Урок географии на тему "Дальний Восток: край контрастов"

Разделы: География


Цели урока:

  • сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока;
  • углубить знания о взаимосвязях природных комплексов;
  • выявление особенностей природы региона через осуществление самостоятельной поисковой работы с картами атласа, текстом учебника;
  • применение ранее полученных знаний при составлении характеристики;
  • природного комплексастраны;
  • развитие коммуникативных умений при обсуждении полученных результатов

Задачи:

  1. Развивать умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение Дальнего Востока, и устанавливать его влияние на своеобразие природных условий
  2. Изучить геологическое строение территории и его отражение в современном рельефе.
  3. Закрепить умение устанавливать закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых на территории Дальнего Востока.
  4. Выявить причины современной сейсмичной активности района.
  5. Закрепить умения характеризовать климат с помощью климатических карт и установить его влияние на питание и режим рек.
  6. Закрепить умение работать с картами различного содержания, сопоставлять их и устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами природы.
  7. Продолжить развитие логического мышления учащихся, для чего создавать проблемные ситуации и формировать умение выхода из них.
  8. Способствовать развитию самостоятельности самоуправлению, умению работать в группе.
  9. Формирование патриотических чувств учащихся, готовить учащихся к выбору профессий.

Тип урока: практическая, игра – экспедиция.

Форма: групповая.

Средства обучения: Карты России: физическая, тектоническая, климатическая, атласы; диски, картины, таблицы, компьютер.

Учебники: Природа России 8 класса, Под ред. Э. М. Раковской и И. И Бариновой, Хрестоматия. География России, М; Аванта – плюс, 2002.

Организационный момент.

Для изучения новой темы создаются две команды, команды выбирают название, девиз и эмблему. В каждой команде работают картографы, геоморфологи, геологи, вулканологи, климатологи, гидрологи.

Учитель: Название Дальний Восток возникло в народе в конце ХУ11в, когда землепроходцы уходили в поисках новых земель и пушного зверя всё дальше и дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана. От центра государства Российского путь до этих восточных окраин был очень далёким.

Вам известно из первых уроков, как землепроходцы и мореходы открывали, исследовали и наносили новые земли на карту. На этом уроке мы совершаем путешествие по Дальнему Востоку, узнаем много интересного об этом природном районе. В этой игре – экспедиции принимают участие геоморфологи, геологи, климатологи, гидрологи ,вулканологи, учащиеся выполняют роль этих исследователей и помогают учителю, выполняя различные задания. Вы, участники экспедиций на Дальний Восток. Самый удивительный край, загадочный, контрастный; здесь можно увидеть белых медведей и тигров, высокие горы и равнины, полноводные реки и вулканические озёра, лишайники и лианы. Только на Дальнем Востоке действующие вулканы и гейзеры. Команды выполняют групповые задания, за каждый ответ получают один балл.

Первая станция находится называется “Исследователи”.

На экране или на доске имена землепроходцев и мореходов. Вы должны ответить на вопросы:

Иван Москвитин 1639.
Семён Дежнёв 1648.
Михаил Стадухин 1650–1657 гг.
Ерофей Хабаров 1649 г.
Василий Поярков (1643–1646 гг.).
Владимир Атласов 1696 –1699гг.
Витус Беринг (1681–1741).
С. П. Крашенинников 1738–1741 гг.
Г. И. Невельской 1849.

Назвать исследователей Дальнего Востока:

  1. Кто первым дал сведения о полуострове Камчатка?
  2. Кто первым открыл Берингов пролив?
  3. Автор книги “Описание земли Камчатки”?
  4. В честь какого исследователя названы Командорские острова?
    Какие географические объекты носят имя этого исследователя?
  5. Исследователи реки Амур.
  6. Кто первым вышел на побережье Охотского моря?
  7. Кто из путешественников доказал что Сахалин остров?

Учитель: Физико-географическое положение определяется тем, что район определяется тем, что район занимает окраинное положение на востоке России, выходя широким фронтом к Тихому океану и к Северному Ледовитому океану.

2-я станция “Физико-географическое положение” (Работа с физической картой Дальнего Востока.) Путешествуя по границам Дальнего Востока, картографы называют и показывают на карте; или верно расположите на карте компьютера географические названия, характеризующие географическое положение Дальнего Востока:

А) Моря омывающие берега: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.
Б) Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.
В) Проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Татарский.
Г) Полуострова: Камчатка, Чукотка.
Д) Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин.

Следующее задание:

По каким горным хребтам проходит сухопутная граница, с какими странами граничит?

Учитель: Рельеф Дальнего Востока разнообразен, преобладают горы. Дальний Восток – это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. На юге преобладают средневысотные и низкие горные хребты

На 3-й станции “Рельеф и тектоническая структура”. Вы должны определить РЕЛЬЕФ Дальнего Востока, возраст и полезные ископаемые использовать тектоническую и физическую карту. На этой станции дружно работают геоморфологи и геологи. Они определяют по тектонической карте возраст территорий и размещение полезных ископаемых и заполняют таблицу № 1 .

