( загружены модули из  Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦОР)

Выполняют самостоятельную работу, проводят самооценку.
10. Рефлексия

– В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и постарайтесь объяснить свое оценивание.
– Ребята,  вы хорошо усвоили тему урока?
– Остались непонятными какие-то моменты?
– Наш урок подошел к концу. Всем большое спасибо.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.