Урок № 14 .
Раздел: “ География своей местности”.
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу “Владимирская область”.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Систематизировать географические знания детей по теме “География своей
местности” посредством интегрированных (связь географии с естественными науками)
и интегративных (связь географии с общественными науками) связей.
2. Обобщить знания учащихся по теме “География своей местности”.
3. Показать учащимся практическую значимость географического материала по данной
теме (знание родного края и умение ориентироваться).
4.Закреплять знания учащихся о Владимирской области и стимулировать
познавательный интерес.
5. Обогащать активный словарный запас учащихся через разнообразные виды работ с
географическими терминами на разных этапах урока.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать у учащихся произвольное внимание, долговременную память,
связанную речь через работу с настенными картами, с наглядными пособиями.
2. Корригировать и развивать мышление через анализ, синтез, сравнение.
3. Способствовать развитию у школьников познавательных способностей, творческой
активности в добывании и применении знаний.
4. Помогать учащимся увидеть результативность проделанной работы.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у детей умение работать в парах.
2. Воспитание у учащихся самостоятельности, трудолюбия, аккуратности.
3. Способствовать формированию познавательного интереса к географии у
школьников.
4. Создать на уроке доброжелательную атмосферу, обеспечивающую творческое
сотрудничество на уровне учитель-ученик, ученик-ученик.
Основные знания: учебник “География Владимирской области”.
Основные термины и понятия: история, природные условия.
Оборудование и материалы: учебник “География Владимирской области”, тетради, физическая карта Владимирской области, см. Приложение.
Тип урока: урок-игра.
Ход игры
Учитель обращается к классу, говорит:
– Сегодня, мы собрались, чтобы обобщить, закрепить наши знания о Владимирской области. Наш урок пройдёт в виде интеллектуальной игры. Эта игра называется “Звёздный час” по теме “Владимирская Русь”. И сегодня звёздный час наступит для самого знающего всё о Владимирской области: и историю, и природные условия, и хозяйство, и достопримечательности. Условия игры “Звёздный час”: каждый участник за правильный ответ получает звёздочку. С наименьшим количеством звёздочек участник выбывает из игры: после 3х туров и конкурса “Кубики”, после V, VI туров. Победителем становится обладатель знаний о Владимирской области и большего количества звёздочек. Чтобы дать ответ, надо поднять карточку с номером звёздочки, которые вы видите на доске и обосновать правильность ответа.
I тур “ ИМЕНА ” (Выбери правильный ответ) Приложение 2.
Вопросы: Ответы.
1. Кто из представленных князей на месте старого поселения землевладельцев и ремесленников основал г. Владимир?
Ответ. № 7
2. При каком из этих князей город Владимир становится столицей Северо-Восточной Руси?
Ответ. № 3.
3. Один из этих князей был захоронен в Богородице Рождественском монастыре г.
Владимира, но по приказу ПетраI останки этого князя были перенесены в Санкт-Петербургский монастырь. Кто это?
Ответ. № 6.
“ДАТЫ” (Выбери правильный ответ) Приложение 3.
Вопросы:
1.В каком году во Владимире происходили военные действия? Ответ. №4.
2.Какая из этих дат является датой основания и возведения города-крепости Владимира-на-Клязьме? Ответ. № 7.
3.Какой датой древние люди запечатлели в летописи ужасные дни землетрясения? Ответ. № 2.
II тур (Закончи предложение, выбрав нужный ответ и поставь слова в нужном падеже) “Географическое положение” Приложение 4.
Вопросы:
1. Владимирская область расположена в центре…… Ответ. № 6.
“Климат” (Закончи предложение, выбрав нужный ответ и поставь слова в нужном падеже) Приложение 5.
Вопросы:
1. Владимирская область находится в …….. Ответ. № 3.
III тур “ Реки” (Выбери правильный ответ) Приложение 6.
Вопросы:
1. На берегах какой из этих рек до сих пор строится город Владимир? Ответ. № 5.
2. Притоком какой из этих рек является река Клязьма? Ответ. № 7.
3. На какой из данных рек образовано водохранилище? Ответ. № 4.
“Рельеф” ” (Выбери правильный ответ) Приложение 7.