Приложение 1.

Вопросы к учащимся :

Геоморфологам: Какие формы рельефа преобладают и почему?

Чтобы ответить на этот вопрос сопоставьте физическую и тектоническую карты. (Это объясняется строением земной коры, большую часть занимают складчатости.)

Геоморфологам: Почему здесь преобладает горный рельеф? (Территория Дальнего Востока расположена в области кайнозойской и мезозойской складчатости , а складчатым областям соответствуют горные формы рельефа.)

Вопросы вулканологу: Почему на Дальнем Востоке земная кора неустойчива и часто возникают землетрясения, моретрясения и извержение вулканов? Какие вулканы находятся на Камчатке? (На Дальнем Востоке – молодая земная кора, здесь проходит граница литосферных плит.)

Просмотр кинофрагментов об извержении вулканов.

Вывод: Материковая часть Дальнего Востока древнее, устойчивее к внутренним процессам литосферы, а острова и полуостров Камчатка образовались в альпийскую складчатость и поэтому тектонические процессы здесь продолжаются и в настоящее время

Задания геологам: Подумайте над проблемным заданием. Известно, что в этом районе добываются самые разнообразные полезные ископаемые: нефть, газ и уголь– осадочного происхождения; золото , олово, полиметаллические и железные руды – магматического происхождения; много месторождений самородной серы, горячие и минеральные источники.

Объясните, почему Дальний Восток исключительно богат разнообразными по происхождению полезными ископаемыми?

4-я станция “КЛИМАТ”.

Учитель: На формирование климата Дальнего Востока оказывают многие факторы: рельеф, океан, вследствие огромной протяженности с севера на юг территория Дальнего Востока лежит в трёх климатических поясах: на севере – арктический, субарктический; на юге – умеренный муссонный, умеренный, морской климат на Камчатке и на Курильских островах.

Задания климатологам: Дать характеристику климата городов, наносить данные в таблицу. Использовать климатические карты на страницах учебника 89, 90, 91, 96–97. или интерактивную карту на компьютере.

Первая команда определяет климат городов Анадыря и Владивостока, вторая команда – г. Петропавловск – Камчатского и Хабаровска.

Вывод: разнообразие климата объясняется большой протяжённостью территории.

Приложение 2

5-я станция “Внутренние воды”. Задания для гидрологов.

Составить характеристику реки по предложенным признакам.

Команды выбирают реки.

Амур.

1. Ледниковое питание.
2. Смешанное питание.
3. Дождевое питание.
4. Половодье весной.
5. Подо льдом 2–3 месяца.

Анадырь.

6. Половодье летом.
7. Имеют большое падение воды.
8. Замерзают зимой.
9. Замерзают на продолжительный срок.
10. Зимняя межень.

 Ответ: Амур (2, 3, 5,6, 8, 10).

Анадырь (1, 2, 4, 7, 9).

Вывод: Дальний Восток богат водными ресурсами. Для Дальнего Востока характерна большая густота, полноводность рек. Большое влияние на реки оказывает климат и рельеф.

Учитель Мы сегодня совершили путешествие по Дальнему Востоку и определили наиболее характерные черты природы региона

Выводы:

1. Приморское географическое положение, протяженность региона с севера на юг, материковая и полуостровная и островная части. Влияние географического положения на природные условия.

2. Возраст территории, сейсмическая активность. Разнообразие рельефа и полезных ископаемых.

3. Вследствие огромной протяжённости с севера на юг территория Дальнего Востока расположена в трёх климатических поясах. Климат Дальнего Востока умеренный муссонный в южной части, арктический и субарктический в северной части, умеренный морской на Камчатке и Курильских островах.

4. Водные ресурсы отличаются режимом и питанием.

Подведение итогов игры – экспедиции и награждение учеников.

Задания на дом: Класс делится на группы по 5 человек для сбора материала, иллюстраций, описаний природы. Каждая команда является членом туристического бюро. Ей надо подготовить туристический рекламный проект. В команде есть руководитель, оформитель, редакторы – журналисты. Редакторы – журналисты на уроке будут писать на полоске бумаги ответ на 1–2 пункта плана и затем прикладывать эти полоски на рекламный лист. Дизайнер должен нарисовать или найти картины, фотографии объекта, который группа регламирует.

1-я команда – о Чукотке;

2-я команда – о Камчатке;

3-я команда – о Сахалине;

4-я команда – о Приморье;

5-я команда – о Курилах.

Вопросник:

  1. Географическое положение.
  2. Кто изучал, открыл территорию?
  3. Кто здесь жил раньше?
  4. Рельеф (горы, равнины, вулканы, гейзеры).
  5. Полезные ископаемые.
  6. Климат (тип климата, влажный сезон, благоприятен для туристов, когда лучше поехать туристам).
  7. Что надеть, что взять с собой?
  8. Природные уникумы – что посмотреть.
  9. Чем можно заняться – рыбалка, восхождение на вершину, охота, ванны с тёплой водой.