Урок окружающего мира по теме "Где зимуют птицы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


1. Вступительное слово учителя.

Учитель пересказывает рассказ Ю. Дмитриева.

Какие птицы бывают

Птицы на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много - около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие - только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные.

- Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Отгадай загадки, о ком идёт речь?

В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух). Слайд 1. Презентация

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей) Слайд 2

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь) Слайд 3

- Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя? Какая? (Воробей, потому-то петух и гусь – это домашние животные.) Слайд 4

- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаем в природе. Для этого надо разделиться на две команды.

2. Конкурс загадок

Учитель по очереди читает загадки обеим командам. За правильно отгаданную загадку команда получает одно очко.

Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!”. А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит….(Сорока). Слайд 5

И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться эти
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …(Совы) Слайд 6

- Ребята, а кто догадался, что у этих птиц общее? (Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас)

- Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы ещё знаете?

- А теперь давайте откройте учебник с.76 и посмотрим на птиц, зимующих у нас.

(Галки, синицы, вороны, поползни, голуби). Слайд 7

- Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые птицы).

Учитель просит детей раскрасить кружки возле тех птиц, которых они видели зимой и сообщает:

- Эти птицы не бояться морозов, а еду ухитряются добывать. Даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам.

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерно, крупу или хлеб). Слайд 8

- Итак, продолжаем конкурс загадок!

Угадайте, что за птичка -
Темненькая, невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка). Слайд 9

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это? (Соловей). Слайд 10

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно – розовый …(Скворец). Слайд 11

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Птицы- непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет, или какой – нибудь другой зверёк. А вот улетать за тысячи километров, а потом возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Это перелётные птицы).

- Каких перелётных птиц вы знаете. (Журавль, грач, жаваранок). Слайд 12

Ученики работают с учебником с.76,читают названия птиц и текст.

Учитель задаёт вопросы по прочитанному:

- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края)

- Когда они вновь возвратятся к нам? (Весной)

- Как называют этих птиц? (Перелетные)

- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой)

3. Конкурс “Почемучка”

Обеим командам учитель задает по одному вопросу, дает время на обдумывание, дети отвечают, после ответов жюри подводит итоги конкурса.

Вопросы.

  1. Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?
  2. Почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует в наших краях?

4. Конкурс третий лишний.

Учитель сообщает, что сейчас будет называть тройку птиц, а ребятам надо найти лишнюю птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.

Ворона   Сова   Стриж   Скворец
Сорока   Голубь   Воробей   Поползень
Кукушка   Соловей   Галка   Журавль

Слайд 13

5. Конкурс “Узнай птицу”

Учитель читает описание птицы, Задача детей_ как можно быстрее узнать ее. Команда, отгадавшая раньше, получает одно очко.

Описание первое

Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда ме6лкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.

Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночью, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. Слайд 14

Описание второе

Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. Слайд 15

Описание третье

Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.

Глядя на птиц резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Слайд 16

Описание четвертое

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетит к нашим домам за помощью и будет клевать все, что вы дадите, - зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса или сала.

У этих птичек белые щечки и грудка, брюшко желтое, спинка зеленая, крылья серо-голубые, а на голове черная шапочка. Слайд 17

5. Итог урока

Жюри подводит итоги викторины

- Наш урок подошел к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, где же зимуют птицы? (В теплых краях)

- Какие птицы зимуют у нас?

Учитель обращается к детям с просьбой не забывать заботиться о пернатых друзьях зимой, помогать им.

Литература

  1. Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” Москва “ВАКО”. 2007.
  2. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Учебник для 1 класса. “Мир вокруг нас”. Москва “Просвещение”/2004.
  3. http://www.yandex.ru/