Урок-игра "Путешествие в Царство кислот". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока:

  • Повторить определение кислот, их состав и классификацию. Познакомить с общими свойствами кислот. Закрепить умения составлять химические формулы и названия веществ.
  • Развивать навыки исследовательской работы.
  • Воспитывать культуры общения в классном коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, соляная кислота, серная кислота, оксид меди (2), карбонат натрия(раствор), магний, железо , медь, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Ход урока

Сегодня, ребята, нам предстоит увлекательное путешествие в мир кислот.

Маршрут нашего путешествия изображен на доске.

А все новое, что Вы узнаете за время нашего движения , запишите в рабочую тетрадь. Итак, в путь!

1-я стация “Информационная”.

Вспомните , пожалуйста, какие вещества мы называем кислотами?

Какие кислоты вы знаете?

Назовите их химические формулы?

Принадлежность веществ к “царству кислот ” можно определить по некоторым признакам:

  1. Наличие кислорода в кислоте.
  2. Количество атомов водорода в кислоте.
  3. Растворимость в воде.
  4. Степень электролитической диссоциации.
  5. Стабильность.
  6. Летучесть.

Рассмотрим каждый из этих признаков подробно.

Запишем известные нам кислоты в ряд

HF HCL HY HBr H2S H2SO4 H2SO3 H3PO4 HNO3 H2CO3 H2SiO3

По наличию кислорода кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные. Синим карандашом подчеркните кислородсодержащие кислоты, а красным бескислородные.

Что у Вас получилось?

По количеству водорода определяется основность кислот:

1 атом водорода – одноосновные. Поставьте над односновными кислотами букву “о”.

2 атома водорода – двухосновные. . Поставьте над двухосновными кислотами букву “д”.

3 атома водорода – трехосновные. . Поставьте над трехосновными кислотами букву “т”.

Давайте проверим, что у вас получилось?

Следующий признак – растворимость.

Все кислоты, кроме кремниевой, хорошо растворимы в воде.

Летучими называют кислоты, молекулы которых легко переходят в газообразное состояние, то есть испаряются. Это азотная, соляная, сероводородная кислоты. Сильными являются такие кислоты как серная ,соляная , азотная.

Стабильными – серная, фосфорная, соляная кислоты.

Выделите: в чем сходство всех кислот, которое определяет принадлежность к данному классу неорганических соединений.

Общее в составе и строении кислот обуславливает и общие свойства.

Большинство кислот – кислые на вкус.

Исключение: салициловая кислота – сладкая, никотиновая – горькая.

При обычных условиях кислоты могут быть твердыми (фосфорная, кремниевая) и жидкими (серная).

Посмотрите-ка ребята, что это у нас на пути?

Красный цвет – пути нет.

2-я станция “Правила техники безопасности”.

Кислоты требуют очень осторожного обращения.

Особенно коварна серная кислота. При попадании кислоты на кожу происходит сильнейший ожог.

Запомните правило:

Сначала вода, потом кислота,
Иначе случится большая беда!

Как вы понимаете данное правило? (Ответы учащихся.)

При попадании кислоты на кожу, ее необходимо промыть 5% раствором соды.

Следующая станция “Индикаторная” .

Какие вещества мы называем индикаторами?

В переводе с латинского “указатели”.

Какие индикаторы вы знаете?

Давайте, проверим как ведут себя разные индикаторы в кислой среде.

Учитель проводит опыт, учащиеся наблюдают.

Что Вы наблюдаете?

Как вы думаете, почему все известные кислоты на лакмус действуют одинаково? Произошел процесс диссоциации. В результате которого образовались ионы водорода. Запишем уравнение диссоциации на примере соляной кислоты.

HCL = H + CL

Вывод: минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

Мы подъехали к конечной станции.

4-я станция “Экспериментальная”.

Сейчас мы экспериментальным путем определим, какими химическими свойствами обладают кислоты.

1. Одним из важнейших свойств является взаимодействие кислот с металлами.

Опыт: в трех пробирках находится магний ,железо, медь добавляем соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Давайте выясним почему металлы по разному реагируют с кислотами.

Откройте форзац учебника. Вашему вниманию предоставлен ряд металлов, расположенных в порядке уменьшения их химической активности.

Этот ряд называется “Электрохимический ряд напряжения металлов” составлен русским ученым Н.Н.Бекетовым.

Посмотрите, где в ряду активности находится магний, железо, медь?

Возникает вопрос , почему среди металлов находится неметалл водород. Водород также как и металлы обладает способностью отдавать электрон и приобретать положительный заряд.

Соотнесите положение металлов и водорода в ряду активности металлов. Значит металлы стоящие в ряду активности до водорода вытесняют водород из кислот, а стоящие после нет. Следующими условиями течения данных химических реакций является следующее:

– образование растворимой соли,
– в реакцию вступают только растворимые кислоты.

Запишем уравнение химических реакций.

Mg + 2 HCL= MgCL2 + H2

Fe + 2 HCL= FeCL2 + H2

Cu + HCL – реакция не идет.

По-особому взаимодействуют с металлами концентрированные серная и азотная кислоты. С данными свойствами мы познакомимся позднее.

2. Следующее свойство кислот , которое мы рассмотрим – это взаимодействие с оксидами металлов. При взаимодействии кислот с оксидами металлов образуется соль и вода.

Опыт: взаимодействие оксида меди(2) с соляной кислотой.

Запишем уравнение реакции.

CuO + 2HCL = CuCL2 + H2O

3. Как вы думаете с чем еще могут вступать в химические реакции кислоты?

При взаимодействии с основаниями образуется соль и вода.

Опыт: гидроксид натрия + фенолфталеин(объяснить учащимся почему добавляем) взаимодействует с серной кислотой.

Что вы наблюдаете?

Запишем уравнение химической реакции.

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

4. Кислоты также взаимодействуют с солями. Вспомните , что является обязательном условием протекания реакций до конца.

– Выпадение осадка.
– Выделение газа.
– Образование малодиссоциирующего вещества – воды.

Опыт: взаимодействие раствора соды с соляной кислотой.

Что вы наблюдаете? Запишем уравнение реакций.

Na2CO3 + 2 HCL =2 NaCL + CO2 + H2O

Итак, сегодня мы с вами вспомнили и познакомились со следующими особенностями солей:
– классификация
– действие индикатора
– ПТБ при работе с кислотами
– физические и химические свойства кислот

Сейчас используя знания полученные на уроке я предлагаю каждому из вас составить синквейн на тему “царство кислот”. Вспомним правила составления синквейна. (записано заранее на доске)

Правила составления синквейна.

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4-я строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5-я строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Давайте проверим что у вас получилось?

Домашнее задание носит творческий характер:
– сочинить сказку о кислотах,
– сочинить стихотворение кислотах,
– составить кроссворд кислотах,
– составить презентацию кислотах.