Урок-игра "Звездный час". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Урок № 14 .

Раздел: “ География своей местности”.

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу “Владимирская область”.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Систематизировать географические знания детей по теме “География своей местности” посредством интегрированных (связь географии с естественными науками) и интегративных (связь географии с общественными науками) связей.
2. Обобщить знания учащихся по теме “География своей местности”.
3. Показать учащимся практическую значимость географического материала по данной теме (знание родного края и умение ориентироваться).
4.Закреплять знания учащихся о Владимирской области и стимулировать познавательный интерес.
5. Обогащать активный словарный запас учащихся через разнообразные виды работ с географическими терминами на разных этапах урока.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у учащихся произвольное внимание, долговременную память, связанную речь через работу с настенными картами, с наглядными пособиями.
2. Корригировать и развивать мышление через анализ, синтез, сравнение.
3. Способствовать развитию у школьников познавательных способностей, творческой активности в добывании и применении знаний.
4. Помогать учащимся увидеть результативность проделанной работы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать у детей умение работать в парах.
2. Воспитание у учащихся самостоятельности, трудолюбия, аккуратности.
3. Способствовать формированию познавательного интереса к географии у школьников.
4. Создать на уроке доброжелательную атмосферу, обеспечивающую творческое сотрудничество на уровне учитель-ученик, ученик-ученик.

Основные знания: учебник “География Владимирской области”.

Основные термины и понятия: история, природные условия.

Оборудование и материалы: учебник “География Владимирской области”, тетради, физическая карта Владимирской области, см. Приложение.

Тип урока: урок-игра.

Ход игры

Учитель обращается к классу, говорит:

– Сегодня, мы собрались, чтобы обобщить, закрепить наши знания о Владимирской области. Наш урок пройдёт в виде интеллектуальной игры. Эта игра называется “Звёздный час” по теме “Владимирская Русь”. И сегодня звёздный час наступит для самого знающего всё о Владимирской области: и историю, и природные условия, и хозяйство, и достопримечательности. Условия игры “Звёздный час”: каждый участник за правильный ответ получает звёздочку. С наименьшим количеством звёздочек участник выбывает из игры: после 3х туров и конкурса “Кубики”, после V, VI туров. Победителем становится обладатель знаний о Владимирской области и большего количества звёздочек. Чтобы дать ответ, надо поднять карточку с номером звёздочки, которые вы видите на доске и обосновать правильность ответа.

Приложение 1.

I тур “ ИМЕНА ” (Выбери правильный ответ) Приложение 2.

Вопросы: Ответы.

1. Кто из представленных князей на месте старого поселения землевладельцев и ремесленников основал г. Владимир? Ответ. № 7
2. При каком из этих князей город Владимир становится столицей Северо-Восточной Руси? Ответ. № 3.
3. Один из этих князей был захоронен в Богородице Рождественском монастыре г. Владимира, но по приказу ПетраI останки этого князя были перенесены в Санкт-Петербургский монастырь. Кто это? Ответ. № 6.

“ДАТЫ” (Выбери правильный ответ) Приложение 3.

Вопросы:

1.В каком году во Владимире происходили военные действия? Ответ. №4.

2.Какая из этих дат является датой основания и возведения города-крепости Владимира-на-Клязьме? Ответ. № 7.

3.Какой датой древние люди запечатлели в летописи ужасные дни землетрясения? Ответ. № 2.

II тур (Закончи предложение, выбрав нужный ответ и поставь слова в нужном падеже) “Географическое положение” Приложение 4.

Вопросы:

1. Владимирская область расположена в центре…… Ответ. № 6.

“Климат” (Закончи предложение, выбрав нужный ответ и поставь слова в нужном падеже) Приложение 5.

Вопросы:

1. Владимирская область находится в …….. Ответ. № 3.

III тур “ Реки” (Выбери правильный ответ) Приложение 6.

Вопросы:

1. На берегах какой из этих рек до сих пор строится город Владимир? Ответ. № 5.
2. Притоком какой из этих рек является река Клязьма? Ответ. № 7.
3. На какой из данных рек образовано водохранилище? Ответ. № 4.

“Рельеф” ” (Выбери правильный ответ) Приложение 7.

