1. Вступительное слово учителя.
Учитель пересказывает рассказ Ю. Дмитриева.
Какие птицы бывают
Птицы на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много - около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие - только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные.
- Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Отгадай загадки, о ком идёт речь?
В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух). Слайд 1. Презентация
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей) Слайд 2
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь) Слайд 3
- Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя? Какая? (Воробей, потому-то петух и гусь – это домашние животные.) Слайд 4
- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаем в природе. Для этого надо разделиться на две команды.
2. Конкурс загадок
Учитель по очереди читает загадки обеим командам. За правильно отгаданную загадку команда получает одно очко.
Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!”. А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит….(Сорока). Слайд 5
И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться эти
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …(Совы) Слайд 6
- Ребята, а кто догадался, что у этих птиц общее? (Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас)
- Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы ещё знаете?
- А теперь давайте откройте учебник с.76 и посмотрим на птиц, зимующих у нас.
(Галки, синицы, вороны, поползни, голуби). Слайд 7
- Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые птицы).
Учитель просит детей раскрасить кружки возле тех птиц, которых они видели зимой и сообщает:
- Эти птицы не бояться морозов, а еду ухитряются добывать. Даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам.
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерно, крупу или хлеб). Слайд 8
- Итак, продолжаем конкурс загадок!
Угадайте, что за птичка -
Темненькая, невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка). Слайд
9
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это? (Соловей). Слайд 10
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно – розовый …(Скворец). Слайд 11
Жюри подводит итоги первого конкурса.
Птицы- непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет, или какой – нибудь другой зверёк. А вот улетать за тысячи километров, а потом возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Это перелётные птицы).
- Каких перелётных птиц вы знаете. (Журавль, грач, жаваранок). Слайд 12
Ученики работают с учебником с.76,читают названия птиц и текст.
Учитель задаёт вопросы по прочитанному:
- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края)
- Когда они вновь возвратятся к нам? (Весной)
- Как называют этих птиц? (Перелетные)
- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой)
3. Конкурс “Почемучка”
Обеим командам учитель задает по одному вопросу, дает время на обдумывание, дети отвечают, после ответов жюри подводит итоги конкурса.
Вопросы.
- Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?
- Почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует в наших краях?
4. Конкурс третий лишний.
Учитель сообщает, что сейчас будет называть тройку птиц, а ребятам надо найти лишнюю птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.
Ворона | Сова | Стриж | Скворец | |||
Сорока | Голубь | Воробей | Поползень | |||
Кукушка | Соловей | Галка | Журавль |
Слайд 13
5. Конкурс “Узнай птицу”
Учитель читает описание птицы, Задача детей_ как можно быстрее узнать ее. Команда, отгадавшая раньше, получает одно очко.
Описание первое
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда ме6лкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночью, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. Слайд 14
Описание второе
Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. Слайд 15
Описание третье
Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Слайд 16
Описание четвертое
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетит к нашим домам за помощью и будет клевать все, что вы дадите, - зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса или сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, брюшко желтое, спинка зеленая, крылья серо-голубые, а на голове черная шапочка. Слайд 17
5. Итог урока
Жюри подводит итоги викторины
- Наш урок подошел к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, где же зимуют птицы? (В теплых краях)
- Какие птицы зимуют у нас?
Учитель обращается к детям с просьбой не забывать заботиться о пернатых друзьях зимой, помогать им.
Литература
- Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” Москва “ВАКО”. 2007.
- А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Учебник для 1 класса. “Мир вокруг нас”. Москва “Просвещение”/2004.
- http://www.yandex.ru/