“Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся”[1]. Модернизация школы ставит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Воспитание в детях таких качеств, как самостоятельность, умение вести за собой, смелость, инициативность, доброжелательность, целеустремленность становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью.
Переход современной школы на личностно-ориентированное образование предполагает пересмотр привычных условий обучения. “Учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролёр её взаимодействия с каждым учеником” – подчеркивал Л.С. Выготский.
Как же создать в школе и за ее пределами такую среду, которая позволит детям самореализации в социуме, поможет развить самостоятельность в решении личных и общественных проблем?
Для получения социальной практики, необходимо приобщить детей к общественно-полезной социально-значимой деятельности. Важно, чтобы она осуществлялась при условии тесного взаимодействия и делового сотрудничества со взрослыми. Примерами такого сотрудничества являются совместные акции и проекты, осуществляемые в школе. Это благотворительная акция “Чистый двор” по благоустройству школьной территории, акция “Украсим школьный двор” (выращивание и посадка цветов на школьной площадке). Социальная акция “Подарки для детского дома” (сбор канцтоваров и игрушек для малышей Кировского Дома ребенка). С помощью акции “Сытый Тузик” по сбору корма и лекарственных средств ученики начальных классов собрали 11 коробок корма и лекарств. А деньги, собранные в ходе акции, были переведены на счет Кировского приюта бездомных животных.
Для продуктивной совместной деятельности, для размещения детских образовательных продуктов и обсуждения образовательной программы с участниками образовательного процесса мною был создан блог “Радуга”. Ведение блога открыло возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, Wiki – все это активно используется современными родителями, школьниками и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий. Следом за мной мои ученики стали авторами блогов на социальную тематику: Алиса Сокерина стала автором блога “Передай добро по кругу” для освещения акции “Сытый Тузик” по сбору корма и лекарственных средств для бездомных животных. А Высотин Данила освещал акции по ПДД на блоге “Дети против ДТП”. Меня обрадовало, что ученики сами предложили провести акции. Я только скорректировала их работу и помогла зарегистрировать блоги.
Особенностью проведения социальных акций посредством блога является то, что участники включатся в выполнение простых действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести к достижению целей.
Социальный проект “Дети против ДТП”.
Цель: Снижение случаев ДТП с участием детей посредством проведения социальных акций и освещение их средствами массовой информации. При проведении работы были поставлены следующие задачи:
- Создать блог в интернете.
- Расширить и пополнить знания детей о правилах дорожного движения, побудить участников дорожного движения к выполнению Правил посредством развития умения быстро и безошибочно ориентироваться в сложных ситуациях.
- Развивать интерес к проектной деятельности, обучать работе в группе и индивидуально по плану проекта;
- Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации;
- Стимулировать учащихся к изучению правил дорожного движения, опираясь на опыт ответственного поведения и социальную активность школьников.
- Проведение социальных акций.
Участники проекта: Обучающиеся начальной школы с 1 по 4-е классы. Учителя и родители учеников начальной школы.
Сроки проекта:
1-й этап – октябрь – ноябрь.
2-й этап – ноябрь – декабрь.
3-й этап – декабрь – апрель.
Форма работы: внеурочная (очно-заочная).
Гипотеза: Проводя различные акции по снижению ДТП, работая регулярно в блоге, освещая все проведенные акции и привлекая внимание общественности к данной проблеме, можно снизить число дорожно-транспортных происшествий.
Подготовительный этап.
Высотин Данила, работая над темой: “Проведение акций по сокращению случаев дорожно-транспортных происшествий и создание блога в интернете”, на первом этапе изучил литературу и провел анкетирование среди учеников лицея, в котором приняло участие 100 человек. Результаты анкетирования показали, что проблема дорожно-транспортных происшествий очень актуальна. Стало ясно, чтобы изменить ситуацию на дорогах, надо начать с себя.
Чтобы показать заинтересованность этой проблемой детей, был создан блог “Дети против ДТП”. Приложение 2. Прежде чем указывать водителям на их недостатки, надо было узнать, как обстоит дело со знанием правил дорожного движения у пешеходов. Была подготовлена викторина на знание правил дорожного движения, а также игры по правилам дорожного движения. В ходе этих дел одноклассники предложили провести конкурсы стихов, рисунков, сказок, лозунгов, а также выйти к малышам в детский сад и первоклассникам.
Все новые идеи обсуждались в классе, затем продумывался подробный план по их реализации. По каждой акции ребята были разделены на инициативные группы, которые отвечали за какое-то конкретное дело.
Основной этап.
Методика проведения социальных акций.
- Разработка плана.
- Определение аудитории.
- Определение места и времени проведения.
- Согласование административных вопросов мероприятия.
- Подготовка материально-технической базы.
- Проведение акции.
- Рефлексия акции.
