Пояснительная записка.
Общая характеристика факультатива. “Занимательная математика” входит во внеурочную деятельность по направлению “Общеинтеллектуальное развитие личности”. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
“Занимательная математика” учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником “центров” деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочного занятия используется принцип игр “Ручеёк”, “Пересадки”, принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами.
Цель курса “Занимательная математика – развить математические способности учащихся, формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения
Основные задачи:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приёмов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Место внеурочного занятия в учебном плане. Программа рассчитана на 66 ч в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 35 мин. Содержание внеурочного занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу “Математика” и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся научаться:
– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
– ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения;
– проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др. и из бумажных развёрток);
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся должны знать:
– старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
– названия больших чисел;
– свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными
числами и нулём и их свойства
– приёмы быстрого счёта;
– методы решения логических задач;
– свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Учащиеся должны уметь:
– читать и записывать римские числа;
– читать и записывать большие числа;
– пользоваться приёмами быстрого счёта;
– решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические
головоломки, простейшие задачи на графы;
– решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
– выполнять проектные работы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема. | Количество часов. | Количество проектных и практических работ. |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 18 | 3 |
2 | Мир занимательных задач. | 20 | 3 |
3 | Геометрическая мозаика. | 28 | 6 |
4 | Итого. | 66 | 12 |
Материально-техническое обеспечение.
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. “Математический веер” с цифрами и знаками.
4. Игра “Русское лото” (числа от 1 до 100).
5. Электронные издания для младших школьников: “Математика и конструирование”, “Считай и побеждай”, “Весёлая математика” и др.
7. Математический набор “Карточки-считалочки” (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
9. Набор “Геометрические тела”.
10. Математические настольные игры: математические пирамиды “Сложение в пределах 10; 20; 100”, “Вычитание в пределах 10; 20; 100”,“Умножение”, “Деление” и др.
11. Палитра – основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам “Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000”, “Умножение и деление” и др.
12. Набор “Карточки с математическими заданиями и планшет”: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.
13. Плакат “Говорящая таблица умножения” / А.А. Бахметьев и др. –М. : Знаток, 2009.
15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. – М.: ВАРСОН, 2010.
16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. – М.: ВАРСОН 2010.
Литература для учителя
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. – № 7.
- Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. – Минск: Фирма “Вуал”, 1993.
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб. : Союз, 2001.
- Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. – М. : АСТ, 2006.
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php – образовательные проекты портала “Вне урока”: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса “Кенгуру”.
- http://4stupeni.ru/stady – клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com– “Сократ” – развивающие игрыи конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.