Рабочая программа курса "Занимательная математика". 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Пояснительная записка.

Общая характеристика факультатива. “Занимательная математика” входит во внеурочную деятельность по направлению “Общеинтеллектуальное развитие личности”. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

“Занимательная математика” учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником “центров” деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочного занятия используется принцип игр “Ручеёк”, “Пересадки”, принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами.

Цель курса “Занимательная математика – развить математические способности учащихся, формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения

Основные задачи:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приёмов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место внеурочного занятия в учебном плане. Программа рассчитана на 66 ч в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 35 мин. Содержание внеурочного занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу “Математика” и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

Личностными результатами изучения данного курса являются:
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты изучения данного курса.

Учащиеся научаться:
– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
– ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
– проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развёрток);
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты изучения данного курса.

Учащиеся должны знать:
– старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
– названия больших чисел;
– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

Учащиеся должны уметь:
– читать и записывать римские числа;
– читать и записывать большие числа;
– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
– выполнять проектные работы.

Приложение 1.

Тематическое планирование

№ п/п Тема. Количество часов. Количество проектных и
практических работ.
1 Числа. Арифметические действия. Величины. 18 3
2 Мир занимательных задач. 20 3
3 Геометрическая мозаика. 28 6
4 Итого. 66 12

Приложение 2.

Материально-техническое обеспечение.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. “Математический веер” с цифрами и знаками.

4. Игра “Русское лото” (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: “Математика и конструирование”, “Считай и побеждай”, “Весёлая математика” и др.

7. Математический набор “Карточки-считалочки” (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

9. Набор “Геометрические тела”.

10. Математические настольные игры: математические пирамиды “Сложение в пределах 10; 20; 100”, “Вычитание в пределах 10; 20; 100”,“Умножение”, “Деление” и др.

11. Палитра – основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам “Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000”, “Умножение и деление” и др.

12. Набор “Карточки с математическими заданиями и планшет”: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.

13. Плакат “Говорящая таблица умножения” / А.А. Бахметьев и др. –М. : Знаток, 2009.

15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. – М.: ВАРСОН, 2010.

16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. – М.: ВАРСОН 2010.

Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. – № 7.
  2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001.
  4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. – Минск: Фирма “Вуал”, 1993.
  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006.
  6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб. : Союз, 2001.
  7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. – М. : АСТ, 2006.
  8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php – образовательные проекты портала “Вне урока”: Математика. Математический мир.
  2. http://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса “Кенгуру”.
  3. http://4stupeni.ru/stady – клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  4. http://www.develop-kinder.com– “Сократ” – развивающие игрыи конкурсы.
  5. http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.