Цели урока: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера.
Задачи урока: сформировать представления о лирическом образе, как о форме художественного мышления; развивать навык ассоциативного мышления в процессе слушания и исполнения лирических произведений Бетховена, Визбора, Моцарта, побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, беседа, репродуктивный, практический, перекодирование одного вида искусства в другой; погружения.
Музыкальный материал: соната Бетховена № 14 (Лунная), “Весенняя”.
Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Продолжаем познавать смысл понятия художественного образа в искусстве. Мы с вами выяснили, что художественный образ – одно из центральных понятий в искусстве. Объясните, пожалуйста, что значит художественный образ.
Ученики: Ответы.
Учитель: Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например: образ воина, образ народа. Мы так же выяснили, что образы в художественном произведении различны. Например, обратимся к нашему песенному творчеству. Если я вам скажу, что сейчас звучит наша любимая песня “Ты, слышишь, море”, какой образ вы себе представите?
Ученики: Ответы.
Учитель: А если скажу ДДТ, “Осень”.
Ученики: Ответы.
Учащиеся, предварительно распевшись и выполнив ритмический рисунок в движении, исполняют песню “Осень” под аккомпонемент гитары в ансамбле с учителем. (В это время идёт показ Презентации Слайды 1–4.)
Учитель: фотографии играли роль своеобразной подсказки, что такое лирический образы в музыке. Давайте попробуем дать определение этому понятию. Слово лирика происходит от слова “лира” – это древний инструмент, на котором играли певцы (ропсоды), повествуют о различных событиях и пережитых эмоциях. Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца, в лирическом произведении нет никаких событий, а только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.
Вот главные свойства лирики: чувства, построение, отсутствие действия.
Сегодня мы постараемся на пройденном материале дойти до сущности лирического образа в музыке на примере произведений Л.Бетховена.
Сообщение учеников:
1. Говорить о творчестве Бетховена интересно и сложно одновременно, так как его жизнь и творчество многогранно. В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласивший свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости-идеалы свободы, равенства, братства. “наше время нуждается в людях, мощных духом”– говорил композитор.
2. Всем известно, Бетховен был глухим, но писал музыку. Это традиционно, банально, да писал музыку. Если поговорить с врачами, когда человек теряет слух, он забывает земные звуки, у него лишь звон и шум в ушах. Правда, глухим он стал не сразу. Проблемы со слухом у композитора появились в 28 лет. Можете себе представить, какой ужас должен испытать человек, для которого способность слышать – это самое важное в жизни. “День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах” – писал в те годы Бетховен.
Учитель: Сейчас прозвучит одно из ранних произведений Бетховена – соната для скрипки и фортепиано. Послушайте, пожалуйста, и, слушая, придумайте у себя в уме по 4 слова, отражающие чувства, которые вы будете испытывать слушая. Только музыкант играет сердцем и вы слушайте сердцем. Звучит “Весенняя соната” Бетховена. (Слайд 5)
Учитель: Опишите, что вы почувствовали.
Ученики: красота, изящество, жизнерадостный характер.
Учитель Трудно сказать что-либо определенное о происхождении наименования– “Весенняя”. Известно, что Бетховен лишь в редких случаях давал своим произведениям названия. О своих произведениях, рисующих лирический образ природы Бетховен когда-то писал , что это “… более выражение чувств , чем живопись”
Сообщение учеников:
3. Обращения к врачам не приносили облегчения. Глухота делалась очевидной. Как же тогда он писал музыку, и ответ мы нашли у А.С.Пушкина в стихотворении “Пророк”. Послушайте отрывок этого стихотворения.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстную водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
“восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Учитель: В чём смысл этого стихотворения.
Сообщение учеников:
4. Выходит, что когда ангел коснулся ушей пророка, он оглох с земной точки зрения, у него открывается другой слух, он начинает слышат внутреннюю музыку. (Слайд 6)
Учитель: Вы правы, но ужас от прогрессирующей глухоты сменило счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Тогда ей не было и семнадцати, но жизнелюбие и очарование молодой девушки покорили тридцатилетнего композитора, и он сразу же признался друзьям, что влюбился пылко и страстно. В ответ на его письмо она говорила: “Я ухожу от гения , который уже победил, к гению, который ещё борется за признание. Я хочу быть его ангелом– хранителем”. Джульетта предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга. А Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Он долго бродил по лесу и возвращался домой. Ни одной жалобы никто не услышал от него. Всё было сказано музыкой. Мы рассказали историю создания поистине шедевра музыкального искусства – сонаты, которую после его смерти назовут “Лунной”.
Сегодня мы узнали что такое лирические образы в музыке и выяснили что – это:
Ученики: Ответы.
Подводятся итоги урока и выставляются оценки.