Вопросы: О
1. Какая поверхность характерна для Владимирской области? Ответ. № 1.
Конкурс “КУБИКИ”.
Задание: участники составляют слова из букв, которые указаны на выброшенных кубиках. Условие конкурса: кто составил короткое слово и набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры.
IVтур. “ Растительный мир” (Правильны ли мои утверждения?) Приложение 8.
Вопросы: Ответы:
1 Я утверждаю, что все эти породы деревьев в равных долях произрастают в лесах Владимирской области?
Ответ. Нет, только № 4.
2. Я утверждаю, что липа занимает2-е место по распространению во Владимирской области?
Ответ. Нет, только № 1.
3. Я утверждаю, что все эти породы деревьев являются самыми “музыкальными” во Владимирской области?
Ответ. Нет, только № 2.
“Животный мир” (Правильны ли мои утверждения?) Приложение 9.
Вопросы: Ответы:
1. Я утверждаю, что все эти животные подлежат охране? Ответ. Да, кроме № 1, № 7.
2. Я утверждаю, что все эти животные занесены в Красную книгу. Так ли это?
Ответ. Нет, только № 2, № 6.
3. Я утверждаю, что все эти животные зимуют в берлоге. Так ли это? Ответ. Нет только № 3.
Физкультминутка.
Подведение итогов: Подсчёт количества звёзд. Кто набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры.
V тур “ Хозяйственный комплекс” (Выбери правильный ответ) Приложение 10.
Вопросы:
1 .Какая из данных культур занимает наибольшую посевную площадь во Владимирской области?
Ответ. № 5.
2. Какая из отраслей промышленности во Владимирской области является ведущей?
Ответ. № 3.
3. Я считаю, что выращивание картофеля преобладает над выращиванием зерновых культур во Владимирской области?
Ответ. Нет, № 6.
“Достопримечательности” (Выбери правильный ответ) Приложение 11.
Вопросы: Ответы:
1. Какой из этих архитектурных памятников самый древний? Ответ. № 1, 2.
2. Я считаю, что все эти памятники истории построены и находятся в областном центре. Так ли это?
Ответ. Да, кроме № 4, 5.
3. Какой из этих памятников является самым молодым? Ответ. № 6.
Подведение итогов:
Подсчёт количества звёзд.
Кто набрал малое количество звёзд, тот выбывает из игры. Остаётся 2 участника и выходят в заключительный тур.
Конкурс “Составь слово” Задание: составить самое длинное существительное из слова “Краеведение”.
Анализ и оценки результатов игры:
1) Учитель констатирует достигнутые
результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог игры. За
количество набранных звёзд учитель выставляет оценки.
2) Самооценка учащимися своей
работы:
Учащиеся рассказывают о своей работе на уроке.
Рефлексия: При выходе из класса каждый ученик выбирает цветной кружок и кладёт его в соответствующую ячейку в коробочку на учительском столе. (красный – я не доволен собой на уроке, жёлтый – я работал не в полную силу и могу больше, зелёный – я доволен своей работой на уроке и своими знаниями)
Список используемой литературы:- Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1977.
- СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
- Сборник Экологическое образование в школах. Владимир, 2001.
- Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Нетрадиционные уроки. Воронеж, 2002.
- Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М., 2003.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Санкт-Петербург, Союз, 2004.
- Сальникова Т.П. автор-составитель. Педагогические технологии. М., Сфера, 2005.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., НИИ школьных технологий, 2006.
- Синёв В.Н.Коррекционная работа на уроках географии. Киев, «Радянска школа», 1977 г.
- Заездный Р.А.Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986 г.
- Громов П.А.Рисунок в обучении физической географии. М., «Просвещение», 1979 г.
- Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. М., 2001 г.
- Пороцкая Т.И.Обучение географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1977 г., 159с.
- Пороцкая Т.И.екции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение»,1970 г.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1991 г.
- Выготский Л.С.Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребёнок. (Под редакцией Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., Учпедгиз, 1999 г, 390 с.
- Выготский Л.С.Развитие высших психических функций. М., Педагогика, 1960 г, 301 с.
- Лурия А.Р.Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии – М., 1975 г.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., «Просвещение», 1991.