Цель урока:
- Повторить определение кислот, их состав и классификацию. Познакомить с общими свойствами кислот. Закрепить умения составлять химические формулы и названия веществ.
- Развивать навыки исследовательской работы.
- Воспитывать культуры общения в классном коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, соляная кислота, серная кислота, оксид меди (2), карбонат натрия(раствор), магний, железо , медь, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Ход урока
Сегодня, ребята, нам предстоит увлекательное путешествие в мир кислот.
Маршрут нашего путешествия изображен на доске.
А все новое, что Вы узнаете за время нашего движения , запишите в рабочую тетрадь. Итак, в путь!
1-я стация “Информационная”.
Вспомните , пожалуйста, какие вещества мы называем кислотами?
Какие кислоты вы знаете?
Назовите их химические формулы?
Принадлежность веществ к “царству кислот ” можно определить по некоторым признакам:
- Наличие кислорода в кислоте.
- Количество атомов водорода в кислоте.
- Растворимость в воде.
- Степень электролитической диссоциации.
- Стабильность.
- Летучесть.
Рассмотрим каждый из этих признаков подробно.
Запишем известные нам кислоты в ряд
HF HCL HY HBr H2S H2SO4 H2SO3 H3PO4 HNO3 H2CO3 H2SiO3
По наличию кислорода кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные. Синим карандашом подчеркните кислородсодержащие кислоты, а красным бескислородные.
Что у Вас получилось?
По количеству водорода определяется основность кислот:
1 атом водорода – одноосновные. Поставьте над односновными кислотами букву “о”.
2 атома водорода – двухосновные. . Поставьте над двухосновными кислотами букву “д”.
3 атома водорода – трехосновные. . Поставьте над трехосновными кислотами букву “т”.
Давайте проверим, что у вас получилось?
Следующий признак – растворимость.
Все кислоты, кроме кремниевой, хорошо растворимы в воде.
Летучими называют кислоты, молекулы которых легко переходят в газообразное состояние, то есть испаряются. Это азотная, соляная, сероводородная кислоты. Сильными являются такие кислоты как серная ,соляная , азотная.
Стабильными – серная, фосфорная, соляная кислоты.
Выделите: в чем сходство всех кислот, которое определяет принадлежность к данному классу неорганических соединений.
Общее в составе и строении кислот обуславливает и общие свойства.
Большинство кислот – кислые на вкус.
Исключение: салициловая кислота – сладкая, никотиновая – горькая.
При обычных условиях кислоты могут быть твердыми (фосфорная, кремниевая) и жидкими (серная).
Посмотрите-ка ребята, что это у нас на пути?
Красный цвет – пути нет.
2-я станция “Правила техники безопасности”.
Кислоты требуют очень осторожного обращения.
Особенно коварна серная кислота. При попадании кислоты на кожу происходит сильнейший ожог.
Запомните правило:
Сначала вода, потом кислота,
Иначе случится большая беда!
Как вы понимаете данное правило? (Ответы учащихся.)
При попадании кислоты на кожу, ее необходимо промыть 5% раствором соды.
Следующая станция “Индикаторная” .
Какие вещества мы называем индикаторами?
В переводе с латинского “указатели”.
Какие индикаторы вы знаете?
Давайте, проверим как ведут себя разные индикаторы в кислой среде.
Учитель проводит опыт, учащиеся наблюдают.
Что Вы наблюдаете?
Как вы думаете, почему все известные кислоты на лакмус действуют одинаково? Произошел процесс диссоциации. В результате которого образовались ионы водорода. Запишем уравнение диссоциации на примере соляной кислоты.
HCL = H + CL
Вывод: минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
Мы подъехали к конечной станции.
4-я станция “Экспериментальная”.
Сейчас мы экспериментальным путем определим, какими химическими свойствами обладают кислоты.
1. Одним из важнейших свойств является взаимодействие кислот с металлами.
Опыт: в трех пробирках находится магний ,железо, медь добавляем соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Давайте выясним почему металлы по разному реагируют с кислотами.
Откройте форзац учебника. Вашему вниманию предоставлен ряд металлов, расположенных в порядке уменьшения их химической активности.
Этот ряд называется “Электрохимический ряд напряжения металлов” составлен русским ученым Н.Н.Бекетовым.
Посмотрите, где в ряду активности находится магний, железо, медь?
Возникает вопрос , почему среди металлов находится неметалл водород. Водород также как и металлы обладает способностью отдавать электрон и приобретать положительный заряд.
Соотнесите положение металлов и водорода в ряду активности металлов. Значит металлы стоящие в ряду активности до водорода вытесняют водород из кислот, а стоящие после нет. Следующими условиями течения данных химических реакций является следующее:
– образование растворимой соли,
– в реакцию вступают только растворимые кислоты.
Запишем уравнение химических реакций.
Mg + 2 HCL= MgCL2 + H2
Fe + 2 HCL= FeCL2 + H2
Cu + HCL – реакция не идет.
По-особому взаимодействуют с металлами концентрированные серная и азотная кислоты. С данными свойствами мы познакомимся позднее.
2. Следующее свойство кислот , которое мы рассмотрим – это взаимодействие с оксидами металлов. При взаимодействии кислот с оксидами металлов образуется соль и вода.
Опыт: взаимодействие оксида меди(2) с соляной кислотой.
Запишем уравнение реакции.
CuO + 2HCL = CuCL2 + H2O
3. Как вы думаете с чем еще могут вступать в химические реакции кислоты?
При взаимодействии с основаниями образуется соль и вода.
Опыт: гидроксид натрия + фенолфталеин(объяснить учащимся почему добавляем) взаимодействует с серной кислотой.
Что вы наблюдаете?
Запишем уравнение химической реакции.
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
4. Кислоты также взаимодействуют с солями. Вспомните , что является обязательном условием протекания реакций до конца.
– Выпадение осадка.
– Выделение газа.
– Образование малодиссоциирующего вещества – воды.
Опыт: взаимодействие раствора соды с соляной кислотой.
Что вы наблюдаете? Запишем уравнение реакций.
Na2CO3 + 2 HCL =2 NaCL + CO2 + H2O
Итак, сегодня мы с вами вспомнили и познакомились со следующими особенностями
солей:
– классификация
– действие индикатора
– ПТБ при работе с кислотами
– физические и химические свойства кислот
Сейчас используя знания полученные на уроке я предлагаю каждому из вас составить синквейн на тему “царство кислот”. Вспомним правила составления синквейна. (записано заранее на доске)
Правила составления синквейна.
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5-я строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Давайте проверим что у вас получилось?
Домашнее задание носит творческий характер:
– сочинить сказку о кислотах,
– сочинить стихотворение кислотах,
– составить кроссворд кислотах,
– составить презентацию кислотах.