Наиболее крупная акция под названием “Осторожно, дети!” состоялась 1.11.12. Ученики 4а класса с классным руководителем вышли на улицы города с плакатом и с листовками для водителей, в которых призывали соблюдать правила дорожного движения. Акция была согласована с ГИБДД города, с администрацией лицея. Старший лейтенант полиции останавливал машины, дети подходили к водителям, вручали листовки и просили соблюдать правила дорожного движения. Данное мероприятие было снято местным телевидением и показано в вечерних новостях. На листовках были не просто призывы быть внимательнее, а небольшие сочинения детей о том, что ребята стараются соблюдать правила и просят в ответ того же от водителей. Накануне всемирного дня памяти жертв ДТП был проведен небольшой митинг во дворе лицея. Его целью было привлечение внимания водителей и пешеходов к увеличению числа ДТП в мире. Акция закончилась запуском красных шаров в небо. Красный цвет должен напомнить еще раз всем участникам дорожного движения об осторожности! В классе был проведен конкурс рисунков “Внимание, дорога!” Все ребята приняли в нем участие. Лучшие работы использовали для создания баннера. Дополнив баннер рисунками ребят, фотографиями и призывом к осторожности на дороге мы поместили его в фойе лицея. Приложение 1.
Осуществлялось постоянное сотрудничество лицея с детским садом “Светлячок” № 231.
Акция “Зеленый шар” проводилась для детей из садика и первоклассников. Было интересно наблюдать, как внимательно малыши слушают и отвечают на вопросы. В конце акции всем подарили зеленые шары, чтобы ребята навсегда запомнили, на какой свет надо переходить дорогу.
Был создан мультфильм “Дороже всего наша жизнь”, который стал победителем конкурса учебных фильмов по ПДД городского фестиваля “Творчество юных – за безопасность дорожного движения”.
Аналитический этап.
За год блоге “Дети против ДТП” зарегистрировалось 39 участников. Это учителя школ города, ученики и родители. У блога появляются новые читатели. Каждый день блог просматривается в России и за рубежом. Количество просмотров возросло с 300 до 58 тысяч 500 просмотров.
В блоге описана подготовка каждой акции, описание акций сопровождается большим количеством фотографий. Кроме того размещены обращения к водителям с фотографиями ребят. Информация постоянно обновляется и блог пополняется новыми данными.
Блог Дети против ДТП” может помочь тем, кто тоже заинтересован данной проблемой, кто хочет провести какое-то мероприятие по снижению ДТП, высказать свое мнение о ситуации на дороге, предложить свои идеи по решению данной проблемы. В блоге не только идет обсуждение, но в основном это освещение конкретно проделанной работы, оценка проведенных мероприятий.
Блог “Дети против ДТП” – отмечен благодарностью ГИБДД за проведение социальных акций, Данила Высотин, автор блога получил диплом за лучшую социальную разработку на соревновании юных исследователей “Шаг в будущее” г. Москва.
Перспективы проведения социально значимой работы по снижению ДТП
Продолжать работу в данном направлении необходимо систематически. Надо проводить различного уровня мероприятия в классах и общешкольные, активно поддерживать предложенные ГИБДД дела, а также брать инициативу в свои руки. Когда о соблюдении правил рассказывают взрослые, это может быть воспринято как очередное назидание, но совершенно по-другому воспринимаются детьми сами дети.
В перспективе общественной работы, направленной на снижение
дорожно-транспортных происшествий с участием детей следующие мероприятия:
– создание дружины юных инспекторов дорожного движения в лицее,
– проведение ежегодных праздников для первоклассников “Посвящение в пешеходы”,
– систематическое проведение различных акций при поддержке ГИБДД,
– организация слета юных инспекторов движения из разных регионов.
В результате проведения акции “Дети против ДТП” и освещения ее на блоге, младшие школьники приобрели навыки позитивного социального взаимодействия, как со своими сверстниками, так и с людьми, которые нуждаются в их помощи и внимании, приобрели опыт добровольческой деятельности, у них появился новый круг общения, расширились возможности самореализации, проявления общественной активности, раскрытия творческих способностей, повышения собственной самооценки, авторитета в глазах сверстников. Включение в разнообразные формы деятельности, погружение в ситуацию успеха позволило каждому ребенку успешно сделать собственный выбор в пользу социальной активности и добровольческой деятельности на пользу окружающим людям.
Для уточнения хода развития личностных образований после проведения социальных акций я использовала методику “Акт добровольцев” (Е. Н. Щуркова), создавая ситуации поведенческого выбора.
Дорога Добрых Дел. | 1 класс. | 2 класс. | 3 класс. | 4 класс. |
“Письмо заболевшему однокласснику”. | 4 | 8 | 11 | 14 |
“Чистый класс”. | 8 | 17 | 21 | 26 |
“Помоги малышам”. | 14 | 15 | 26 | 33 |
“Подарки ветеранам”. | 19 | 21 | 29 | 31 |
“Консультант”. | 7 | 12 | 17 | 20 |
“Украсим школьный двор”. | 6 | 12 | 24 | 27 |
“Подарок детскому дому”. | 16 | 22 | 23 | 25 |
Содержание акта добровольцев всегда носило социально-ценностный характер, созидание блага для людей. Я исключала агитацию и психологическое давление, и педагогическую оценку в адрес добровольцев и отказавшихся. Но я старалась оповещать весь коллектив о произведённом добром деле и давала оценку в адрес дела, а не лиц его исполнивших. Динамика роста положительного поведенческого выбора даёт мне возможность говорить об увеличении количества откликов на апелляцию к человеческому достоинству. Результаты помогают мне определить истинное отношение воспитанников к наивысшим ценностям жизни, плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.
Литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2005.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. М., 2000.