Вопросы: О

1. Какая поверхность характерна для Владимирской области? Ответ. № 1.

Конкурс “КУБИКИ”.

Задание: участники составляют слова из букв, которые указаны на выброшенных кубиках. Условие конкурса: кто составил короткое слово и набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры.

IVтур. “ Растительный мир” (Правильны ли мои утверждения?) Приложение 8.

Вопросы: Ответы:

1 Я утверждаю, что все эти породы деревьев в равных долях произрастают в лесах Владимирской области? Ответ. Нет, только № 4.
2. Я утверждаю, что липа занимает2-е место по распространению во Владимирской области? Ответ. Нет, только № 1.
3. Я утверждаю, что все эти породы деревьев являются самыми “музыкальными” во Владимирской области? Ответ. Нет, только № 2.

“Животный мир” (Правильны ли мои утверждения?) Приложение 9.

Вопросы: Ответы:

1. Я утверждаю, что все эти животные подлежат охране? Ответ. Да, кроме № 1, № 7.
2. Я утверждаю, что все эти животные занесены в Красную книгу. Так ли это? Ответ. Нет, только № 2, № 6.
3. Я утверждаю, что все эти животные зимуют в берлоге. Так ли это? Ответ. Нет только № 3.

Физкультминутка.

Подведение итогов: Подсчёт количества звёзд. Кто набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры.

V тур “ Хозяйственный комплекс” (Выбери правильный ответ) Приложение 10.

Вопросы:

1 .Какая из данных культур занимает наибольшую посевную площадь во Владимирской области? Ответ. № 5.
2. Какая из отраслей промышленности во Владимирской области является ведущей? Ответ. № 3.
3. Я считаю, что выращивание картофеля преобладает над выращиванием зерновых культур во Владимирской области? Ответ. Нет, № 6.

“Достопримечательности” (Выбери правильный ответ) Приложение 11.

Вопросы: Ответы:

1. Какой из этих архитектурных памятников самый древний? Ответ. № 1, 2.
2. Я считаю, что все эти памятники истории построены и находятся в областном центре. Так ли это? Ответ. Да, кроме № 4, 5.
3. Какой из этих памятников является самым молодым? Ответ. № 6.

Подведение итогов:

Подсчёт количества звёзд.

Кто набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры. Остаётся 2 участника и выходят в заключительный тур.

Конкурс “Составь слово” Задание: составить самое длинное существительное из слова “Краеведение”.

Анализ и оценки результатов игры:
1) Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог игры. За количество набранных звёзд учитель выставляет оценки.
2) Самооценка учащимися своей работы:
Учащиеся рассказывают о своей работе на уроке.

Рефлексия: При выходе из класса каждый ученик выбирает цветной кружок и кладёт его в соответствующую ячейку в коробочку на учительском столе. (красный – я не доволен собой на уроке, жёлтый – я работал не в полную силу и могу больше, зелёный – я доволен своей работой на уроке и своими знаниями)

Список используемой литературы:

  1. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1977.
  2. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
  3. Сборник Экологическое образование в школах. Владимир, 2001.
  4. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Нетрадиционные уроки. Воронеж, 2002.
  5. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М., 2003.
  6. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Санкт-Петербург, Союз, 2004.
  7. Сальникова Т.П. автор-составитель. Педагогические технологии. М., Сфера, 2005.
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., НИИ школьных технологий, 2006.
  9. Синёв В.Н.Коррекционная работа на уроках географии. Киев, «Радянска школа», 1977 г.
  10. Заездный Р.А.Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986 г.
  11. Громов П.А.Рисунок в обучении физической географии. М., «Просвещение», 1979 г.
  12. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. М., 2001 г.
  13. Пороцкая Т.И.Обучение географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1977 г., 159с.
  14. Пороцкая Т.И.екции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение»,1970 г.
  15. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1991 г.
  16. Выготский Л.С.Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребёнок. (Под редакцией Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., Учпедгиз, 1999 г, 390 с.
  17. Выготский Л.С.Развитие высших психических функций. М., Педагогика, 1960 г, 301 с.
  18. Лурия А.Р.Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии – М., 1975 г.
  19. Катаева А.А., Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., «Просвещение», 1991.